Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Развитие инновационной деятельности в Читинской области (2007-2010 годы)"

________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 308-ЗЗК
________________________________________________________  

Принят
Читинской областной Думой
27 июня 2007 года.

   _______________________________________________________     

Документ с изменением, внесенным    

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО;

Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК

________________________________________________________


Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Читинской области (2007-2010 годы)" (прилагается).

Статья 2.

Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.


Председатель областной Думы
А.П. Романов


г. Чита

27 июня 2007 года
     № 950-ЗЧО

Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Развитие инновационной деятельности
в Читинской области (2007-2010 годы)"


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Развитие инновационной деятельности
в Читинской области (2007-2010 годы)"

Наименование программы

Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Читинской области (2007-2010 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 12 сентября 2006 года № 628-А/р "О разработке областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Читинской области (2007-2010 годы)".

Дата утверждения
программы

Закон Читинской области от 27 июня 2007 года № 950-ЗЧО "Об областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в Читинской области (2007-2010 годы)".

Заказчик программы

Комитет образования, науки и молодежной политики Читинской области.

Основные разработчики
программы

Комитет образования, науки и молодежной политики Читинской области,

Комитет экономики Читинской области.

Цель и задачи программы

Цель - создание условий для перехода экономики Читинской области на инновационный путь развития.

Задачи:

стимулирование существующих в регионе организаций к использованию инноваций;

создание инновационной инфраструктуры и организация ее эффективной работы;

выработка механизма эффективного взаимодействия участников инновационного процесса;

обеспечение условий, стимулирующих формирование и развитие малого инновационного предпринимательства;

активизация межрегионального и международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;

создание условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу;

организация финансовой поддержки инновационной деятельности;

подготовка и переподготовка кадров в области инновационного менеджмента.

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели

Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции области до 10 процентов;

увеличение доли инновационно-активных предприятий до 5 процентов;

увеличение числа используемых передовых технологий в 10 раз;

увеличение затрат на технологические инновации в 2 раза;

увеличение числа малых инновационных предприятий отрасли "Наука и научное обслуживание" в 2 раза.

Сроки и этапы реализации
программы

2007-2010 годы.

Программа реализуется в два этапа:

2007 год - подготовительный этап;

2008-2010 годы - этап реализации основных мероприятий программы.

Исполнители основных
мероприятий программы

Научные, образовательные учреждения, организации различных форм собственности, отобранные на конкурсной основе.

Объемы и источники
финансирования программы

Объем финансирования программы составляет 16210 тыс. рублей из средств областного бюджета:

2007 год - без финансирования;

2008 год - 4370 тыс. рублей;

2009 год - 5420 тыс. рублей;

2010 год - 6420 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели
социально-экономической
эффективности

Повышение качества научных исследований за счет обновления приборной базы и оборудования в научно-образовательных учреждениях области и создания механизма, обеспечивающего доступ к ней всех заинтересованных сторон;

привлечение молодежи в науку и наукоемкий бизнес;

формирование группы профессионалов в области инновационной деятельности;

реализация непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области инновационного менеджмента специалистов науки, высшей школы и бизнеса;

создание и обеспечение работоспособности интернет-ресурса для организации доступа всех заинтересованных сторон к информации в области инновационной деятельности;

организация межвузовского бизнес-инкубатора;

организация центра трансфера технологий;

организация центра коллективного пользования оборудованием;

выделение грантов на поддержку научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и реализацию инновационных проектов по приоритетным направлениям, выполняемых в интересах Читинской области.



Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Проблемы модернизации и технического перевооружения для Читинской области особенно актуальны. По ряду экономических показателей, отражающих состояние экономики, научной и инновационной деятельности в Сибирском федеральном округе, Читинская область опережает лишь Республику Алтай, Республику Тыва и Республику Хакассия.

По состоянию на 1 января 2006 года в области имелось 14 инновационно-активных предприятий промышленности и сферы услуг. При этом было использовано всего 4 передовых производственных технологии. Доля инновационной  продукции этих предприятий в общем объеме произведенных товаров составила всего 1,8 процента. Практически отсутствуют предприятия малого бизнеса, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию.

