Недействующий

Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Читинской области (2008-2010 годы)". Утратил силу с 01 января 2010 года

               2.2.5. Утверждение бюджета на трехлетний период

Исходное состояние (первый уровень)

В Читинской области с 2006 года в соответствии с Положением о разработке перспективного финансового плана Читинской области, утвержденным постановлением Администрации Читинской области от 4 августа 2005 года № 196-А/п, и методическими указаниями по формированию перспективного финансового плана консолидированного бюджета Читинской области на 2008-2009 годы по субъектам бюджетного планирования областного бюджета, консолидированных бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов и администраторам поступлений областного бюджета, разработанными Комитетом по финансам Читинской области, составляется перспективный финансовый план, а с 2007 года в связи с изменениями, внесенными в бюджетное законодательство Российской Федерации и Читинской области, - среднесрочный финансовый план.

Законом Читинской области "О бюджетном процессе в Читинской области" установлено, что бюджет области составляется на один год как часть среднесрочного финансового плана, который формируется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Читинской области и содержит данные о прогнозных возможностях областного и консолидированного бюджетов по мобилизации доходов, привлечению государственных и муниципальных заимствований и финансированию основных расходов областного и консолидированного бюджетов, утверждается Администрацией Читинской области и представляется в Читинскую областную Думу одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Составление среднесрочного финансового плана на 2008-2010 годы в Читинской области проведено в два этапа.

На первом этапе был сформирован проект среднесрочного финансового плана, в доходной части которого отражаются доходы консолидированного бюджета Читинской области, рассчитанные исходя из сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с показателями социально-экономического развития Читинской области на 2008 год и период до 2010 года, с использованием индикативных и макроэкономических показателей, в условиях бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Читинской области, действующего в текущем 2007 году.

Расходы были запланированы в соответствии с реестром расходных обязательств Читинской области (бюджет действующих обязательств) и законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми к принятию или изменению в текущем финансовом году, очередном финансовом году или в плановом периоде (бюджет принимаемых обязательств), с использованием индексов потребительских цен на материальные затраты к уровню текущего года и прогнозом повышения заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы. При этом сложился значительный дефицит бюджета.

На втором этапе расходы бюджета на 2008 год были значительно сокращены в связи с приведением дефицита бюджета в соответствие с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в части ограничения его объема исходя из наличия источников его погашения.

Основные параметры среднесрочного финансового плана были одобрены межведомственной комиссией по выработке концепции бюджетной и налоговой политики для формирования консолидированного бюджета Читинской области, образованной распоряжением Администрации Читинской области от 23 мая 2006 года № 313-А/р.

Среднесрочный финансовый план утвержден распоряжением Администрации Читинской области от 24 августа 2007 года № 638-А/р и представлен в Читинскую областную Думу одновременно с проектом бюджета Читинской области на 2008 год.

Однако в настоящее время в Читинской области система бюджетного планирования имеет ряд недостатков, в том числе отсутствуют четко сформулированные и не подлежащие ежегодному пересмотру правила составления среднесрочного финансового плана, расходы текущего бюджета не ориентированы на стратегические цели социально-экономического развития области, а также отсутствует возможность оценить последствия принимаемых бюджетных решений.

В настоящее время проведена оценка и анализ причин отклонений утвержденных на год доходов и расходов областного бюджета и макроэкономических параметров от фактических за последние три отчетных года и текущий финансовый год. Результаты изложены в аналитической записке.

План реформирования

В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса, перед органами государственной власти Читинской области стоит задача приведения нормативной правовой базы в сфере бюджетного планирования в соответствие с бюджетным законодательством. Планирование бюджетных ассигнований должно осуществляться раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств. При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам должно использоваться государственное задание, которое формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В связи с образованием в 2008 году Забайкальского края расходы его бюджета целесообразно составить и утвердить сроком на один год, поэтому планируется составить бюджет края на 2009 год как часть среднесрочного финансового плана на 2009-2011 годы.

В ходе реализации первого этапа Программы реформирования (первый уровень) необходимо:

утвердить форму и порядок разработки среднесрочного финансового плана на очередной финансовый год и плановый период;

установить порядок составления проекта бюджета на очередной финансовый год.

В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (четвертый уровень) планируется:

разработать и утвердить порядок формирования государственного задания;

разработать и утвердить порядок финансового обеспечения выполнения государственных заданий;

разработать и утвердить порядок формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом утвержденного в отчетном году бюджета и среднесрочного финансового плана;

утвердить сроки рассмотрения отчета об исполнении бюджета за последний отчетный год не позднее рассмотрения проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

публиковать в средствах массовой информации и (или) сети Интернет информацию об изменениях в объемы доходов и расходов бюджета на плановый период, вносимых в рамках среднесрочного финансового плана на 2009-2011 годы, с обоснованием причин и финансово-экономических последствий соответствующих изменений.

Ожидаемый результат

Реализация предлагаемых мероприятий создаст нормативную правовую базу в сфере бюджетного планирования.

В рамках реализации первого этапа Программы реформирования будет подготовлен и утвержден бюджет Забайкальского края на 2009 год и среднесрочный финансовый план на 2009-2011 годы. По итогам реализации второго этапа Программы реформирования будет создана база для подготовки проекта бюджета Забайкальского края на 2010 год и плановый период на 2011-2012 годы с учетом уточненных показателей планового периода среднесрочного финансового плана на 2009-2011 годы и с условием, что не менее 80 процентов расходов бюджета края должны быть распределены на плановый период между главными распорядителями средств бюджета. Распределение бюджетных расходов в разрезе главных распорядителей средств бюджета на трехлетний период станет реальным механизмом формирования ведомственных целевых программ. Кроме того, муниципальным образованиям закрепление межбюджетных трансфертов на трехлетний период позволит более точно прогнозировать свои бюджеты.

Альтернативы

Альтернативой утверждения бюджета на трехлетний период может стать составление и утверждение бюджета сроком на один год как составной части среднесрочного финансового плана на очередной финансовый год и плановый период. Однако совершенствование бюджетного планирования, повышение качества управления бюджетными расходами, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, требует внедрения технологии составления бюджетов на трехлетний период.

Оценка рисков