Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2009 года N 322

Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010 - 2012 годы)"

г. Чита

{Утратило силу:

по истечении срока действия}

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 26.07.2010 года N 301 НГР: ru92000201000489

Постановление Правительства Забайкальского края от 20.08.2010 года N 334 НГР: ru92000201000553

Постановление Правительства Забайкальского края от 31.03.2011 года N 106 НГР: ru92000201100186

Постановление Правительства Забайкальского края от 23.12.2011 года N 500 НГР: ru92000201101518

Постановление Правительства Забайкальского края от 24.04.2012 года N 187 НГР: ru92000201200421

Постановление Правительства Забайкальского края от 03.08.2012 года N 332 НГР: ru92000201200932

Постановление Правительства Забайкальского края от 12.12.2012 года N 541 НГР: ru92000201201874}

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы)".

И.о. Губернатора Забайкальского края
А.А.Холмогоров


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Забайкальского края
18 августа 2009 года N 322

КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы)"

ПАСПОРТ краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы)"


Наименование
 программы

Поддержка и разв итие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 31 марта 2009 года N 129-р "О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы)".

Дата утверждения
 программы

Постановление Правительства Забайкальского края "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы)" от 18 августа 2009 г. N 322.

Государственный
 заказчик программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.

Основной разработчик программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.

Цель и задачи программы

Цель: формирование эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства Забайкальского края, увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки как материальной основы экономического роста в агропромышленном комплексе, повышение качества жизни сельского населения и обеспечение продовольственной безопасности Забайкальского края.
 Задачи:
 реализация системы мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций, осуществляющих первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции;

 создание основных организационно-экономических предпосылок для устойчивого роста агропромышленного производства;

 обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

 повышение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса.

Важнейшие целевые
 индикаторы программы

За период реализации программы планируется:
 1) увеличение производства сельскохозяйственной продукции:
 зерна - от 215 тыс. тонн в 2010 году до 230 тыс. тонн в 2012 году;

 картофеля - от 168 тыс. тонн в 2010 году до 175 тыс. тонн в 2012 году;

 овощей - от 27,5 тыс. тонн в 2010 году до 29 тыс. тонн в 2012 году;

 мяса (в живом весе) - от 74 тыс. тонн в 2010 году до 84,2 тыс. тонн в 2012 году;

 молока - от 303 тыс. тонн в 2010 году до 312 тыс. тонн в 2012 году;

 2) увеличение числа прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе с 50 % в 2008 году до 60 % в 2012 году;

 3) повышение на 70 % к уровню 2008 года среднемесячной заработной платы работников, занятых в сфере сельскохозяйственного производства;

 4) ежегодный рост индекса промышленного производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности до 3 %.

Сроки и этапы реализации программы

2010-2012 годы,
 программа реализуется в один этап

Потребность в финансировании программы

Объем финансирования из средств бюджета Забайкальского края на реализацию программы на период 2010-2012 годов составит 1 585 584 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2010 год - 468 563, 0 тыс. рублей;

 2011 год - 524 813, 0 тыс. рублей;

 2012 год - 592 208, 0 тыс. рублей.

{позиция " Потребность в финансировании программы " изложена в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 23.12.2011 года N 500 }

{строка в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 26.07.2010 года N 301 }

Основные ожидаемые конечные результаты реализаци и программы

Ежегодный рост валовой продукции в сопоставимой оценке на 1,7 %-2,2 %;

 увеличение собственного производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств на душу населения к 2012 году:
 картофеля - до 157,8 кг;

 овощей - до 26,2 кг;

 мяса - до 44,0 кг;

 молока - до 281,4 кг;

 яиц - до 69 штук;

 увеличение продукции сельского хозяйства на душу населения к 2012 году до 16,7 тыс. рублей.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Агропромышленный комплекс - один из приоритетных, социально-значимых и системообразующих секторов экономики Забайкальского края. В агропромышленном комплексе занято свыше 9 % работающего населения края, на продукцию сельского хозяйства в валовом региональном продукте приходится около 8,0 %.

Устойчивое развитие агропромышленного комплекса, повышение эффективности его функционирования, снижение зависимости от импорта продовольственных товаров - ключевые моменты агропродовольственной политики, проводимой Правительством Российской Федерации. Важность агропромышленного комплекса и его подверженность влиянию неблагоприятных факторов как ни в какой другой отрасли обуславливают необходимость его поддержки государством. В этих целях на федеральном уровне реализуется Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы".

Необходимость разработки краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы)" связана с формированием единой агропродовольственной политики и единого механизма государственной поддержки агропромышленного комплекса на территории Забайкальского края.

Решение стоящих перед краевым агропромышленным комплексом проблем и создание тем самым условий для дальнейшего развития отрасли возможны только на базе стратегического планирования и управления, позволяющих эффективно использовать имеющиеся производственные и финансовые ресурсы, сконцентрировав их на приоритетных направлениях.

