Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Одним из направлений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является увеличение объемов жилищного строительства. В Читинской области в рамках данного проекта за период с 2007 по 2010 год необходимо ввести 850 тыс. кв. м жилья. Достижение указанного объема невозможно при существующей динамике роста жилищного строительства. С 2002 по 2005 год объемы жилищного строительства в Читинской области увеличиваются крайне низкими темпами: с 76 тыс. кв. м до 107,4 тыс. кв. м в год.
Основными причинами сдерживания жилищного строительства являются: отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой; отсутствие механизмов стимулирования привлечения кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления и застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объема жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками.
Однако реализация принципов, заложенных в федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Ситуация в Читинской области усугубляется тем, что органы местного самоуправления, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства. Указанные комплексные планы развития систем коммунальной инфраструктуры требуют профессиональной разработки специализированными проектными организациями. По причине высокой стоимости данных проектов муниципальные образования не в состоянии финансировать их разработку за счет средств муниципальных бюджетов в полном объеме. Привлечение средств областного бюджета позволит эффективно использовать бюджетные средства, которые будут выделяться на реализацию программ жилищного строительства в Читинской области.
Наличие указанных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевого подхода, что позволит не только обеспечить увеличение объемов жилищного строительства до необходимого уровня, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств областного бюджета.