Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007- 2010 годы)"

________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 308-ЗЗК
________________________________________________________  
(с изменениями на 27 февраля 2009 года)


Принят
Читинской областной Думой
27 июня 2007 года.

_______________________________________________________     

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:       

Законом Читинской области от 15 декабря 2006 года № 863-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 25 декабря 2006 года, №№ 257-258);             

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 28 декабря 2007 года, № 244);      

Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 20 декабря 2008 года, № 247);       

Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 146-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 9 марта 2009 года, № 43)

_______________________________________________________

Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)" (прилагается).

Статья 2.

Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.


Председатель областной Думы
А.П. Романов

г. Чита
27 июня 2007 года
№ 964-ЗЧО




Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Экология и минерально-сырьевые ресурсы
Читинской области (2007-2010 годы)"

(с изменениями, внесенными
Законом Забайкальского края
от 27 февраля 2009 года № 146-ЗЗК)


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Экология и минерально-сырьевые
ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)"


Наименование
программы

Областная целевая программа "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 29 января 2007 года № 38-А/р "О разработке областной целевой программы "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)".

Дата утверждения
программы

Закон Читинской области от 27 июня 2007 года № 964-ЗЧО "Об областной целевой программе "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)".

Заказчик программы  
   (Раздел Паспорта с изменением, внесенным
Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 146-ЗЗК )

Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий полномочия в области природопользования и экологии

Основные разработчики
программы

Комитет промышленности и природных ресурсов Читинской области,

ООО "Забайкальское научно-техническое геологическое общество".

Цель и задачи программы

Цель - устойчивое и сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы области в 2007-2010 годах на основе обеспечения горнорудной промышленности области запасами минерального сырья для текущих и прогнозируемых потребностей экономики, их разработка на основе использования современных малоотходных и экологически безопасных технологий.
Задачи:
удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического, горнодобывающего и строительного комплексов) в минеральном сырье с учетом прогнозов развития данных отраслей;
улучшение платежного баланса области и улучшение социально-экономической обстановки за счет развития добывающей и сопутствующих отраслей экономики;
повышение инвестиционной привлекательности выявленных на территории области перспективных участков недр и месторождений;
повышение качества информационного обеспечения органов государственной власти для оперативного принятия управленческих решений по вопросам недропользования.

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели

Целевые индикаторы

Показатели

всего

в том числе по годам

2007

2008

2009

2010

Физические объемы работ:

скважины колонкового бурения, пог. м

21350

5150

5200

5500

5500

скважины ударно-механического бурения, пог. м

20500

4750

5500

5250

5000

проходка канав, траншей, тыс. куб.м

632

148

156

164

164

Количество водозаборных скважин

22

7

5

5

5

Прирост ресурсов и запасов:

угля, тыс. тонн

7000

1000

2000

2000

2000

золота рудного, тонн

47,5

7,5

12

14

14

золота россыпного, тонн

23,8

5,95

6,05

5,9

5,9

вольфрама, тыс. тонн

100

25

25

25

25

общераспространенных полезных ископаемых, тыс. куб.м

10000

2500

2500

2500

2500

подземных вод, куб.м/сутки

9500

2900

2200

2200

2200

Рост инвестиций в развитие горнодобывающего комплекса (к уровню 2006 года)

в 1,2 раза

в 2 раза

в 6 раз

в 10 раз

Сроки и этапы реализации программы

2007-2010 годы.

Программа реализуется в один этап.

Исполнители основных мероприятий программы

Организации, отобранные на конкурсной основе.

Объемы и источники
финансирования
программы

Объем финансирования программы из средств областного бюджета составляет 322000 тыс. рублей, в том числе по годам:

2007 год - 83550 тыс. рублей;

2008 год - 82150 тыс. рублей;

2009 год - 79650 тыс. рублей;

2010 год - 76650 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты
реализации программы
и показатели социально-экономической
эффективности

Выявление в районах с неразвитой горнодобывающей промышленностью участков для промышленного освоения;
обеспечение необходимого уровня прироста полезных ископаемых в районах действия социально значимых добывающих предприятий;
обеспечение организаций местной строительной индустрии минерально- сырьевой базой;
разработка современных технологий для внедрения на горнорудных предприятиях области малоотходных производств по извлечению из руд полезных компонентов, переработке пород вскрыши и некондиционных запасов;
стабилизация, а в дальнейшем увеличение поступлений в консолидированный бюджет Читинской области налогов и платежей за пользование минерально-сырьевыми ресурсами;
привлечение дополнительных инвестиций в развитие горной промышленности области;
сохранение более 500 и создание не менее 1000 новых рабочих мест;
выявление участков повышенной экологической опасности и разработка для них проектов ликвидации негативного воздействия на окружающую среду.


