Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда в Читинской области
(2008-2010 годы)"

________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2009 года на основании
Закона Забайкальского края от 11 декабря 2008 года № 80-ЗЗК
________________________________________________________



Принят
Читинской областной Думой
19 сентября 2007 года.

_______________________________________________________     

Документ с изменением, внесенным    

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО

________________________________________________________


Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2008-2010 годы)" (прилагается).


     
Статья 2.

Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы
А.П. Романов




г. Чита
     19 сентября 2007 года
     № 998-ЗЧО




Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда
в Читинской области (2008-2010 годы)"

ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Улучшение условий и охраны труда в Читинской области
(2008-2010 годы)"



Наименование программы

Областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2008-2010 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 16 января 2007 года № 06-А/р "О разработке областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2008-2010 годы)".

Дата утверждения
программы

Закон Читинской области от 19 сентября 2007 года № 998-ЗЧО "Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2008-2010 годы)".

Заказчик программы

Комитет трудовых ресурсов и социального развития Читинской области.

Основной разработчик
программы

Комитет трудовых ресурсов и социального развития Читинской области.

Цели и задачи программы

Цели:

предупреждение и профилактика производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работающих;

снижение числа работающих, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям.

Задачи:

формирование методической основы для совершенствования управления охраной труда в организациях области;

создание условий для проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области;

создание условий для проведения работодателями сертификации работ по охране труда в организациях области;

создание системы информационного обеспечения работодателей и специалистов по охране труда государственными нормативными требованиями охраны труда;

пропаганда достижений в организации охраны труда;

совершенствование социального партнерства и общественного контроля в области охраны труда.

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели

Снижение числа несчастных случаев на производстве с 2,2 в 2008 году до 1,8 в 2010 году на 1000 работающих;

снижение числа несчастных случаев со смертельным исходом на производстве с 0,119 в 2008 году до 0,111 в 2010 году на 1000 работающих.

Сроки и этапы
реализации программы

2008-2010 годы.

Программа реализуется в один этап.

Исполнители основных
мероприятий программы

Организации, отобранные на конкурсной основе;

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Читинской области.

Объемы и источники
финансирования программы

Объем финансирования мероприятий программы из средств областного бюджета составляет 1584,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2008 год - 546,0 тыс. рублей;

2009 год - 532,0 тыс. рублей;

2010 год - 506,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели
социально-экономической
эффективности

Создание условий для обеспечения работникам прав на безопасные условия труда;

повышение качества управления охраной труда в организациях области;

снижение числа работающих, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям;

снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области;

сокращение прямых и косвенных затрат предприятий и бюджетов всех уровней.


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

По статистическим данным Читинской области, за последние годы отмечается рост числа работающих, занятых в тяжелых и во вредных условиях труда. В 2006 году в промышленных отраслях экономики области более 22 тысяч человек находились в условиях высокого риска приобретения профессионального заболевания: были заняты тяжелым физическим трудом, работали в условиях загазованности, запыленности, повышенного шума, вибрации и других вредных факторов производственной среды. Уровень производственного травматизма составил 2,4 несчастных случая на 1000 работающих. Более 700 человек ежегодно получают производственные травмы, требующие длительного лечения (в среднем 30 рабочих дней).

Особенностью травматизма в настоящее время является дифференциация его показателей в различных отраслях, обусловленная различным уровнем организации управления охраной труда. Высокий уровень травматизма в 2006 году отмечался в горнорудной промышленности. Однако наиболее проблемными по уровню производственного травматизма, связанного с неудовлетворительной организацией охраны труда, являются такие виды деятельности как лесозаготовка, обработка древесины и изделий из дерева и сельское хозяйство. Высоким уровнем травматизма на производстве характеризуется частный бизнес, где относительное количество несчастных случаев в 3 раза выше, чем в организациях с государственной формой собственности. Причем наибольшее количество несчастных случаев происходит в организациях с численностью работников до 50 человек. В непроизводственной сфере деятельности относительно высокий уровень травматизма отмечается в образовании. Для организаций всех отраслей экономики характерны нарушения законодательства об охране труда несовершеннолетних.

Остается высоким уровень производственного травматизма со смертельным исходом. За 2006 год в организациях области погибло 63 человека. Показатель травматизма со смертельным исходом составил 0,311 несчастного случая на 1000 работающих (в 2005 году - 0,123 случая).

Существующая законодательная база в сфере охраны труда, определяя нормы безопасности, не дает механизмов их реализации. Специфику безопасности различных видов производства долгие годы обеспечивало отраслевое управление, основной задачей которого являлось методическое обеспечение работ по охране труда. Административные реформы последних лет фактически упразднили отраслевое управление, отсутствие которого необходимо компенсировать на региональном уровне. В связи с чем в рамках программы предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма за счет улучшения организации работы по охране труда в различных отраслях, в числе которых предусматривается разработка и издание методических материалов по вопросам организации охраны труда, информационное обеспечение работ по охране труда, пропаганда лучших достижений в сфере охраны труда на основе организации областных конкурсов и конференций.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и последующая сертификация работ по охране труда являются основными механизмами выявления и устранения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах. Однако темпы аттестации рабочих мест по условиям труда в области остаются крайне низкими из-за неразвитости лабораторной базы: отсутствует орган по организации сертификации работ по охране труда и действует единственная аккредитованная лаборатория, имеющая право проводить весь комплекс измерений факторов производственной среды.

