РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
(с изменениями на 20 ноября 2009 года)
Принят
Читинской областной Думой
19 декабря 2007 года.
______________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 28 декабря 2007 года, № 244) (Вступил в силу с 01 января 2008 года);
Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 20 декабря 2008 года, № 247) (Вступил в силу с 01 января 2009 года);
Законом Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 24 ноября 2009 года, № 216) (Вступил в силу с 05 декабря 2009 года)
______________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Читинской области (2007-2009 годы") (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.П. Романов
г. Чита
19 декабря 2007 года
№ 1060-ЗЧО
Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Территориальное планирование
и обеспечение градостроительной
деятельности на территории
Читинской области (2007-2009 годы)"
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Территориальное планирование и обеспечение градостроительной
деятельности на территории Читинской области (2007-2009 годы)"
Наименование программы | Областная целевая программа "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Читинской области (2007-2009 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения | Распоряжение Администрации Читинской области от 5 декабря 2006 года № 836-А/р "О разработке областной целевой программы "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Читинской области (2007-2009 годы)". |
Дата утверждения | Закон Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1060-ЗЧО "Об областной целевой программе "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Читинской области (2007-2009 годы)". |
Заказчик программы | Министерство территориального развития Забайкальского края |
Основной разработчик | Главное управление архитектуры и градостроительства Читинской области. |
Цель и задачи программы | Цель - создание системы градостроительного планирования развития территории области, обеспечивающей формирование благоприятной среды жизнедеятельности, устойчивое развитие территории области и ее муниципальных образований в соответствии с направлениями, определенными Программой социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы. |
Задачи: разработка и утверждение нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность в пределах компетенции органов государственной власти Читинской области; зонирование территории области и ее муниципальных образований с установлением зон различного функционального назначения и ограничений на их использование при осуществлении градостроительной деятельности; подготовка документов территориального планирования для осуществления на их основе строительства объектов промышленности, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; разработка проектов развития территориально-планировочной структуры формируемых промышленно-градостроительных узлов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. | |
Важнейшие целевые | Разработка обосновывающих исходных материалов по развитию территорий Александрово-Заводского, Газимуро-Заводского, Нерчинско-Заводского, Балейского, Каларского, Краснокаменского, Тунгокоченского и Читинского районов Читинской области. |
Сроки и этапы | 2007-2009 годы. Программа реализуется в один этап. |
Исполнители основных | Организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - федеральный закон) |
Объемы и источники | Объем финансирования мероприятий программы из средств областного бюджета составляет 69519,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2007 год - 6718,7 тыс. рублей; 2008 год - 32638,8 тыс. рублей; 2009 год - 30161,6 тыс. рублей. Объем финансирования мероприятий программы подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета. |
Ожидаемые конечные | В результате реализации программы будут достигнуты следующие результаты: разработаны, установлены и закреплены нормативными правовыми актами Читинской области границы населенных пунктов Читинской области в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации; закреплено в установленном порядке зонирование территории области и ее муниципальных образований с установлением зон различного функционального назначения и ограничений на их использование при осуществлении градостроительной деятельности; установлен порядок определения приоритетных инвестиционных зон и порядок группировки на территориях муниципальных образований проектов по развитию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, реализуемых за счет бюджетных инвестиций, и высокоэффективных инвестиционных проектов, включенных в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 до 2010 года"; сокращена потребность в территориях населенных пунктов на 10-12 процентов за счет установления границ населенных пунктов генеральными планами; сокращена потребность в территориях на прокладку инженерно-транспортных коммуникаций на 50 процентов; сокращены капитальные вложения на 8-15 процентов. |
Регулирование градостроительной деятельности и землепользования в настоящее время является основным условием устойчивого и планомерного развития территории Читинской области.
Комплексная схема градостроительного планирования развития территории Читинской области служит для реализации государственной политики в сфере планирования развития территории области исходя из социально-экономических, природно-климатических и иных специфических условий области, ее муниципальных образований. Отсутствие планирования комплексной застройки городских и сельских поселений и территории области в целом приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, инженерной, транспортной инфраструктур, сдерживает вовлечение инвестиционных ресурсов в осуществление градостроительной деятельности на территории области.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" органами государственной власти, органами местного самоуправления с 1 января 2008 года не допустимо принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 1 января 2010 года не допускается выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства при отсутствии правил землепользования и застройки, подготовка которых должна осуществляться с учетом положений территориального планирования.
Таким образом, при отсутствии документов территориального планирования муниципальных образований области (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов) невозможна реализация проектов, включенных в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока на 1996-2005 и до 2010 года" и направленных на развитие горнорудной промышленности Юго-Востока Читинской области (Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс), Севера области (Чарский территориальный промышленный комплекс; зона БАМа); на транспортное развитие Читинской области (строительство новой ветки железной дороги Нарын-Газимурский Завод-Лугокан); на развитие топливно-энергетического комплекса (строительство ЛЭП-220 от Харанорской ГРЭС до Газимуро-Заводского района и ЛЭП-ПО Краснокаменск - Нерчинский Завод - Гази-мурский Завод).
Решение проблемы комплексного развития территории Читинской области возможно только путем консолидации ресурсов, скоординированных действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и ведомств, осуществляющих на территории Читинской области реализацию инвестиционных проектов, и применения программного метода.