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Читинская область обладает высоким минерально-сырьевым потенциалом. В недрах области заключено 94 процента разведанных запасов урана Российской Федерации, 36 процентов плавикового шпата, 37,2 процента циркония, 23,8 процента меди, 30,5 процента молибдена, 22,7 процента титана, 14,4 процента серебра, 8,5 процента свинца, 7 процентов золота, имеются также запасы вольфрама, олова, лития, цинка, железных руд и различных нерудных материалов.

С развитием в области горнодобывающей промышленности связывается существенный прорыв в развитии экономики.

Стабильное развитие горнодобывающей отрасли на долгосрочную перспективу невозможно без укрепления ее минерально-сырьевой базы. На 1 января 2006 года в распределенном фонде недр Читинской области находится 39 процентов разведанных запасов угля, 87 процентов урана, 46 процентов железа, 100 процентов марганца, 97 процентов вольфрама, 100 процентов  молибдена, 6,7 процента золота рудного и 70 процентов золота россыпного, 99 процентов ниобия, 97 процентов тантала, 80 процентов бериллия и 55 процентов плавикового шпата.

Среднегодовое погашение запасов в недрах (добыча и эксплуатационные потери) составляет менее 1-5 процентов имеющихся запасов. В то же время ежегодный прирост запасов полезных ископаемых неуклонно снижается. Так, по россыпному золоту (наиболее ликвидный вид полезных ископаемых) в 1991 году прирост промышленных запасов компенсировал погашение их при добыче на 91 процент, а в 2004 году только на 3 процента.

В целом по области обеспеченность добычи разведанными запасами составляет по наиболее ликвидным видам полезных ископаемых 15-18 лет, у таких организаций как ООО "Бальджа", ОАО "Прииск Усть-Кара", ООО "Газимур", ООО "Казаковское ГГП" обеспеченность составляет 1-5 лет.

Практически все выявленные на территории области месторождения разведывались в конце XX века. В новых экономических условиях качество выявленного минерального сырья по многим месторождениям не соответствует современным требованиям, что снижает инвестиционную привлекательность многих месторождений (даже наиболее востребованных видов полезных ископаемых), особенно мелких и средних по масштабам. Для того, чтобы такие объекты заинтересовали недропользователей, необходимо провести их геолого-экономическую переоценку с учетом современных условий рынка.

Несовершенство технологии обогащения руд и извлечения из них полезного компонента приводят к его значительным потерям (до 40-45 процентов), которые могут быть значительно уменьшены за счет внедрения новых технологий добычи, обогащения и комплексного использования руд, основанных на детальном изучении вещественного состава руд современными методами исследования. Решение проблемы рационального, комплексного использования минерального сырья значительно повысит экономическую эффективность эксплуатации месторождений.

Новые технологии разработки месторождений будут способствовать повышению их инвестиционной привлекательности и вовлечению в промышленное освоение.

В ряде районов области проблема водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине выхода из строя водозаборов и систем подачи воды, так и по причине антропогенного загрязнения источников водоснабжения и ухудшения качества воды в источниках, особенно в зоне влияния накопителей промышленных отходов, мышьяковых аномалий. Особенно остро данная проблема стоит в городах Балее, Могоче, Хилке и поселках городского типа Приаргунске, Забайкальске, Золотореченске, в отдельных селах области. Решением данной проблемы могут стать переоценка запасов и качества подземных вод, используемых для водоснабжения населения области, поиски новых источников подземных вод, доразведка ранее выявленных месторождений, организация новых водозаборов на имеющихся и вновь выявленных месторождениях.

