ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 июля 2009 года № 265
Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы
«Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)»
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 85.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 12 июля 2013 года)
___________________________________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
постановлением Правительства Забайкальского края от 19 апреля 2011 года № 128 ("Азия-Экспресс", № 16/1, 25 апреля 2011 года);
постановлением Правительства Забайкальского края от 13 декабря 2011 года № 463 ("Азия-Экспресс", № 51/1, 23 декабря 2011 года);
постановлением Правительства Забайкальского края от 10 августа 2012 года № 338 ( "Азия-Экспресс", № 34, 23 августа 2012 года);
постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301 ("Азия-Экспресс", № 29, 18 июля 2013 года)
___________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года № 148, в целях реализации основных направлений социально-экономической политики, создания условий для повышения устойчивости демографического развития Правительство Забайкальского края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009- 2015 годы)» (далее - программа).
2. Министерству финансов Забайкальского края (С.А.Доробалюк) подготовить предложения о внесении в установленном порядке соответствующих изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2009 год» в части финансирования программы.
Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.Гениатулин
Краевая долгосрочная целевая программа
«Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)»
(с изменениями на 19 апреля 2011 года)
Наименование | Краевая долгосрочная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)» (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Губернатора Забайкальского края от 10 июля 2008 года № 428-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)» (в редакции распоряжения Правительства Забайкальского края от 03 февраля 2009 года № 36-р). |
Дата утверждения программы | Постановление Правительства Забайкальского края от 07 июля 2009 года № 265 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Забайкальском крае (2009-2015 годы)». |
Государственный заказчик - координатор программы | Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края (Позиция "Государственный заказчик.." с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301) |
Государственные заказчики программы | Министерство здравоохранения Забайкальского края; Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; Министерство культуры Забайкальского края; Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края; Департамент записи актов гражданского состояния Забайкальского края; Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края; Администрация Губернатора Забайкальского края. |
Основной разработчик программы | Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края (Позиция "Основной разработчик.." с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301) |
Цель и задачи программы | Цель: создание условий для повышения устойчивости демографического развития, стабилизации численности населения, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей. сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от предотвратимых причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; повышение уровня рождаемости, включая укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; обеспечение доступности услуг дошкольного образования населению края; развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития края. |
Целевые индикаторы | Показатели по годам | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2015 | ||
Суммарный коэффициент рождаемости | 1,763 | 1,803 | 1,834 | 1,914 | |
Смертность на 1000 человек населения | 14,0 | 14,0 | 13,9 | 13,7 | |
Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми | 8,7 | 8,7 | 8,7 | 8,3 | |
Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, лет | 63,68 | 64,16 | 64,42 | 66,15 | |
Миграционный прирост(+), убыль (-) на 1000 человек населения | -3,2 | -2,9 | -2,5 | -2,0 |
Сроки и этапы реализации программы | 2009-2015 годы. |
Потребность в финансировании программы | Потребность в финансировании мероприятий программы за счет краевого бюджета на 2009-2015 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 1192493,62 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 год - 26343,27 тыс. рублей; 2010 год - 91720,80 тыс. рублей; 2011 год - 220996,40 тыс. рублей; 2012 год - 178270,80 тыс. рублей; 2013 год - 167398,50 тыс. рублей; 2014 год - 261664,35 тыс. рублей; 2015 год - 246099,50 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате выполнения мероприятий программы ожидается: стабилизация численности населения Забайкальского края на уровне 1 120,0 тыс. человек; повышение суммарного коэффициента рождаемости в Забайкальском крае с 1,725 в 2008 году до 1,914 в 2015 году; снижение смертности на 1000 человек населения с 14,3 в 2008 году до 13,7 в 2015 году, в том числе сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 404 человек в 2008 году до 295 человек в 2015 году; сокращение численности пострадавших на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих с 0,141 случая в 2008 году до 0,091 случая в 2015 году; сокращение смертности трудоспособного населения на 100 тысяч человек населения от болезней системы кровообращения со 152,4 случаев в 2007 году до 147,5 случаев в 2015 году; снижение младенческой смертности на 1000 родившихся живыми с 8,7 в 2008 году до 8,3 в 2015 году; снижение материнской смертности на 100 тысяч родившихся живыми с 21,0 в 2009 году до 19,0 в 2015 году; увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Забайкальского края с 63,69 лет в 2008 году до 66,15 лет в 2015 году; увеличение удельного веса детей, охваченных дошкольным образованием, с 50,3 % в 2008 году до 75 % в 2015 году; увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 67 % в 2008 году до 69 % в 2015 году; снижение объема привлечения иностранной рабочей силы на 12,6 %; снижение миграционной убыли населения на 1000 человек населения с -3,2 в 2008 году до -2,0 в 2015 году; увеличение доли жителей края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общего числа жителей, с 17 % в 2008 году до 28 % в 2015 году; расширение охвата населения культурным досугом, ориентированным на пропаганду здорового образа жизни; укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, ориентация населения на многодетную семью. |
Мероприятия программы являются продолжением системы мер по реализации Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. В соответствии с данной Концепцией был принят Комплексный план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Читинской области на 2006-2008 годы. Задачи по улучшению демографической ситуации в регионе решались посредством реализации федеральных, областных целевых программ, а также мероприятий Программы социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы, касающихся укрепления здоровья, улучшения качества жизни населения, регулирования миграционных процессов.
