Действующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие системы дошкольного образования муниципального образования "Город Псков" на 2010 - 2012 годы" (с изменениями на 13 марта 2013 года)

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа


Долгосрочная целевая программа "Развитие системы дошкольного образования муниципального образования "Город Псков" на 2010 - 2012 годы" (далее - программа) направлена на развитие системы дошкольного образования, на выполнение полномочий Администрации города Пскова в сфере образования. Данный документ разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и является основой в реализации политики Администрации города Пскова в области дошкольного образования. Программа определяет стратегию развития системы дошкольного образования в городе до 2012 года и меры по её реализации.

Основная цель и задачи данной программы конкретизируются и развиваются соответствующими программами муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые учитывают особенности микрорайонов, самих учреждений, цели, задачи, направления их деятельности, и нацелены на решение вопросов, отнесенных к ведению муниципального образования "Город Псков".

В ходе реализации ранее действующей муниципальной целевой программы "Развитие системы дошкольного образования города Пскова на 2008 - 2012 годы", утвержденной Решением Псковской городской Думы от 18.04.2008 N 385, были достигнуты следующие положительные результаты:

- открыты 6 дополнительных групп в МДОУ, что позволило увеличить охват детей дошкольным образованием на 120 человек;

- повысился профессиональный уровень педагогических работников (в отчетный период получили высшее образование 11 педагогических работников и 2 чел. - среднее специальное, прошли курсы повышения квалификации 80% педагогических работников);

- выросло число детей, получающих дополнительные образовательные услуги (2007 г. - 6385 чел.; 2008 - 7130 чел.);

- приведены в соответствие с действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами города Пскова Уставы дошкольных образовательных учреждений;

- развиваются государственно-общественные формы управления в сфере дошкольного образования (городской Совет родительской общественности, Советы МДОУ, Попечительские советы);

- проведены конкурсы в рамках приоритетного Национального проекта "Образование" на муниципальном уровне на лучший детский сад и лучшего педагога детского сада (2008 г.: сады N 29, 40, 41; педагоги МДОУ N 15, 32, 42, 50);

- осуществлены мероприятия по пожарной безопасности в МДОУ в части установки во всех МДОУ пожарной сигнализации.

Несмотря на положительные шаги в организации дошкольного образования, существует ряд проблем, требующих решения:

1. Недостаточность мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время в городе спрос на дошкольное образование и услуги превышает предложения. На 1 октября 2009 года городская очередь на устройство ребенка в детский сад составляет 4288 человек, в т.ч. детей 2007 года рождения - 1692 чел.; 2008 г.р. - 2076 чел.; 2009 г.р. - 520 чел.

В наступившем учебном году Управление образования Администрации города Пскова не смогло в полном объеме обеспечить местами в МДОУ детей 2007 года рождения, родители которых имеют льготу по устройству в детские дошкольные учреждения.

2. Особого внимания и максимальной поддержки требует материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений города Пскова: износ инженерных сетей составляет 86%, высок процент износа мебели, мягкого инвентаря, кухонного и прачечного оборудования.

3. Для охраны жизни и здоровья детей дошкольные образовательные учреждения остро нуждаются в обновлении спортивного оборудования и инвентаря, как в групповых помещениях, спортивных залах, так и на прогулочных площадках.

В медицинских кабинетах ощущается недостаток физиотерапевтического оборудования, медикаментов.

В большинстве МДОУ в недостаточном количестве имеются первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарные рукава. Все дошкольные учреждения имеют предписания Госпожнадзора по Псковской области по демонтажу сгораемой облицовки стен на путях эвакуации, в групповых помещениях, замены глухих решеток на окнах на распашные. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях несвоевременно проводится противопожарная пропитка чердачных помещений.

Для выполнения санитарно-гигиенических требований, изложенных в СанПинах, дошкольным учреждениям необходимо финансирование с целью замены посуды, хозяйственно-бытового инвентаря, спецодежды для сотрудников, мягкого и твердого оборудования.

4. На протяжении многих лет МДОУ не оснащались необходимыми программно - методическими материалами для обеспечения образовательного процесса, а именно: обновленными образовательными программами, методическими рекомендациями и пособиями, дидактическим демонстрационным и раздаточным материалом, техническими средствами (компьютерами, магнитофонами, музыкальными центрами), развивающими играми и компьютерными программами. Предметно-развивающая среда не соответствует требованиям реализуемых программ.

5. Другой проблемой качества, эффективности дошкольного образования является обеспечение дошкольных образовательных учреждений педагогическими кадрами.

Наблюдается "старение" и текучесть педагогических кадров. Около 10% воспитателей - граждане пенсионного возраста. Молодые специалисты не закрепляются в дошкольных образовательных учреждениях. Имеет место дефицит кадров, вакансий воспитателей в 2009 году - 29 человек. Все это - последствия низкого уровня заработной платы в сфере дошкольного образования, наличие минимума социальных льгот, не решаемые на протяжении ряда лет социально - бытовые вопросы.

Это говорит о том, что существующая материальная база МДОУ, статус педагогического работника детского сада не в полной мере соответствуют современным потребностям и запросам населения города.

Сегодня дошкольное образование города находится в таком качественном состоянии, когда все участники образовательного процесса осознают необходимость перемен, потребность адаптации данной системы к новым социально-экономическим условиям.

Необходимость принятия данной программы связана, с одной стороны, с вступлением в силу новых нормативных правовых актов в сфере образования, повышающих требования, в частности, к качеству дошкольного образования, и, с другой стороны - с пересмотром подходов к перспективам социально-экономического развития города и повышением качества жизни населения.

Решение поставленной проблемы программно-целевым методом связано:

- с выполнением полномочий органов местного самоуправления;

- необходимостью взаимодействия органов Администрации города (Управления образования, финансового управления, Комитета по управлению муниципальным имуществом);

- с отсутствием возможности выполнения мероприятий за счет текущего финансирования МДОУ.