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития агропромышленного комплекса Забайкальского края, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Сельскохозяйственное производство Забайкальского края представлено растениеводческой и животноводческой отраслями, которые за прошедший период реформ пережили глубокий кризис. Произошел резкий спад производства продукции сельского хозяйства, особенно в общественном секторе.

В развитии животноводства в последние годы наметилась положительная динамика, что проявляется в ежегодном росте производства скота и птицы на убой (в живом весе) и молока. На развитие растениеводства в значительной степени оказывает влияние высокая зависимость результатов производства от внешних, прежде всего погодных факторов.

Согласно расчетам уровень самообеспечения Забайкальского края основной сельскохозяйственной продукцией в 2008 году (соотношение производства и внутреннего потребления) характеризуется 61,5 % по мясу, 92,4 % - молоку, 43,3 % – яйцу, 87,5 % – картофелю и 27,0 % – по овощам и продовольственным бахчевым культурам. Ввоз продовольствия из других регионов Российской Федерации и из-за границы является альтернативой развитию внутреннего агропромышленного производства, что потенциально ведет к снижению его рентабельности, сокращению производственно-технического потенциала и в конечном итоге к спаду производства и снижению уровня мотивации работников сельского хозяйства. Кроме того, высокие издержки производства, отсталая технологическая база, опережающий рост цен на товары и услуги естественных монополий, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности, сдерживают рост производства сельскохозяйственной продукции, повышение ее конкурентоспособности.

Реализация комплекса мер государственной поддержки, предложенных программой, позволит стабилизировать положение дел в отрасли, существенно предопределит развитие агропромышленного комплекса.

Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы


Целями программы является формирование эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства Забайкальского края, увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки как материальной основы экономического роста в агропромышленном комплексе, повышение качества жизни сельского населения и обеспечение продовольственной безопасности Забайкальского края.

Для решения поставленных целей определены следующие задачи:

реализация системы мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций, осуществляющих первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции;

создание основных организационно-экономических предпосылок для устойчивого роста агропромышленного производства;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

повышение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса.

Срок реализации программы - 2010–2012 годы. Программа реализуется в один этап.

За период реализации программы планируется:

1) увеличение производства сельскохозяйственной продукции:

зерна - от 215 тыс. тонн в 2010 году до 230 тыс. тонн в 2012 году;

картофеля - от 168 тыс. тонн в 2010 году до 175 тыс. тонн в 2012 году;

овощей - от 27,5 тыс. тонн в 2010 году до 29 тыс. тонн в 2012 году;

мяса (в живом весе) - от 74 тыс. тонн в 2010 году до 84,2 тыс. тонн в 2012 году;

молока - от 303 тыс. тонн в 2010 году до 312 тыс. тонн в 2012 году;

2) увеличение числа прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе с 50 % в 2008 году до 60 % в 2012 году;

3) повышение на 70 % к уровню 2008 года среднемесячной заработной платы работников, занятых в сфере сельскохозяйственного производства;

4) ежегодный рост индекса промышленного производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности до 3 %.

Приоритет государственной поддержки агропромышленного производства акцентирован на возмещении части затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, оборудования, племенного скота, элитных семян, средств защиты растений; проведением мероприятий в области племенной работы, капитально-восстановительного ремонта техники; упорядочением использования земель сельскохозяйственного назначения; на осуществлении комплекса мероприятий, поддерживающих инвестиционные возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения доходности производственной деятельности, развития лизинговых инструментов, долгосрочного льготного кредитования, агрострахования.

Поддержка сельскохозяйственного производства должна распространяться не только на сферу производства и материально-технического обеспечения, но и на сферу реализации сельскохозяйственной продукции.

Основные направления развития агропромышленного комплекса Забайкальского края, ключевые мероприятия государственной поддержки, целевые индикаторы выделены в отдельные блоки.

Характеристика основных мероприятий программы Р а з в и т и е о т р а с л е й с е л ь с к о г о х о з я й с т в а

1. Развитие растениеводства


Сельскохозяйственные товаропроизводители занимаются возделыванием яровых зерновых культур, рапса, картофеля и овощей, небольшой удельный вес приходится на производство продовольственных бахчевых культур. Приоритет отдан производству зерновых культур.

В сельскохозяйственных организациях производится порядка 95 % зерна. Основное производство сосредоточено в Приаргунском, Калганском, Краснокаменском, Нерчинско-Заводском, Нерчинском, Могойтуйском и Шилкинском районах, на долю которых приходится около 80 % валового сбора зерна, на территории двух из них расположены специализированные семеноводческие хозяйства: в Шилкинском районе ГУП "Ононское ОПХ" выращивает семена суперэлиты, в Краснокаменском районе СХА "Богдановка" и ООО "Целинный" - семена элиты и первой репродукции. Во всех этих районах развита сеть железнодорожного транспорта, имеются зернохранилища, внедряются современные технологии, приобретается ресурсосберегающая техника, кроме того они расположены ближе других районов к элеватору в г. Борзя. Экономически целесообразно формирование зернового кластера на базе названных районов.

