Недействующий

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Жилище (2012-2015 годы)» (с изменениями на 24 июля 2013 года)

Таблица 1


Жилищный фонд муниципального района «Каларский район», признанный  ветхим и аварийным на основании действующих
 нормативных правовых актов и актов обследования межведомственных комиссий района и поселений

№ п/п

Наименование поселения

Площадь,
кв. м

Количество человек

Количест-во семей

Количест-во домов

1

Городское поселение «Новочарское»

34573,5

1534

609

231

2

Сельское поселение «Куандинское»

3562,6

135

52

40

3

     Сельское поселение «Икабьинское»

2949,1

83

48

11

     Всего по муниципальному району

41085,2

1752

709

282


Разница между статистическими данными и фактическим объемом ветхого и аварийного жилищного фонда обусловлена тем, что из-за высокой дотационности бюджетов муниципального района и поселений отсутствует возможность создания резервного фонда для обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в соответствии с действующим законодательством. Поэтому часть актов о признании жилищного фонда ветхим и аварийным опротестовывается органами прокуратуры.

Ветхий и аварийный жилищный фонд населенных пунктов характеризуется наличием деревянных домов постройки 1930-1980 и 1980-1990 годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых

практически невозможно ни по санитарным, ни по социальным нормам. Процесс пополнения ветхого и аварийного жилищного фонда идет стремительно. Ежегодно в эту категорию переходит порядка 16,5 тыс. квадратных метров жилья. В целом в населенных пунктах района насчитывается 570 аварийных и ветхих жилых домов. Ликвидируются в настоящее время только дома, которые уничтожены пожарами.

Во-вторых, в городском поселении «Новочарское», сельском поселении «Куандинское» имеется большое число капитальных деревянных домов, эксплуатирующихся с первых дней строительства БАМа и находящихся в аварийном состоянии, что свидетельствует о том, что в вопросах проектирования, строительства и особенно эксплуатации этих строений были допущены серьезные просчеты. На это повлияли следующие факторы:

строительство жилищного фонда на территориях, подвергающихся сезонному затоплению мерзлотными и грунтовыми водами и паводковыми разливами реки Чара;

нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие эксплуатационными службами оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения; (Абзац двенадцатый раздела 1 с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 июня 2012 года № 269)

отсутствие централизованной ливневой системы водоотведения в населенных пунктах;  (Абзац тринадцатый раздела 1 с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 июня 2012 года № 269)

применение некачественных строительных материалов.

Совокупность указанных обстоятельств привела к тому, что грунты оснований фундаментов обводнены и затоплены, происходит неконтролируемое оттаивание вечной мерзлоты. Это, в конечном итоге, привело к неравномерным просадкам грунтов, вызывая появление недопустимых трещин, подтопление и гниение цоколей деревянных строений.

Частично проблема переселения и обеспечения жильем населения северных территорий решалась в рамках действующих подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В соответствии с Федеральным законом от  25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» часть граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде в зоне БАМа, имеет право на получение субсидии. Однако это не решает проблемы комплексного переселения граждан из зоны БАМа. Лимиты, выделяемые из средств федерального бюджета на данное направление, не могут в ближайшей перспективе обеспечить всех очередников социальными выплатами. Время ожидания граждан, включенных в сводные списки на получение государственных жилищных сертификатов, будет с каждым годом увеличиваться, и при существующей очередности реализация подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» закончится ориентировочно через 100 лет. Кроме того, согласно нормам федерального законодательства в первую очередь сертификатами обеспечиваются граждане из категории «инвалиды», затем - «пенсионеры», «безработные» и «работающие». В связи с этим сотни граждан, стоящих в очереди на получение сертификата, фактически не имеют возможности его получить.

Данные о количестве участников федеральных и региональных целевых программ по улучшению жилищных условий, а также граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством, по поселениям и в целом по муниципальному району приведены в таблице 2.