В последние годы в области ведется интенсивное строительство. Как следствие, возросли объемы добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), являющихся основной сырьевой базой строительной индустрии: глины, песчано-гравийной смеси, песка, строительного каменя. Так, по данным государственной статистики, для целей строительства в 2000 году было добыто 926,7 тыс. куб.м ОПИ, в 2005 - 15488 тыс. куб.м, а количество месторождений, на которых велась добыча ОПИ, возросло с 23 в 2000 году до 120 в 2006 году. Основной проблемой освоения сырьевой базы ОПИ стало то, что соответствующие месторождения с утвержденными запасами располагаются вблизи административных центров с крупными промышленными объектами (города Чита, Краснокаменск, Нерчинск, Борзя и др.), а потребность в ОПИ для целей строительства возникает во всех районах области. Кроме этого, в ближайшие годы намечается освоение минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкалья и строительство железнодорожной ветки "Нарын - Газимурский Завод - Лугокан", что значительно увеличит потребность строителей в ОПИ. Для решения данной проблемы необходимо выявить и подготовить для освоения участки, содержащие месторождения ОПИ, востребованных для целей строительства.

В 90-е годы ряд добывающих организаций прекратили хозяйственную деятельность, не проведя соответствующих ликвидационных работ, оставив после себя нарушенные земли и бесхозные хвостохранилища. Данное обстоятельство существенно ухудшает экологическую обстановку (загрязнение почв, атмосферного воздуха, подземных вод) в ближайших населенных пунктах.

В настоящее время обострилась проблема нехватки в отрасли квалифицированных кадров горно-геологического профиля. Для решения данной проблемы ГОУ ВПО "Читинский государственный университет" планирует приступить к подготовке инженеров-геологов по специальности "Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых". В рамках данной программы предусматривается создание учебного полигона в пределах Кокертайского рудного узла (Сретенский район), где студенты будут нарабатывать практические навыки.

Динамичное развитие экономики области, в том числе и горной отрасли, обуславливает необходимость оперативного принятия управленческих решений, имеющих значительные социально-экономические последствия. Качество каждого принятого решения напрямую будет зависеть от своевременности и полноты полученной информации. В рамках программы предусматривается ряд мероприятий, направленных на качественное повышение информационного обеспечения государственного регулирования вопросов недропользования.

Решение перечисленных проблем, учитывая их многоплановость, высокую социально-экономическую значимость, необходимость координации действий различных ведомственных структур и организаций и эффективного использования средств областного бюджета, возможно только программно-целевым методом.

Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью программы является устойчивое и сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы области в 2007-2010 годах на основе обеспечения горнорудной промышленности области запасами минерального сырья для текущих и прогнозируемых потребностей экономики, их разработка на основе использования современных малоотходных и экологически безопасных технологий.

Для достижения поставленной цели программой предусматривается решение следующих взаимосвязанных задач:

удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического, горнодобывающего и строительного комплексов) в минеральном сырье с учетом прогнозов развития данных отраслей;

улучшение платежного баланса области и улучшение социально-экономической обстановки за счет развития добывающей и сопутствующих отраслей экономики;

повышение инвестиционной привлекательности выявленных на территории области перспективных участков недр и месторождений;

повышение качества информационного обеспечения органов государственной власти для оперативного принятия управленческих решений по вопросам недропользования.

Прогноз развития отраслей горнодобывающей промышленности разработан с учетом лицензионных сроков вовлечения в эксплуатацию месторождений распределенного фонда недр. В соответствии с прогнозом ожидается увеличение добычи золота к 2010 году в 2,0-2,5 раза (по сравнению с 2006 годом),  а также начало добычи черных металлов (Березовское и Чинейское месторождения), полиметаллов, меди, молибдена и других полезных ископаемых.

Для обеспечения прогнозируемых потребностей экономики в минеральном сырье приоритетными направлениями работ являются:

изучение и воспроизводство ресурсного потенциала недр для обеспечения текущих и перспективных потребностей области в минеральном сырье;

государственное регулирование использования фонда недр;

мониторинг состояния и охраны недр, охраны окружающей природной среды;

информационное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Сроки реализации программы:

2007-2010 годы. Программа реализуется в один этап.

Исполнение мероприятий программы в указанные сроки позволит:

создать основы устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, соответствующих текущим и среднесрочным потребностям области;

подготовить путем качественного и количественного улучшения ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр резерв объектов с высоколиквидными видами полезных ископаемых для предоставления прав пользования недрами;

сформировать единую информационную базу для целей государственного регулирования вопросов недропользования.

Характеристика основных мероприятий программы

В рамках программы будут реализованы следующие взаимосвязанные комплексы программных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»