Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 июля 2010 года N 279

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2011-2020 годы)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

г. Чита

{наименование в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 20.06.2012 года N 269}

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 12.04.2011 года N 120 НГР: ru92000201100271

Постановление Правительства Забайкальского края от 14.06.2011 года N 196 НГР ru92000201100462

Постановление Правительства Забайкальского края от 20.06.2012 года N 269 НГР: ru92000201200647

Постановление Правительства Забайкальского края от 18.09.2012 года N 390 НГР: ru92000201201163}

Постановление Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 НГР: ru92000201301700}

В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148 (с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года N 205), в целях обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Забайкальском крае Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2011-2020 годы).

{постановляющая часть изложена в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 20.06.2012 года N 269}

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф. Гениатулин


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Забайкальского края

от 06 июля 2010 года N 279

(в редакции постановления

Правительства Забайкальского края

от 14 июня 2011 года N 196)

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2011-2020 годы)"

ПАСПОРТ краевой долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2011-2020 годы)"


Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2011 - 2020 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 02 февраля 2010 года N 30-р "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2011 - 2013 годы)".

Дата утверждения
 программы

Постановление Правительства Забайкальского края от "14" июня 2011 года N 196 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2011 - 2020 годы)".

Государственный заказчик - координатор программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Государственные заказчики программы

Министерство территориального развития Забайкальского края;

 Министерство промышленности и энергетики Забайкальского края;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;

 Министерство здравоохранения Забайкальского края;

 Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края;

 Министерство культуры Забайкальского края;

 Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края;

 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края;

 Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края;

 Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края;

 Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края;

 Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края;

 Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края;

 Департамент по делам архивов Забайкальского края;

 Департамент управления делами Губернатора Забайкальского края;

 Департамент записи актов гражданского состояния Забайкальского края;

 Государственная ветеринарная служба Забайкальского края.

{позиция " Государственные заказчики программы " в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.11.2013 года N 498 }

Основной разработчик программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Цель и задачи программы

Цель: снижение за счет реализации мероприятий программы энергоемкости валового внутреннего продукта Забайкальского края на 40 процентов.
 Задачи:
 - существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услу гами по доступным ценам;

 - снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;

 - формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 - пропаганда и внедрения системы энергетического менеджмента;

 - совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 - реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 -внедрение механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний;

 подготовка кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

 проведение энергетических обследований краевых государственных унитарных предприятий, краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на заказчиков программы;

 - оснащение приборами учета энергоресурсов краевых государственных унитарных предприятий, краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на заказчиков программы, и обеспечение системы расчетов с поставщиками энергоресурсов по показаниям приборов учета.

Важнейшие целевые индикаторы
 программы

Экономия потребления тепловой энергии в размере  683,2 тыс. Гкал;

 экономия потребления электрической энергии в размере  579,5 млн. кВт/час;

 снижение доли потерь тепловой энергии при передаче в суммарном объеме отпуска тепловой энергии в системах коммунальной инфраструктуры с 17 % в 2011 году до 12 % в 2013 году;

 увеличение доли объема отпуска холодной воды, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета, с 38 % в 2011 году до 89 % в 2013 году;

 увеличение доли объема отпуска электрической энергии, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета, с 98 % в 2011 году до 100 % в 2013 году;

 увеличение доли объема отпуска тепловой энергии, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета, с 18 % в 2011 году до 68 % в 2013 году;

 экономия потребления первичных ресурсов в размере 178 тыс. тонн условного топлива.

Сроки и этапы реализации программы

2011 - 2020 годы. Программа будет реализовываться в два этапа: 1-ый этап 2011 -2013 годы, 2-ой этап 2014-2020 годы.

Потребность в финансировании программы

Потребность в финансировании мероприятий программы за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников составляет 22192,73 млн. рублей, в том числе по годам:
 2011 год - 9582, 80 млн. рублей;

 2012 год - 8716,56 млн. рублей;

 2013 год - 3893,37 млн. рублей.

Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы

Экономический эффект от выполнения всех мероприятий программы составит 490 млн. рублей в ценах 2010 года (средний срок окупаемости мероприятий - 2,7 года). Выполнение программных мероприятий в последующие годы позволит достигнуть ежегодного сокращения государственными заказчиками программы расходов на энергоресурсы в размере около 160 млн. рублей в ценах 2010 года. Предусматриваемое настоящей программой в 2011 - 2013 годах снижение удельного потребления тепловой и электрической энергии позволит предотвратить выбросы в атмосферу диоксида углерода и вредных веществ в объеме 3000 т.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


В настоящее время энергосбережение является одной из приоритетных задач, что связано с дефицитом основных энергоресурсов, возрастающей стоимостью их добычи, а также с глобальными экологическими проблемами. Проблема энергосбережения и вопросы энергетической эффективности в настоящее время становятся особенно актуальными и все чаще озвучиваются на государственном уровне.

На данный момент топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов экономики. Он активно влияет на состояние и перспективы развития экономики: на его долю приходится 26% валового внутреннего продукта (ВВП), около 30% объема промышленного производства, 25% налоговых доходов консолидированного бюджета и 60% валютных поступлений в страну. В то же время экономика России носит энергорасточительный характер. Только прямые потери топливно-энергетических ресурсов достигают 25 - 30%, потребление энергоресурсов превышает аналогичные показатели индустриально развитых стран в промышленности в 3 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 3,5 раза.

В Забайкальском крае около 35 - 40% всех потребляемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) расходуется без отдачи, неэффективно. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие ТЭК, возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни жителей края. Энергоемкость валового внутреннего продукта РФ в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. По уровню производства ВРП на душу населения Забайкальский край значительно отстает от среднего показателя по России, СФО, Красноярского края, Иркутской, Кемеровской, Томской областей и др.

В таблице N 1приведены показатели энергоемкости, электроемкости и теплоемкости ВРП Забайкальского края в динамике.

Таблица 1. Показатели энергоемкости Забайкальского края


Наименование показателя

Количественное значение

2008 г .

2009 г .

2010 г .

ВРП Забайкальского края, млн. руб.

140866,3

148381,8

166031,3

Потребление ТЭР, тыс. т у.т.

6291,6

6273,1

6455,9

Энергоемкость ВРП, кг у.т. / тыс. руб.

44,66

42,28

38,88

Потребление электрической энергии, млн. кВт ч

7234,0

7418,0

7569,0

Электроемкость ВРП, кВт ч/тыс. руб.

51,35

49,99

45,59

Потребление тепловой энергии, тыс. Гкал

7647,8

8081,9

7620,7

Теплоемкость ВРП, Гкал/млн. руб.

54,3

54,5

45,9

Как видно из таблицы, энергоемкость, электроемкость и теплоемкость валового регионального продукта Забайкальского края снижаются. Снижение энергоемкости ВРП, в общем, является положительной тенденцией, которая в случае роста производства во всех отраслях экономики характеризует применение современных энергосберегающих мероприятий и технологий, однако в Забайкальском крае такое положение является, в основном, следствием снижения промышленного производства, сокращения численности населения и соответственно сокращения энергопотребления.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности энергосбережения топливно-энергетических ресурсов. В связи с ежегодным удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг.

Анализ функционирования хозяйства края показывает, что основные потери ТЭР наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии, воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении регионального хозяйства, в промышленности. Суммарные фактические потери электроэнергии составили в 2008 году 16,48%, в 2009 году - 22,23%, в 2010 году - 16,5%. Потери тепловой энергии составили в 2008 году 18,9 %, в 2009 году - 19,8 %, в 2010 г. – 19,6 %. Потери воды составили в 2008 году 22,85 %, в 2009 году – 25,8 %, в 2010 году – 25,9%.

Отсутствие приборов учета в полном объеме не стимулирует применение рациональных методов расходования топливно-энергетических ресурсов.

Усугубляет ситуацию рост цен на топливо, рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающие уровень инфляции, что приводит к снижению конкурентоспособности краевых товаропроизводителей, повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, организаций социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения.