Производство рапса сосредоточено в сельскохозяйственных организациях Чернышевского, Краснокаменского, Шилкинского, Приаргунского, Нерчинского, Могойтуйского и Нерчинско-Заводского районов. Культуру используют для получения маслосемян и в кормовых целях, так как по содержанию жира и белка в условиях Забайкальского края кормовой культуры, альтернативной рапсу, нет. Для производства зеленой массы и для обогащения зернофуража применяются смешанные и чистые посевы.

Основное производство картофеля и овощей осуществляется в личных подсобных хозяйствах. Около 95 % валового сбора картофеля и 80 % овощей приходится на долю данной категории хозяйств. Картофелеводство и овощеводство в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в основном сосредоточено вокруг крупных административных центров: г. Чита, г. Краснокаменск, пгт Приаргунск, г. Шилка и др.

К 2012 году в хозяйствах всех категорий планируется производить до 230,0 тыс. тонн зерна, 175,0 тыс. тонн картофеля, 29,0 тыс. тонн овощей и 8,4 тыс. тонн рапса (приложение N 1).

Восстановление животноводства и его дальнейшее развитие потребует создания устойчивой кормовой базы, обеспечивающей животных полноценным питанием в течение всего года. С этой целью необходимо довести заготовку кормов до 25 ц кормовых единиц на одну условную голову. Для этого со стороны государства необходимо поддержать инвестиционные возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении высокопроизводительной кормозаготовительной техники, со стороны товаропроизводителей - обеспечить увеличение доли сбалансированных полноценных комбикормов в рационах животных и птицы за счет совершенствования структуры зернофуража; увеличение производства белковых кормов; расширение площадей под многолетними травами (люцерна, эспарцет, донник, кострец, пырейник), однолетними (рапс, редька масличная) и многоукосными культурами (суданская трава, сорго), что позволит снизить стоимость кормов на 30 – 50 %, улучшить их качество и биологическую ценность.

Укрепление кормовой базы предусматривается за счет проведения мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий (мелиорирование, осушение, орошение сенокосов и пастбищ); трансформации части неиспользованной пашни (залежи) в сенокосные и пастбищные угодья; восстановления и улучшения зимних искусственных пастбищ путем летних посевов овса, овсяно - гороховой смеси, рапса и других культур; увеличения производства силосных культур, трав на сено, корнеплодов на пашне.

В растениеводстве основные меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, будут ориентированы на возмещение части затрат посредством предоставления субсидий на приобретение элитных семян, средств защиты растений, на тепло- и электроэнергию для овощеводства защищенного грунта (в зимних теплицах); на производство продукции на низкопродуктивной пашне, произведенное зерно, закладку и уход за многолетними насаждениями; на выращивание кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах, ограниченных по срокам завоза грузов; а также посредством страхования урожая сельскохозяйственных культур.

В целях увеличения площади сельскохозяйственных культур, засеваемых элитными семенами, и обеспечения доступности приобретения высококачественных семян высших репродукций предусматривается поддержка элитного семеноводства. Это позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям проводить сортообновление и сортосмену, использовать генетический потенциал элитных семян для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Развитие семеноводства сельскохозяйственных культур позволит увеличить удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов - до 15 % в 2012 году; площадь сортовых посевов районированными сортами зерновых культур - до 90 %; площадь посевов зерновых культур кондиционными семенами – до 80 %.

В связи со снижением роли агротехнических мер борьбы с сорняками, болезнями и вредителями все большее значение приобретают современные химические и биологические средства защиты растений, позволяющие более эффективно защитить сельскохозяйственные культуры от сорняков, болезней и вредителей. Для более полного удовлетворения потребности в средствах химической и биологической защиты сельскохозяйственных культур, сохранения их урожая предполагается предоставление субсидий, направленных на возмещение части затрат по приобретению средств защиты.

Потенциал плодородия почв Забайкальского края значительно ниже, чем в европейской части России, для получения единицы сельскохозяйственной продукции требуется соответственно больше затрат. Производство продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях необходимо поддерживать, в том числе посредством предоставления субсидий.

Зерновое производство является основным звеном отрасли, базой создания продовольственного и фуражного фонда, предопределяющим фактором развития сельскохозяйственного производства в целом. Для обеспечения устойчивого производства зерна предусматривается субсидирование части затрат на его производство.

В период вегетации урожай сельскохозяйственных культур подвергается различным неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к его полной гибели. Для снижения рисков от потери урожая предусматривается субсидирование части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположенных в районах Крайнего Севера и в районах с ограниченными сроками завоза грузов, предусматривается государственная поддержка посредством возмещения части стоимости семян кормовых сельскохозяйственных культур и их доставки.

В себестоимости овощей защищенного грунта значительную часть занимают затраты на электро- и теплоэнергию. В целях круглогодичного обеспечения населения свежими овощами, для поддержания производства овощей защищенного грунта предусматривается субсидирование части затрат на электро- и теплоэнергию для сельхозтоваропроизводителей, выращивающих овощи в зимних теплицах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»