Жилищный фонд муниципального района «Каларский район», признанный ветхим и аварийным на основании действующих
нормативных правовых актов и актов обследования межведомственных комиссий района и поселений
№ п/п | Наименование поселения | Площадь, | Количество человек | Количест-во семей | Количест-во домов |
1 | Городское поселение «Новочарское» | 34573,5 | 1534 | 609 | 231 |
2 | Сельское поселение «Куандинское» | 3562,6 | 135 | 52 | 40 |
3 | Сельское поселение «Икабьинское» | 2949,1 | 83 | 48 | 11 |
Всего по муниципальному району | 41085,2 | 1752 | 709 | 282 |
Разница между статистическими данными и фактическим объемом ветхого и аварийного жилищного фонда обусловлена тем, что из-за высокой дотационности бюджетов муниципального района и поселений отсутствует возможность создания резервного фонда для обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в соответствии с действующим законодательством. Поэтому часть актов о признании жилищного фонда ветхим и аварийным опротестовывается органами прокуратуры.
Ветхий и аварийный жилищный фонд населенных пунктов характеризуется наличием деревянных домов постройки 1930-1980 и 1980-1990 годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых
практически невозможно ни по санитарным, ни по социальным нормам. Процесс пополнения ветхого и аварийного жилищного фонда идет стремительно. Ежегодно в эту категорию переходит порядка 16,5 тыс. квадратных метров жилья. В целом в населенных пунктах района насчитывается 570 аварийных и ветхих жилых домов. Ликвидируются в настоящее время только дома, которые уничтожены пожарами.
Во-вторых, в городском поселении «Новочарское», сельском поселении «Куандинское» имеется большое число капитальных деревянных домов, эксплуатирующихся с первых дней строительства БАМа и находящихся в аварийном состоянии, что свидетельствует о том, что в вопросах проектирования, строительства и особенно эксплуатации этих строений были допущены серьезные просчеты. На это повлияли следующие факторы:
строительство жилищного фонда на территориях, подвергающихся сезонному затоплению мерзлотными и грунтовыми водами и паводковыми разливами реки Чара;
нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие эксплуатационными службами оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения; (Абзац двенадцатый раздела 1 с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 июня 2012 года № 269)
отсутствие централизованной ливневой системы водоотведения в населенных пунктах; (Абзац тринадцатый раздела 1 с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 июня 2012 года № 269)
применение некачественных строительных материалов.
Совокупность указанных обстоятельств привела к тому, что грунты оснований фундаментов обводнены и затоплены, происходит неконтролируемое оттаивание вечной мерзлоты. Это, в конечном итоге, привело к неравномерным просадкам грунтов, вызывая появление недопустимых трещин, подтопление и гниение цоколей деревянных строений.
Частично проблема переселения и обеспечения жильем населения северных территорий решалась в рамках действующих подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» часть граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде в зоне БАМа, имеет право на получение субсидии. Однако это не решает проблемы комплексного переселения граждан из зоны БАМа. Лимиты, выделяемые из средств федерального бюджета на данное направление, не могут в ближайшей перспективе обеспечить всех очередников социальными выплатами. Время ожидания граждан, включенных в сводные списки на получение государственных жилищных сертификатов, будет с каждым годом увеличиваться, и при существующей очередности реализация подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» закончится ориентировочно через 100 лет. Кроме того, согласно нормам федерального законодательства в первую очередь сертификатами обеспечиваются граждане из категории «инвалиды», затем - «пенсионеры», «безработные» и «работающие». В связи с этим сотни граждан, стоящих в очереди на получение сертификата, фактически не имеют возможности его получить.
Данные о количестве участников федеральных и региональных целевых программ по улучшению жилищных условий, а также граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законодательством, по поселениям и в целом по муниципальному району приведены в таблице 2.