Недостаточное финансирование комплекса работ по энергосбережению в течение ряда лет негативно влияет на сложившуюся ситуацию.

Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными.

К проблемам также относится ежегодный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения, предприятий и организаций края, который варьируется в пределах от 12 до 25%.

Тарифное регулирование, которое применяется в Забайкальском крае, не учитывает все проблемные аспекты энергоснабжения, так как в тариф на электрическую энергию невозможно включить все необходимые затраты. Во-первых, имеется серьезный сдерживающий фактор - предельные значения тарифов, устанавливаемые на федеральном уровне, во-вторых, доступность услуг, таких как платежеспособность потребителей, при значительном росте тарифов снизится ниже возможного уровня.

В структуре оплаты коммунальных услуг бюджетных организаций доминируют затраты на тепловую энергию - 63,9 %, затраты на электроэнергию составляют 30,6 %, на водоснабжение – 5,5 % (по состоянию на 2010 год). В случае безучетного потребления тепловой энергии малоэффективная работа устаревших систем отопления и неполное выполнение мероприятий по подготовке объектов к работе в зимний период вынуждают учреждения производить оплату за потребленную тепловую энергию по установленным нормативам потребления, что в действительности превышает реальный уровень потребления на 12-18 %. Примерно 22 % затрат на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений являются следствием неэффективного использования энергетических ресурсов и неэффективного управления потреблением энергии.

Одной из причин нерационального потребления энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях является использование электрообогревателей из-за неэффективной работы отопительных систем учреждений и недостаточных мер по утеплению зданий. Кроме того, в них недостаточно широко применяются энергосберегающие осветительные и другие приборы, что способствует завышению потребления электроэнергии на 5 - 10%.

В настоящее время потребители несут значительные затраты на оплату коммунальных ресурсов. Договоры на поставку тепла, холодной и горячей воды, электроэнергии в местах общего пользования отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.

Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.

В условиях роста цен на электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период до 2014 года будет расти с темпами от 10 до 15% в год. Близкие значения дает и прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению, по электроэнергии.

Основной проблемой, решению которой способствует региональная программа Забайкальского края, является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения. Мероприятия региональной программы в той или иной мере охватывают все отрасли экономики Забайкальского края и должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и одним из базовых элементов технического и технологического перевооружения предприятий и жилищного фонда. Это в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в основных стратегических документах, определяющих приоритеты социально-экономического развития Забайкальского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимыми условиями укрепления энергетической безопасности являются устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе для поддержания необходимых темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики.

Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты энергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергетической эффективности.

С учетом указанных обстоятельств проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы края предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:

- росту затрат предприятий, расположенных на территории края, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

- снижению эффективности отраслей экономики края, вызванному ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития;

- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;

- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на региональное управление;

- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

Отсюда повышение энергетической и экологической эффективности и энергосбережение являются важнейшими исходными условиями развития Забайкальского края на период до 2015 года. Повышение энергоэффективности имеет, кроме того, и важное социальное значение. При низкой энергоэффективности снижаются шансы на успешную реализацию национальных проектов. Без повышения эффективности использования энергии и высвобождения неэффективно используемых мощностей трудности с осуществлением национальных проектов будут только усугубляться.

Присоединенные и присоединяемые нагрузки могут быть значительно снижены за счет мер по капитальному ремонту существующих зданий и строительству новых зданий с повышенными требованиями к энергоэффективности, что существенно снижает риск торможения развития экономики и обеспечивает инвестиционную привлекательность.

Таким образом, основные проблемы, предопределяющие низкую энергетическую эффективность в экономике и бытовом секторе на данном этапе социально-экономического развития Забайкальского края, на устранение которых направлена региональная программа, заключаются в следующем:

1) высокая энергоемкость экономики Забайкальского края, отставание производственного и инфраструктурного потенциала от мирового научно-технического уровня;

2) высокие удельные затраты энергоресурсов на единицу продукции, приводящие к снижению рентабельности деятельности предприятий;

3) расточительное расходование энергоресурсов (ЭР) при их высокой стоимости;

4) низкое качество угля местных угольных разрезов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»