Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


12 июля 2010 года № 287


Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы
«Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 12 февраля 2013 года)

___________________________________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:

постановлением Правительства Забайкальского края от 12 августа 2011 года № 296 ("Азия-Экспресс", № 34, 25 августа 2011 года);

постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2011 года № 510 ("Азия-Экспресс", № 52, 29 декабря 2011 года);

постановлением Правительства Забайкальского края от 20 июня 2012 года № 269 ("Азия-Экспресс", № 26, 28 июня 2012 года);

постановлением Правительства Забайкальского края от 12 февраля 2013 года № 73 ("Азия-Экспресс", № 8, 21 февраля 2013 года)

____________________________________________________________________________________


В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года № 205), Правительство Забайкальского края

    

   постановляет:


1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)».

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края разработать аналогичные муниципальные целевые программы.

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Забайкальского края
от 12 июля 2010 года № 287
(в редакции
 постановления Правительства Забайкальского края
от 12 февраля 2013 года № 73)


КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)»


ПАСПОРТ
краевой долгосрочной целевой программы
«Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)»


Наименование программы

Краевая долгосрочная целевая программа «Чистая вода Забайкальского края (2011-2015 годы)» (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 24 августа 2009 года № 552-р                        «О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы «Чистая вода               Забайкальского края (2011-2015 годы)» (с                         изменениями, внесенными распоряжениями                Правительства Забайкальского края от 03 ноября 2009 года № 715-р, от 21 декабря 2009 года  № 812-р, от 18 мая 2010 года № 256-р).

Дата утверждения программы

Постановление Правительства Забайкальского края от 12 июля 2010 года № 287 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Чистая вода Забайкальского края (2011-               2015 годы)».

Государственный заказчик -
координатор программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Основной разработчик
программы

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Государственные   заказчики программы           

Министерство территориального развития Забайкальского края;

Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края.

Цель и задачи программы

Цели:

обеспечение населения Забайкальского края питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Задачи:

создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения и  водоотведения;

развитие государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения на основе концессионных соглашений;  

развитие централизованных систем водоснабжения;

осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения, артезианских скважин с применением прогрессивных технологий и оборудования, в том числе отечественного производства, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям в сфере рационального водопользования;

снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;

осуществление строительства, модернизации систем и сооружений  водоснабжения и водоотведения с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих соответствующее установленным требованиям качество сточных вод при сбросе их в водные объекты;

увеличение энергоэффективности технологических процессов в сфере водоснабжения и водоотведения;

внедрение современных технологий, повышающих эффективность работы объектов жизнеобеспечения;

обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности при эксплуатации объектов систем водоснабжения и водоотведения.

Важнейшие целевые индикаторы программы

Реализация программы к концу 2015 года позволит:

снизить уровень износа объектов водоснабжения и водоотведения до 36%;

увеличить долю населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению и водоотведению, до 87%;

увеличить долю населения, потребляющего, питьевую воду надлежащего качества, до 84%;

сократить уровень потерь воды в сетях централизованного водоснабжения, в том числе из-за аварий, до 13,5%;

снизить удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, до 17,1%;

снизить удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не  отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, до 1,8%;

снизить долю уличной водопроводной сети,             нуждающейся  в замене, до 25%;

снизить долю уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, до 25%;

снизить число аварий в системах водоснабжения и водоотведения, до 27 на 1000 км сетей;

увеличить долю сточных вод, пропущенных          через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, до 99%;

увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 99%;

снизить количество зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями до 0,875 тыс.человек;

снизить количество зарегистрированных больных вирусными гепатитами до 0,081 тыс. человек;

снизить количество зарегистрированных больных злокачественными образованиями до 2,65 тыс. человек.

Сроки и этапы реализации программы

2011-2015 годы.

Программа реализуется в один этап.

Потребность в финансировании программы

Объем финансирования программы из средств краевого бюджета составляет 1416,0 млн. рублей,  в том  числе по годам:

2011 год - 133,3 млн. рублей;

2012 год - 332,2 млн. рублей;

2013 год - 345,3 млн. рублей;

2014 год - 336,5 млн. рублей;

2015 год - 268,7 млн. рублей.

Основные ожидаемые
конечные
результаты реализации программы

В результате реализации программы будут обеспечены улучшение водоснабжения и водоотведения для населения Забайкальского края до существующих нормативов, улучшение качества питьевой воды, снижение стоимости используемой воды, сокращение потерь воды, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям, контроль изменения состояния водных объектов и сбросов сточных вод в них.