Основной целью программы является создание системы градостроительного планирования развития территории области, обеспечивающей формирование благоприятной среды жизнедеятельности, устойчивое развитие территории области и ее муниципальных образований в соответствии с направлениями, определенными Программой социально-экономического развития Читинской области на 2006-2010 годы.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
разработка и утверждение нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность в пределах компетенции органов государственной власти Читинской области;
зонирование территории области и ее муниципальных образований с установлением зон различного функционального назначения и ограничений на их использование при осуществлении градостроительной деятельности;
подготовка документов территориального планирования для осуществления на их основе строительства объектов промышленности, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
разработка проектов развития территориально-планировочной структуры формируемых промышленно-градостроительных узлов;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Сроки реализации программы:
2007-2009 годы. Программа реализуется в один этап.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации программы: разработка обосновывающих исходных материалов по развитию территорий Александрово-Заводского, Газимуро-Заводского, Нерчинско-Заводского, Балейского, Каларского, Краснокаменского, Тунгокоченского и Читинского районов Читинской области. Обосновывающие исходные материалы будут представлены в виде комплектов документов, в состав которых должны входить схемы территориального планирования Читинской области; карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения; карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения; материалы по обоснованию территориального планирования в текстовой форме. В генеральные планы поселений будут входить карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения и материалы по обоснованию генеральных планов поселений в текстовой форме. Для правил землепользования и застройки будет разработан порядок применения и внесения изменений в указанные правила, карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (контрольные цифры приведены в таблице).
Целевые индикаторы | Единица | Показатели | |||
всего | в том числе по годам | ||||
2007 | 2008 | 2009 | |||
Разработка обосновывающих исходных материалов по развитию территорий | комплект | 109 | 9 | 50 | 50 |
Объем финансирования мероприятий программы из средств областного бюджета составляет 69519,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 6718,7 тыс. рублей;
2008 год - 32638,8 тыс. рублей;
2009 год - 30161,6 тыс. рублей.
В рамках направления "Разработка концепции развития территориально-планировочной структуры Читинской области" предусматривается разработка схемы территориального планирования Читинской области, региональных нормативов градостроительного проектирования и проектов планировки для размещения объектов капитального строительства регионального значения. Затраты составят 5934,5 тыс. рублей. (Абзац пятый с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК )
В рамках направления "Развитие территориально-планировочной структуры функциональных зон Читинской области" будет затрачено денежных средств в сумме 9477,5 тыс. рублей. (Абзац шестой с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК )
В рамках направления "Развитие территориально-планировочной структуры формируемых промышленных градостроительных узлов" предусматривается разработка обосновывающих исходных материалов для реализации федеральных и региональных инвестиционных проектов (Юго-Восток Читинской области - территориальный горно-металлургический комплекс; Север области - Чарский территориальный промышленный комплекс; зона БАМа), разработка стратегии территориального планирования и градостроительного развития Забайкальского края. Затраты составят 45917,1 тыс. рублей. (Абзац седьмой с дополнениеми изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК )
В рамках направления "Градостроительное зонирование территорий формируемых промышленно-градостроительных узлов" предполагается разработка обосновывающих исходных материалов для обеспечения развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур территорий в зонах предприятий горнорудной промышленности. Затраты составят 7190 тыс. рублей.
В рамках направления "Разработка историко-культурного опорного плана и плана охранных зон памятников истории и культуры центральной части г. Читы" будет затрачено денежных средств в сумме 1000 тыс. рублей.
В ходе реализации мероприятий программы объемы финансирования подлежат корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей областного бюджета.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Организацию выполнения программных мероприятий осуществляет государственный заказчик программы. (Абзац первый с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК )
Государственный заказчик программы ежегодно в установленном порядке направляет в орган исполнительной власти Читинской области, реализующий полномочия в области инвестиционной политики и программ, бюджетные заявки на выделение ассигнований из областного бюджета для финансирования мероприятий программы на очередной финансовый год. (Абзац второй с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК )
Мероприятия программы реализуются путем размещения государственных заказов в порядке, установленном федеральным законом. (Абзац третий с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК )
Государственный заказчик программы ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по объемам капитальных вложений и расходам по каждому мероприятию программы. (Абзац четвертый с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК )
Государственный заказчик программы обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств и исполнение мероприятий программы. (Абзац
пятый с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК )
Контроль за ходом реализации мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы инвестиционной политики, осуществляемой на территории Забайкальского края, и исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, определяющий перспективные направления в градостроительной отрасли. (Абзац шестой в редакции Закона Забайкальского края от 20 ноября 2009 года № 277-ЗЗК )
Основным показателем выполнения программы станет создание территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Читинской области. Территориальная комплексная схема позволит установить порядок определения приоритетных инвестиционных зон и порядок группировки на территориях муниципальных образований проектов по развитию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, реализуемых за счет бюджетных инвестиций, и высокоэффективных инвестиционных проектов, включенных в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 до 2010 года".
Разработанная градостроительная документация составит основу комплексного решения вопросов социально-экономического развития, подготовки предложений по разграничению земель по формам собственности, планирования и организации рационального использования земель и их охраны, образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства, межевания объектов землеустройства, отчуждения земельных участков и их изъятия для государственных и муниципальных нужд, предварительного согласования мест размещения объектов, последующей разработки градостроительной документации, а также схем и проектов развития производственной и социальной инфраструктур при разработке программ экономического и социального развития муниципальных образований.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации будут разработаны, установлены и закреплены нормативными правовыми актами Читинской области границы населенных пунктов Читинской области.
Появятся новые возможности для обеспечения архитектурно-пространственного единства, сохранения культурного наследия, разработки архитектурно-строительных систем нового поколения, охраны и реставрации объектов культурного наследия.
Ожидаемый результат реализации программных мероприятий и экономическая эффективность разработки документов территориального планирования характеризуются следующими показателями: сокращение потребности в территориях населенных пунктов на 10-12 процентов за счет установления границ населенных пунктов генеральными планами; сокращение потребности в территориях на прокладку инженерно-транспортных коммуникаций на 50 процентов; сокращение капитальных вложений на 8-15 процентов.