Заметный вклад в развитие человеческого потенциала края внесли крупные социальные проекты на федеральном уровне, прежде всего реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и долгосрочной государственной демографической программы (комплекс мер по материальной поддержке семьи с 01 января 2007 года).
С 2006 года по 2008 год в результате принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер сложились позитивные сдвиги в демографическом развитии: снижение темпов сокращения численности населения; естественный прирост за счет увеличения числа родившихся на 14,1 % и снижения числа умерших на 7,9 %; повышение показателя естественного прироста в 3,8 раза (за последний год); уменьшение числа детей, умерших на первом году жизни, на 3,8 %; снижение миграционной убыли на 16,1 %; повышение продолжительности жизни населения на 2,29 года.
Несмотря на указанные позитивные моменты, демографические показатели далеки от оптимальных величин. Вследствие этого демографическая ситуация в регионе остается сложной и характеризуется дальнейшим сокращением численности населения, приводящим к уменьшению плотности заселения приграничного региона (2,6 человек на 1 кв. км); низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения; высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте; изменением структуры населения в сторону постарения; низкой ожидаемой продолжительностью жизни; миграционным оттоком населения.
С 1990 года в регионе началось стабильное сокращение численности населения. За период до 2009 года численность населения края уменьшилась на 258,3 тыс. человек и на 01 января 2009 г. составила 1117,0 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило в результате миграционной и естественной убыли населения. Естественная убыль населения, сложившаяся впервые в 1993 году, сохраняла до 2006 года довольно устойчивый характер. Впервые за последние десять лет в 2007 году в Забайкальском крае сложился естественный прирост (+466 человек), а в 2008 году данный показатель увеличился до +1756 человек.
Одной из самых острых демографических проблем остается высокий уровень смертности населения. Коэффициент смертности в 2008 году составил 14,3 промилле (порог высокой смертности - 15 промилле). Основной причиной высокого уровня смертности является сверхсмертность граждан трудоспособного возраста (40,5 % от общего количества умерших), около 77 % из них - мужчины. В структуре причин смерти после заболеваний системы кровообращения (49,9 %) на втором месте в регионе находится смертность от внешних причин (20,1 %), на третьем - от онкологических заболеваний (11,1 %). В крае отмечается снижение младенческой смертности. В 2001 году на 1000 родившихся приходилось 23,3 умерших детей в возрасте до года, в 2008 году - 8,7 умерших детей.
Высокая смертность сказывается на продолжительности жизни населения края. Ожидаемая продолжительность жизни в 2008 году составила 63,7 года. При этом очень низкий уровень доживаемости у мужчин - 57,7 года, у женщин - 70,4 года.
Начиная с 2000 года в крае отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости в 2008 году составил 1,725 против 2,15 необходимого для простого воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют низкий денежный доход у многих семей; современная структура семьи (ориентация на малодетность); увеличение числа детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке; условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам; низкий уровень репродуктивного здоровья.
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. В 2007 году численность населения края старше трудоспособного возраста составила 15,5 % (оптимальная величина 10 %), трудоспособного возраста - 64,2 %, детей и подростков - 20,3 % (оптимальная величина 33 %).