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения, городского округа водоснабжения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения соответственно поселений, городских округов.

Если в городских округах и городских поселениях, имеющих организации коммунального комплекса, осуществляющие эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, основной проблемой является высокий уровень износа основных фондов, то в большинстве сельских поселений ввиду отсутствия указанных организаций либо слабой материально-технической оснащенности существующих, дефицита средств местных бюджетов осуществление мер по решению проблем водоснабжения и водоотведения существенно ограничено.

Водоснабжение потребителей в Забайкальском крае осуществляется из 325 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Основными источниками водоснабжения жителей Забайкальского края являются подземные воды, которые удовлетворяют 98% потребности.

Преобладающая часть объектов водопроводного хозяйства расположена в городах и поселках городского типа. В них расположены 58,1% общего числа водопроводов и отдельных водопроводных сетей, 90,7% общей протяженности уличной водопроводной сети, 89,2% водоводов. Централизованным водоснабжением обеспечено 82,4% городских и 6,7% сельских населенных пунктов.

Общая протяженность водопроводной сети 2267,1 км. Протяженность ветхих сетей, требующих замены, составляет 793,6 км (35%).

В 2010 году заменено 40,1 км ветхих водопроводных сетей, что составляет 1,8% от общей протяженности сетей (при нормативе замены 5%) и 5% от протяженности ветхих сетей.

В 2010 году произошло 74 аварийных ситуации на водопроводных сетях. Наибольшее число аварий отмечалось в населенных пунктах: Нерчинске, Оловянной, Чернышевске, Забайкальске, Чите, что обусловлено высоким уровнем износа водопроводных сетей.

Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения и качество жизни, улучшают условия деятельности и повышают уровень жизни населения. Отсутствие чистой питьевой воды и качественного водоотведения является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличения степени риска возникновения воднозависимых патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к централизованным системам водоснабжения и водоотведения приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.

Поэтому проблема обеспечения населения качественной питьевой водой в достаточном количестве является одной из приоритетных проблем социального развития любой территории.

По данным мониторинга, питьевая вода в Забайкальском крае не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям и санитарно-химическим показателям. Сегодня каждый второй житель Забайкальского края вынужден использовать для питьевых целей воду ненадлежащего качества, не соответствующую по ряду показателей санитарно-гигиеническим требованиям. Пятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.

Основные причины низкого качества воды, поступающей из источников централизованного водоснабжения, заключаются в изношенности коммуникаций и оборудования и устаревших методах очистки.

Санитарно-химическое и микробное загрязнение источников централизованного водоснабжения необходимо устранить путем очистки и обеззараживания воды на водозаборных сооружениях, соблюдения санитарного режима в водоохранных зонах водозаборов, эксплуатации водозаборов с установлением соответствующих зон санитарной охраны.

Сравнительная характеристика удельного веса проб питьевой воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам, представлена на основании сведений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю.


Администра-тивно-территориаль-ные единицы Забайкальского края

Удельный вес проб питьевой воды из водопроводной сети, не                          соответствующих гигиеническим нормативам (%)

по санитарно-химическим
показателям

по микробиологическим
показателям

2008
г.

2009
г.

2010
г.

дина-мика
к 2008 г.

ран-говое
место

2008
г.

2009
г.

2010
г.

дина-мика к
2008 г.

ран-
говое
место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Агинский район