В настоящее время в Читинской области число научных работников, возраст которых превышает 50 лет, составляет более 66 процентов при аналогичном общероссийском показателе 46 процентов. Вызывает тревогу уход молодых ученых в возрасте от 23 до 35 лет в сферы деятельности, не связанные с научными исследованиями, и перемещение их в другие регионы России. Все это замедляет научный прогресс, ведет к разрыву научной преемственности поколений, сдерживает развитие малого наукоемкого бизнеса.

Как показывает практика, спрос на идеи и знания, предлагаемые для внедрения научными и образовательными учреждениями области, весьма ограничен. Это обусловлено тем, что качество их научно-технической проработки не соответствует современным требованиям. Одной из причин, снижающих качество работ, является неудовлетворительное оснащение большинства исследовательских учреждений и лабораторий необходимым современным оборудованием. На начало 2006 года из внутренних текущих затрат на исследования и разработки в Читинской области затраты на оборудование составили 5,8 млн. рублей, что значительно меньше, чем в других регионах Сибирского федерального округа. Это ведет к прогрессирующему отставанию уровня научных исследований и разработок, ставит под сомнение достоверность результатов, полученных с использованием устаревшего оборудования, снижает качество подготовки студентов и аспирантов - кадрового резерва науки, приводит к общему технологическому отставанию региона.

Анализируя распределение научного потенциала региона по отраслям наук, можно сделать вывод, что основные научные интересы специалистов высшей квалификации лежат в области наук о Земле. Количество докторантов, работающих в Читинской области в этом направлении, составляет 10 человек, или 31,3 процента от общего числа докторантов Сибирского федерального округа, ведущих исследования в данной сфере. Это показывает, что в области научная деятельность ученых технического направления в основном ориентирована на развитие сырьевых технологий, а не технологий, обеспечивающих получение продукции с более высокой долей добавленной стоимости в виде интеллектуального труда.

В Читинской области создана мощная научная школа, способствующая эффективному развитию горнодобывающей промышленности региона. Научная школа должна стать базой развития инновационно-инвестиционной деятельности и по другим направлениям. Приоритетными направлениями инновационной деятельности с точки зрения технологического и интеллектуального потенциала области должны стать:

комплексное освоение минерально-сырьевых ресурсов;

глубокая переработка леса;

энергосберегающие технологии и нетрадиционные источники энергии;

информационные технологии;

высокоэффективные методы ведения сельского хозяйства;

новые технологии в здравоохранении.

Эффективная работа по реализации перспективных направлений инновационной деятельности невозможна без создания благоприятных условий функционирования инновационной составляющей экономики, повышения ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Для этого необходима активизация инновационных процессов, ускорение модернизации экономики, внедрение новых передовых технологий.

Организация работы по скоординированному решению данной проблемы требует выбора соответствующего программного инструментария, так как невозможно комплексно решить проблему подъема инновационной активности в регионе в приемлемые сроки только за счет использования действующего рыночного механизма. Необходима целенаправленная поддержка инновационной деятельности со стороны органов государственной власти региона.

Эффективный переход к экономике, основанной на инновационных принципах, возможен лишь при наличии государственной политики в данной сфере и четких адекватных механизмов реализации запланированных мероприятий. Это и определяет необходимость разработки областной целевой программы, направленной на развитие инновационной деятельности в Читинской области. Такая программа должна создать условия для появления и развития на территории области структур, способных реализовать стратегию роста, стать площадкой демонстрации преимуществ инновационного развития.


Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью программы является создание условий для перехода экономики Читинской области на инновационный путь развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

стимулирование существующих в регионе организаций к использованию инноваций;

создание инновационной инфраструктуры и организация ее эффективной работы;

выработка механизма эффективного взаимодействия участников инновационного процесса;

обеспечение условий, стимулирующих формирование и развитие малого инновационного предпринимательства;

активизация межрегионального и международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;

создание условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу;

организация финансовой поддержки инновационной деятельности;

подготовка и переподготовка кадров в области инновационного менеджмента.