Реализация комплекса мероприятий, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, на организацию методического и информационного обеспечения охраны труда, на осуществление обмена опытом в сфере охраны труда, невозможна без государственной поддержки в рамках программно-целевого метода.

Раздел 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Основными целями программы являются предупреждение и профилактика производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работающих, а также снижение числа работающих, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

формирование методической основы для совершенствования управления охраной труда в организациях области;

создание условий для проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области;

создание условий для проведения работодателями сертификации работ по охране труда в организациях области;

создание системы информационного обеспечения работодателей и специалистов по охране труда государственными нормативными требованиями охраны труда;

пропаганда достижений в организации охраны труда;

совершенствование социального партнерства и общественного контроля в области охраны труда.

Срок реализации программы:

2008-2010 годы. Программа реализуется в один этап.

Характеристика мероприятий программы

Для решения поставленных задач программные мероприятия будут осуществляться по следующим направлениям:


Формирование методической основы для создания и совершенствования
управления охраной труда в организациях области

Основными причинами несчастных случаев на производстве являются отсутствие или неудовлетворительная организация работ по охране труда, связанная с отсутствием методик организации работ по охране труда, адаптированных к особенностям различных видов деятельности.

Для крупных и средних организаций предусмотрены разработка и издание типового положения "Система управления охраной труда в организации. Оценка профессиональных рисков и управление ими", для малых предприятий - разработка и издание методических рекомендаций по организации охраны труда, для всех организаций области - разработка и издание методических рекомендаций по организации безопасного труда несовершеннолетних.

Для всех организаций, самостоятельно осуществляющих аттестацию рабочих мест по условиям труда, предусмотрены разработка и издание методического пособия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для сельскохозяйственных организаций, лесозаготовительной и деревообрабатывающих отраслей, учреждений образования предусмотрены разработка и издание сборников методических рекомендаций, обеспечивающих работодателей отраслевыми нормативными требованиями по охране труда.

В рамках методических рекомендаций предполагается обобщить и распространить позитивный опыт работы комиссий по охране труда и уполномоченных по охране труда профсоюзных организаций для использования всеми заинтересованными организациями области.


Информационное содействие в обеспечении охраны труда
работников организаций экономики области

Информационная составляющая организации и обеспечения работ по охране труда является чрезвычайно важной не только для работодателей, но и для работников. Подтверждением этому являются многочисленные ежегодные обращения граждан и организаций в органы исполнительной власти области за получением той или иной информации в сфере охраны труда.

В рамках данного направления предусматривается создание и сопровождение областного сайта по охране труда, периодическое издание (2 раза в год) информационно-аналитического бюллетеня по охране труда.


Практическая реализация организационных, технических
и пропагандистских аспектов управления охраной труда

Аккредитация испытательной лаборатории в целях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на базе Казенного предприятия Читинской области "Центр охраны труда" позволит активизировать процесс аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организациях, создаст благоприятные условия для работодателей по проведению этих мероприятий, позволит органам государственной власти регулировать цены на данные услуги.

В рамках данного направления предусматривается реализация следующих мероприятий: подготовка к аккредитации и аккредитация испытательной лаборатории Казенного предприятия Читинской области "Центр охраны труда" в целях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; подготовка к аккредитации и аккредитация органа по сертификации работ по охране труда Казенного предприятия Читинской области "Центр охраны труда".

Для изучения положения с аттестацией рабочих мест по условиям труда в организациях планируется проведение регионального статистического исследования.

Конкурсы и конференции по охране труда являются наиболее масштабными мероприятиями в плане пропаганды и обмена опытом в сфере охраны труда. В рамках программы запланировано проведение областной конференции по охране труда, областного конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Читинской области, конкурса работ на тему "Экономические основы мотивации работы по созданию безопасных условий труда в организации".


Совершенствование социального партнерства
и общественного контроля в области охраны труда

Механизмы социального партнерства и общественного контроля являются эффективной формой улучшения условий труда и снижения производственного травматизма. Одним из таких механизмов является создание комиссии по охране труда, которое предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации. Однако деятельность данных комиссий, созданных во многих организациях области, недостаточно эффективна вследствие незнания методов, приемов работы и неумения организовать работу.

В рамках данного направления предполагается проведение областного конкурса на лучшую организацию работы комиссии по охране труда и уполномоченного по охране труда профсоюзной организации.

Для контроля за реализацией программы определены следующие целевые индикаторы и показатели:

Целевые индикаторы

Показатели по годам

2008

2009

2010

Число несчастных случаев на производстве (на 1000 работающих)

2,2

2,0

1,8

Число несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (на 1000 работающих)

0,119

0,115

0,111

Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета.

Общий объем финансирования составляет 1584,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2008 год - 546,0 тыс. рублей;

2009 год - 532,0 тыс. рублей;

2010 год - 506,0 тыс. рублей.

Планируемые на реализацию программы финансовые средства предусматривается распределить следующим образом:

- на разработку и издание в 2010 году типового положения "Система управления охраной труда в организации. Оценка профессиональных рисков и управление ими" - 80,0 тыс. рублей;

- на разработку и издание в 2008 году методических рекомендаций по организации охраны труда на малых предприятиях - 50,0 тыс. рублей;

- на разработку и издание в 2009 году методического пособия по организации безопасного труда несовершеннолетних - 30,0 тыс. рублей;     

- на разработку и издание в 2009 году методического пособия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда - 80,0 тыс. рублей;

- на разработку и издание в 2010 году методических рекомендаций по безопасным способам применения пестицидов в сельскохозяйственных организациях - 30,0 тыс. рублей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»