Программа внедряется с целью формирования навыков правильного полоролевого поведения, социального общения, персональной сохранности, оказания помощи в решении личных проблем.
В рамках данного мероприятия планируется приобретение сенсорной комнаты.
При условии организации и реализации задачи развития системы реабилитации в детском доме-интернате для умственно отсталых детей воспитанники дома-интерната будут иметь уникальную возможность прохождения комплексной реабилитации, включающей курсы социальной, профессиональной и психолого-педагогической поддержки.
Результатом этого мероприятия будет формирование у 30 детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате для умственно отсталых детей, необходимого для самостоятельного проживания уровня социально-правовой компетенции, навыков правильного коммуникативного и полоролевого поведения, комплекса трудовых навыков, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности.
4. Обеспечение участия детей-инвалидов, проживающих в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, а также выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей, проходящих курс адаптации перед самостоятельным проживанием, и самостоятельно проживающих выпускников дома-интерната в массовых культурных, спортивных и других мероприятиях.
Воспитанники дома-интерната для умственно отсталых детей, а также находящиеся на адаптации перед самостоятельным проживанием и самостоятельно проживающие выпускники дома-интерната будут активно вовлекаться в художественно-эстетическую деятельность путем организации концертов, смотров, конкурсов, фестивалей для инвалидов с их участием. Планируется участие детей не только в концертах, конкурсах, проводимых в домах-интернатах, но и в городских, районных, межрайонных, краевых мероприятиях.
Результатом этого станет улучшение интеграции воспитанников детского дома-интерната для умственно отсталых детей в жизнь местного сообщества.
5. Проведение предварительной адаптации выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей к самостоятельному проживанию и ведению ими трудовой деятельности.
Предварительная адаптация к самостоятельному проживанию выпускника детского дома-интерната с сохранным интеллектом, имеющего потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, но еще не готового к этому, осуществляется в двух направлениях с учетом личных предпочтений и трудовой направленности:
1) в условиях сельского поселения (на базе отделения молодых инвалидов детского дома-интерната для умственно отсталых детей (с. Кандобаево Петровск-Забайкальского района), на базе отделения трудовой реабилитации молодых инвалидов "Танха" ГАУСО "Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" либо на базе отделения реабилитации "Уненкер" ГАУСО "Первомайский психоневрологический дом-интернат").
На адаптацию в условиях сельского поселения направляются выпускники детского дома-интерната, имеющие потенциал к самостоятельному проживанию и желающие проживать в условиях сельского поселения. Данное мероприятие осуществляется по рабочей программе "Адаптация молодых инвалидов к самостоятельному проживанию в условиях сельского поселения", разработанной для каждого воспитанника отдельно. Основными задачами этого этапа являются:
создание условий для успешной адаптации выпускников дома-интерната для умственно отсталых детей к самостоятельной жизни;
стимулирование личностного роста и развития самосознания молодых инвалидов в процессе труда;
закрепление у выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей умений и навыков хозяйственно-бытового и сельскохозяйственного труда;
закрепление у выпускников детского дома-интерната для умственно отсталых детей экономических и правовых представлений.
Работа по указанной программе проводится по следующим направлениям:
социально-правовое;
социально-бытовое;
культурно-досуговое;
трудовое.
Выпускникам в вышеуказанных учреждениях социального обслуживания предоставляются комнаты для проживания, рассчитанные на 3-4 человека, оборудованные необходимой мебелью и бытовой техникой. Молодые инвалиды будут заниматься работой на подсобном хозяйстве. Все они будут трудоустроены;
2) в условиях социальной гостиницы, открытие которой в рамках настоящей программы планируется на базе ГАУСО "Петровск-Забайкальский комплексный центр социального обслуживания населения "Ветеран".
Среда социальной гостиницы предполагает открытость внешнему миру, гармоничное сочетание быта, максимально приближенного к домашнему, с возможностью реализации и развития личности через творческую и производственную деятельность. При этом социальная гостиница - это не продолжение детского дома-интерната, а место, где выпускники совершенствуют социально-бытовые навыки, профессиональные навыки, взаимодействуют с обществом.
Длительность пребывания молодого инвалида в социальной гостинице зависит от сформированности у него умений и навыков, необходимых для самостоятельного проживания и его психологической готовности к новым условиям проживания. Максимальный срок проживания в социальной гостинице составит 1 год.
Данное мероприятие будет реализовано в 3 этапа.
1 этап - подготовительный - адаптация выпускника детского дома-интерната для умственно отсталых детей к проживанию в гостинице и организация проживания в ней.
Основными задачами этого этапа являются:
установление позитивных отношений с выпускником детского дома-интерната, формирование у него чувства безопасности в новых условиях проживания;