Сроки реализации программы: 2007-2010 годы. Программа реализуется в два этапа.

Первый этап (2007 год) - подготовительный. Цель - создание стартовых условий для развития инновационной деятельности. На данном этапе планируется:

определение потребности в инновационных проектах в отраслях экономики области;

определение наиболее перспективных инновационных проектов и создание условий для их внедрения в организациях области;

разработка и совершенствование механизмов предоставления государственной поддержки при реализации приоритетных инновационных и инфраструктурно-инновационных проектов.

Второй этап (2008-2010 годы) - выполнение основных программных мероприятий, нацеленных на развитие областной инновационной системы, обеспечение роста инновационной составляющей экономики, повышение ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, переход экономики региона на инновационный путь развития. На этом этапе программы начнется процесс частичного возврата в бюджет области вложенных средств на поддержку субъектов инновационной деятельности в виде налогов от новых высокотехнологичных производств.


Характеристика основных мероприятий программы

Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с основными задачами, скоординированы по срокам выполнения и включают в себя три направления: повышение инновационной активности, создание и развитие инновационной инфраструктуры Читинской области, кадровое обеспечение инновационного процесса.


Повышение инновационной активности

В рамках данного направления предусматривается создание благоприятной экономической и правовой среды построения и функционирования областной инновационной инфраструктуры.

Путем привлечения средств массовой информации, расширения издательской деятельности, использования возможностей Интернета в научных, производственных и предпринимательских кругах планируется сформировать понимание важности и необходимости перевода экономики области на инновационный путь развития.

Предусматривается формирование перечня актуальных для Читинской области проблем, требующих практического решения, проведение инвентаризации имеющихся на начало реализации программы научно-технических разработок и инновационных проектов, осуществление мониторинга результатов исследований. Планируется организация выставок и конкурсов инновационных проектов, на основе которых будет осуществлен выбор наиболее перспективных проектов для их последующей поддержки, которая будет осуществляться в форме грантов на финансирование инновационных проектов в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным для области направлениям.


Создание и развитие инновационной инфраструктуры
Читинской области

Мероприятия этого направления ориентированы на решение проблемы создания инновационной инфраструктуры, деятельность которой должна быть направлена на оказание услуг предприятиям и учреждениям, занятым исследованиями, разработками и внедрением научно-технических достижений. Предусматривается создание сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг.


Кадровое обеспечение инновационного процесса

Данное направление предусматривает организацию профессиональной подготовки кадров в ведущих вузах страны для последующей работы в организациях инновационной инфраструктуры Читинской области, а также обучение специалистов для предприятий малого бизнеса на базе областной школы инновационного менеджмента. Такие специалисты должны разбираться в вопросах оценки, защиты и реализации интеллектуальной собственности, управления инновациями, коммерциализации разработок, трансфера технологий, управления высокотехнологичными фирмами, прогнозирования коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии реализации проектов, продвижения их на рынок.

Для контроля выполнения программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации программы:

Целевые индикаторы

Показатели (по годам)

2007

2008

2009

2010

Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме выпуска отгруженной промышленной продукции (%)

2

4

6,5

10

Увеличение доли инновационно-активных предприятий (%)

1,5

2

3

5

Увеличение числа использованных передовых технологий (раз)

1,2

3,5-4

7

10

Увеличение затрат на технологические инновации (раз)

1,2

1,4

1,6

2

Увеличение числа малых инновационных предприятий отрасли "Наука и научное обслуживание" (раз)

1,2

1,4

1,6

2


Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета в размере, установленном законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

Объем финансирования программы составляет 16210 тыс. рублей в ценах 2006 года, в том числе по годам:

2007 год - без финансирования;

2008 год - 4370 тыс. рублей;

2009 год - 5420 тыс. рублей;

2010 год - 6420 тыс. рублей.

Бюджетные средства будут направлены на следующие мероприятия по созданию условий для перехода экономики Читинской области на инновационный путь развития.

Издание каталогов, брошюр, буклетов и других информационных материалов, направленных на повышение инновационной активности научных, производственных и предпринимательских кругов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»