Одним из факторов, ежегодно определяющим численные потери населения, является устойчивая миграционная убыль. В 2008 году миграционная убыль составила -3621 человек, что на 16,1 % меньше миграционной убыли в 2006 году (-4314 человек). В 2007 году среди выбывших население трудоспособного возраста составляло 74,3 % от общей численности мигрантов, среди прибывших мигрантов - 75,3 %.
По инерционному варианту прогноза предположительной численности населения края без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности, увеличению уровня рождаемости, регулированию миграционных процессов население края сократится (по сравнению с 2007 годом) к концу 2015 года на 45,9 тыс. человек (4,1 %) и составит 1073,0 тыс. человек, а к началу 2026 года - 983,9 тыс. человек. К 2015 году уменьшится ожидаемая продолжительность жизни до 63,47 лет, сократится численность женщин репродуктивного возраста на 7,9 %, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста на 11,9 %.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития края, прежде всего на темпе роста валового регионального продукта и обеспеченности края трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
В связи с этим необходимо направить деятельность органов государственной власти Забайкальского края на преодоление негативных тенденций демографических процессов и создание условий для повышения устойчивости демографического развития, стабилизацию численности населения края и формирование предпосылок последующего улучшения демографических показателей. Наличие нерешенных демографических проблем, сложная социально-экономическая и демографическая ситуация в Забайкальском крае подтверждают целесообразность и необходимость разработки краевой долгосрочной целевой программы демографического развития региона для обеспечения комплексного подхода к решению демографических задач. При этом программно-целевыми методами предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях демографического развития (рождаемость, смертность, миграция); своевременное реагирование на демографические тенденции в текущем периоде; учет региональных особенностей демографического развития и координацию действий органов государственной власти всех уровней и институтов гражданского общества. Соблюдение этих принципов даст возможность осуществить систему мер (дополнительно к федеральным и региональным мерам) по созданию в крае благоприятных условий для комплексного решения вопросов демографической политики, направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, регулирование миграционных процессов.
Целью программы является создание условий для повышения устойчивости демографического развития, стабилизации численности населения, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей.
Достижение поставленной цели в значительной степени зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития края, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, повышение уровня занятости населения, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Задачи программы:
сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от предотвратимых причин;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
повышение уровня рождаемости, включая укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; обеспечение доступности услуг дошкольного образования населению края; (Абзац седьмой раздела 2 с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301)
развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития края.
Сроки реализации программы:
2009-2015 годы. Программа реализуется в один этап.
Характеристика основных мероприятий программы
Реализация мероприятий программы будет осуществляться по шести направлениям. (Абзац первый подраздела с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 12 июля 2013 года № 301)
Социальная поддержка семьи в связи с рождением и воспитанием детей
В рамках данного направления решаются задачи по обеспечению возможности для помещения детей в дошкольные образовательные учреждения с целью возвращения матери к трудовой деятельности; укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Одним из факторов улучшения демографической ситуации в современных условиях является система дошкольного образования, в частности, предоставление гарантий устройства ребенка в дошкольное учреждение и возвращение матери к активной трудовой деятельности. В настоящее время всеми формами дошкольного образования охвачено 50,3 % детей дошкольного возраста. На учете для получения мест в детских садах в крае зарегистрировано более 21 тысячи детей. Рост рождаемости еще в большей мере актуализирует данную проблему. Поэтому для полного охвата дошкольным образованием детей дошкольного возраста намечено развитие инфраструктуры дошкольного образования.
Необходимым условием изменения демографической ситуации в крае является укрепление семейно-брачных отношений. Предусматривается укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей.
Реализация мероприятий по социальной поддержке семей при рождении и воспитании детей позволит повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,712 в 2007 году до 1,914 в 2015 году, обеспечить рост численности детей, охваченных дошкольным образованием, с 50,3 % в 2008 году до 75 % в 2015 году, переориентировать сознание граждан на традиционные семейные ценности и задать многодетность в качестве нормы забайкальской семьи.
Развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов, включая развитие
перинатальных технологий, профилактика и раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков
Мероприятия данного направления обеспечивают решение задач по оптимизации медицинской помощи матери и ребенку, снижению показателей материнской и младенческой смертности.