2,9

0

0

=

1

4,3

2,9

1,8

v

5

Акшинский                                район

0

0

1,9

^

4

0

0

0

=

1

Балейский район

7,3

16,5

11,1

v

8

0,6

0,6

1,6

^

4

Борзинский                      район

4,1

1,7

20,0

^

13

4,4

3,3

3,2

v

7

Газимуро-Заводский район

-

18,1

11,3

v

9

-

-

0

1

Забайкальский район

0

7,0

27,8

^

15

13,6

8,6

16,7

^

14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Каларский район

23,8

17,6

14,1

v

11

0,4

0

0

=

1

Калганский                                  район

-

4,0

15,4

^

12

-

0

0

=

1

Карымский район

21,4

12,1

25,0

^

14

0,6

0,8

1,5

^

3

Краснокаменский

район

0

0

0

=

1

0

0

0

=

1

Красночикойский

район

0,9

11,4

0

v

1

1,7

0

4,1

^

8

Кыринский район

-

4,3

2,0

v

5

0

0

0

=

1

Могочинский район

-

-

-

0

4,0

0

^

1

Нерчинский                      район

11,8

13,5

12,9

v

10

1,0

0

0

=

1

Оловяннинский район

10,7

3,6

1,8

v

3

22,6

17,9

17,8

v

15

Петровск-Забайкальский район

6,5

17,1

36,1

^

17

4,4

4,3

5,3

^

10

Приаргунский район

-

8,8

35,7

^

16

-

0

0

=

1

Сретенский                    район

0

0

0

=

1

8,3

7,2

1,3

v

2

Тунгокоченский район

0

9,7

0

v

1

0

1,8

2,4

^

6

Улётовский                             район

54,5

42,8

60,0

^

20

0

0

0

=

1

Хилокский район

0

0

4,7

^

7

0

0

0

=

1

Чернышевский район

0

0

4,3

^

6

1,9

7,4

8,4

^

13

Читинский район

57,7

22,8

45,5

^

18

9,3

5,6

4,2

v

9

Шилкинский район

1,0

1,1

1,0

v

2

4,3

4,4

7,5

^

12

г.Чита

33,6

36,2

48,3

^

19

8,9

7,3

6,0

v

11

Забайкальский край

11,4

13,0

19,7

^

6,5

5,2

4,8

v


В 2010 году удельный вес проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, превышал среднекраевой показатель (19,7%) в 1,5 и более раз в 4 районах Забайкальского края (Петровск-Забайкальский, Приаргунский, Улётовский, Читинский) и г.Чите (в 2009 году - в 3 районах), в 3 районах (Карымский, Забайкальский, Борзинский) - менее чем 1,5 раза (в 2009 году - в 5 районах).

Увеличение по сравнению с 2009 годом удельного веса проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, отмечалось в Борзинском районе в 11,8 раза (с 1,7% до 20%), в Приаргунском - в 4,1 раза (с 8,8% до 35,7%), в Забайкальском - в 4 раза (с 7,0% до 27,8%), в Калганском - в 3,9 раза (с 4,0% до 15,4%), Читинском, Петровск-Забайкальском - в 2 раза.

В 2010 году в общем количестве проб воды из водопроводных сетей, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, 12,9% не соответствовало по органолептическим показателям (в 2009 году - 7,6%, в 2008 году - 6,0%), 1,0% - по содержанию химических веществ, превышающих предельно допустимые концентрации (сантокс) (в 2009 году - 1,6%, в 2008 году - 0,2%). Пробы воды из водопроводной сети, не соответствующие гигиеническим нормативам по содержанию химических веществ, нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку (азот аммиака, нитраты), в 2010 году были отмечены в г.Чите - 3,1%, Приаргунском районе - 3,6%, Калганском - 15,4%, Карымском - 4,5%, Акшинском - 1,9%, Улётовском - 20%, Читинском - 3,0.

По сведениям федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, в 2006-2009 годах неудовлетворительное качество питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения выразилось в повышенном содержании железа, марганца, аммиака, нитратов, общей жесткости. По результатам социально-гигиенического мониторинга были выделены территории с недоброкачественной питьевой водой по санитарно-химическим показателям (железо, марганец, аммиак, нитраты): Борзинский, Забайкальский, Карымский, Каларский, Кыринский, Нерчинский, Оловяннинский, Приаргунский, Петровск-Забайкальский, Улётовский, Читинский, Хилокский районы и г. Чита. Анализ содержания железа в питьевой воде систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в указанный период показал, что в 12 районах региона зарегистрированы пробы питьевой воды, не соответствующие гигиеническим нормативам. При этом в 4 из них (в Каларском, Кыринском, Петровск-Забайкальском районах и г. Чите) постоянно на протяжении всего анализируемого периода регистрируются пробы воды, не соответствующие гигиеническим нормативам.

Превышение среднекраевого показателя удельного веса проб воды из водопроводной сети, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2010 году наблюдалось в 5 районах - Шилкинском, Чернышевском, Оловяннинском, Забайкальском, Петровск-Забайкальском и г.Чите (в 2009 году - в 5 районах и г. Чите), из них в 4 (Шилкинский, Чернышевский, Оловяннинский, Забайкальский) - в 1,5 и более раз (в 2009 году - в 2 раза).

В 2010 году в сравнении с 2009 годом отмечается увеличение удельного веса проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельских поселениях, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим (с 6,4% до 6,8%) и санитарно-химическим (с 9,1% до 13,4%) показателям.     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»