2.6.2. Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых
льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов
Исходное состояние (первый уровень)
Действующим налоговым законодательством Российской Федерации субъекты Российской Федерации наделены следующими полномочиями по предоставлению налоговых льгот:
понижать на 4 процента ставку налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков;
устанавливать льготы по региональным налогам: налогу на имущество организаций и транспортному налогу.
Законами Читинской области "О налоге на имущество организаций" и "О транспортном налоге" установлены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в виде полного освобождения и снижения ставок налога. Законом Читинской области "О снижении ставки налога на прибыль организаций отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет" снижена ставка налога на прибыль организаций, имеющих общественную значимость, таких, например, как общественные организации инвалидов.
В настоящее время в целях приведения нормативных правовых актов Читинской области, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности, в соответствие с действующим федеральным законодательством подготовлена новая редакция Закона Читинской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области" и рассматривается вопрос о признании утратившим силу Закона Читинской области "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Читинской области".
В целях стимулирования инвестиционной деятельности в Читинской области законами области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Читинской области", "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Читинской области" предусмотрены отдельные виды налоговых льгот.
При формировании проекта бюджета на очередной финансовый год Комитетом по финансам Читинской области производится оценка суммы выпадающих доходов областного бюджета в результате предоставления налоговых льгот. Потери от предоставления налоговых льгот в соответствии с областным законодательством составили: в 2004 году - 68924,0 тыс. рублей; в 2005 году - 72246,0 тыс. рублей; в 2006 году - 311705,0 тыс. рублей. Потери в 2007 году, по оценке налоговых органов, составят 311715,0 тыс. рублей.
В целях проведения единой налоговой политики распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 30 января 2003 года № 92 создан совещательный орган - Совет по рассмотрению законопроектов Читинской области по налоговой политике, одной из задач которого является анализ эффективности и подготовка предложений по совершенствованию действующих нормативных правовых актов Читинской области в сфере налогообложения.
Проблема сбора информации о суммах предоставленных льгот по региональным налогам остается на настоящий момент достаточно актуальной. Так, формы налоговых деклараций по налогам не содержат граф, позволяющих идентифицировать вид льготы, предоставленной законом субъекта Российской Федерации, и определить сумму потерь бюджета. Отсутствие механизма сбора информации об использовании налогоплательщиками льгот, установленных региональным законодательством, является основным препятствием для осуществления мониторинга налоговых льгот.
Проблема осложняется и отсутствием у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления доступа к сведениям, составляющих налоговую тайну.
На данный момент Порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными налоговыми органами, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации, не предусматривает представление налоговыми органами информации, необходимой органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для оценки потерь и анализа эффективности использования региональных налоговых льгот. А изменение организационной структуры территориальных налоговых органов в части образования межрайонных инспекций по нескольким муниципальным образованиям в настоящее время не позволяет осуществлять анализ отчетности налоговых органов о поступлениях доходов и льготах в разрезе муниципальных образований области.
Таким образом, для планирования мероприятий по оценке объема налоговых льгот в разрезе отраслей экономики требуется решить на федеральном уровне проблему взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных налоговых органов, внести изменения в формы налоговой отчетности, касающиеся региональных налоговых льгот, и сделать эту информацию доступной.
В настоящее время проведена оценка объема налоговых льгот в разрезе отраслей экономики за три последних отчетных года. Результаты отражены в аналитической записке.
План реформирования
В рамках реализации первого этапа Программы реформирования планируется сохранить достигнутый уровень.
В рамках реализации второго этапа Программы реформирования (пятый уровень) планируется выполнение следующих работ:
проведение мониторинга предоставленных в соответствии с действующим законодательством налоговых льгот на территории области; финансовым органом Читинской области проводится оперативная и годовая оценка объема предоставленных налоговых льгот, в том числе по данным отчетности налоговых органов. В 2004-2006 годах объем недополученных доходов в связи с предоставлением налоговых льгот составил соответственно 68924,0 тыс. рублей, 72246,0 тыс. рублей, 311705,0 тыс. рублей. По оценке, в 2007 году недополучение доходов в связи с предоставлением налоговых льгот ожидается в сумме 311715,0 тыс. рублей.
В целях дальнейшего совершенствования оценки объема налоговых льгот потребуется:
изменение форм отчетности, предоставляемых налоговым органом, предусматривающей информацию по видам региональных налоговых льгот, с их разделением по территориальному признаку, и (или) установление типовых форм отчетности для получателей налоговых льгот;
организация сбора и анализ представленной информации по видам региональных налоговых льгот с их разделением по территориальному признаку;
разработка и утверждение порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот;
разработка и утверждение запрета на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке финансовой эффективности.
Утверждение данного порядка подразумевает разработку формализованной методики оценки финансовой эффективности предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот. Методика оценки финансовой эффективности их предоставления предполагает разработку ряда унифицированных финансовых и экономических индикаторов, позволяющих оценить эффективность предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот вне зависимости от категории налогоплательщика и системы реализуемых им мер, направленных на развитие экономики области;
публикация в средствах массовой информации и (или) сети Интернет данных об объемах предоставляемых налоговых льгот и оценки их эффективности.
Ожидаемый эффект
Установление объема налоговых льгот на уровне не более 5 процентов доходов бюджета за последний отчетный год.
Альтернативы