РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 308-ЗЗК
________________________________________________________
(с изменениями на 29 декабря 2008 года)
Принят
Читинской областной Думой
27 июня 2007 года.
_______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО ;
Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК ;
Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 года № 114-ЗЗК
_______________________________________________________
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области (2007-2010 годы)" (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.П. Романов
г. Чита
27 июня 2007 года
№ 944-ЗЧО
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области (2007-2010 годы)"
Наименование | Областная целевая программа "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области (2007-2010 годы)" (далее - программа). | |||
Дата принятия решения | Распоряжение Администрации Читинской области от 13 февраля 2007 года № 73-А/р "О разработке областной целевой программы "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области (2007-2010 годы)". | |||
Дата утверждения | Закон Читинской области от 27 июня 2007 года № 944-ЗЧО "Об областной целевой программе "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области (2007-2010 годы)". | |||
Заказчик программы | исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий полномочия в области территориального развития края
| |||
Основной разработчик | Комитет инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области (далее - КИПиРИ) | |||
Цели и задачи | Цели: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Целевые индикаторы | Показатели по годам | ||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м, | 42,8 | 57,3 | 58,7 | 61,8 | ||||
малоэтажное домостроение | - | 15,0 | 15,0 | 15,0 | ||||
Количество семей, улучшивших жилищные условия | 900 | 1160 | 900 | 960 | ||||
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов в сферу жилищного строительства, млн. рублей | 600,0 | 800,0 | 880,0 | 1000,0 |
Сроки и этапы | 2007-2010 годы. Программа реализуется в один этап. | |||
Исполнители основных | исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий полномочия в области территориального развития края; исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, наделенный полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом, Государственный фонд ипотечного жилищного кредитования Читинской области (далее - Фонд), Фонд развития жилищного строительства Читинской области, организации, отобранные на конкурсной основе. | |||
Объем и источники | Объем финансирования мероприятий программы из средств областного бюджета составляет 1073,6 млн. рублей, в том числе по годам: 2007 год - 205,1 млн. рублей; 2008 год - 253,6 млн. рублей; 2009 год - 285,2 млн. рублей; 2010 год - 329,7 млн. рублей. | |||
Ожидаемые конечные | Выполнение мероприятий программы позволит ввести в эксплуатацию 220,6 тыс. кв.м жилой площади, а также будет способствовать: увеличению объемов строительства жилья для граждан со средним уровнем доходов; развитию строительного комплекса за счет привлечения в жилищную сферу сбережений населения, средств ипотечных жилищных кредитов и других внебюджетных финансовых ресурсов; повышению сбалансированности между спросом и предложением на рынке жилья; увеличению спроса платежеспособного населения области на ипотечные жилищные кредиты. |
Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного сектора всегда входили в число приоритетных направлений социально-экономической политики России. Новые условия постоянно развивающихся рыночных отношений требуют применения новых путей и методов решения жилищных проблем.
Жилищная проблема в Читинской области остается одной из наиболее острых. Темпы жилищного строительства в последние годы возросли, но обеспеченность населения благоустроенным жильем находится еще на низком уровне и не удовлетворяет существующего спроса.
Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания определяют социальную направленность нового этапа экономических преобразований. Реальная возможность приобрести собственное жилье для значительных групп населения способствует активизации их экономической деятельности, преодолению иждивенческих настроений.
Существующая структура жилищного строительства не позволяет в полной мере обеспечить создание комфортных условий для проживания людей, уменьшить стоимость строительства. В связи с этим возникает необходимость изменения структуры и системы малоэтажного жилищного строительства. Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности.
Создание условий, способствующих повышению доступности жилья и расширению платежеспособного спроса населения на жилье, непосредственно связано с развитием и расширением системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Важными факторами, сдерживающими развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Читинской области, является недостаточное развитие инфраструктуры ипотечного рынка и кредитно-финансовых механизмов, направленных на повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения со средним и низким уровнем доходов.
На первичном рынке жилье продается в основном на этапе строительства, что повышает риски при выдаче ипотечного жилищного кредита и приводит к увеличению стоимости жилья, затрудняет получение кредита.
На вторичном рынке жилья скорость оборота недвижимости достаточно высока, в результате чего заемщики не всегда имеют возможность резервирования за собой выбранного объекта недвижимости до момента совершения ипотечной сделки. Ситуация осложняется тем, что приобретение квартир с использованием средств ипотечных жилищных кредитов только на вторичном рынке жилья ведет к дальнейшему росту цен на существующие жилые помещения.
Для решения жилищной проблемы нужны новые подходы, идеи, отвечающие реальным экономическим условиям и учитывающие социальное неравенство граждан. Несмотря на то, что реализация мероприятий областной целевой программы "Создание системы ипотечного жилищного кредитования в Читинской области в 2003-2005 годах" позволила заложить основы ипотечного жилищного кредитования и сформировать положительные тенденции его развития, ситуация по обеспечению жильем населения со средним уровнем доходов, а также малообеспеченных слоев населения области остается сложной.
Для решения жилищной проблемы необходимо обеспечить приток новых финансовых ресурсов на рынок жилищного строительства, а также вовлечь в реальный экономический оборот жилую недвижимость через механизм ипотеки.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти и коммерческих структур, что обусловливает необходимость разработки программы и применения программного метода.
Разработка программы обусловлена также необходимостью создания эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан области, особенно со средним и низким уровнем доходов, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных жилищных кредитов с использованием бюджетных и внебюджетных средств.
Основные цели программы:
обеспечение роста темпов жилищного строительства;
развитие финансовых механизмов ипотечного кредитования на территории Читинской области.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
создание условий для развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
внедрение современных финансово-кредитных механизмов, способствующих развитию жилищного строительства.
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение целей и задач программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Сроки реализации программы:
2007-2010 годы. Программа реализуется в один этап.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации программы:
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Целевые индикаторы | Показатели по годам | ||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
Ввод в эксплуатацию жилья, тыс. кв. м, | 42,8 | 57,3 | 58,7 | 61,8 | ||||
малоэтажное домостроение | - | 15,0 | 15,0 | 15,0 | ||||
Количество семей, улучшивших жилищные условия | 900 | 1160 | 900 | 960 | ||||
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов в сферу жилищного строительства, млн. рублей | 600,0 | 800,0 | 880,0 | 1000,0 |
Объем финансирования мероприятий программы из средств областного бюджета составляет 1073,6 млн. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 205,1 млн. рублей;
2008 год - 253,6 млн. рублей;
2009 год - 285,2 млн. рублей;
2010 год - 329,7 млн. рублей.
Мероприятия программы предполагают также привлечение средств внебюджетных источников: средств населения, коммерческих структур, банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы.
Заказчиком программы на договорной основе могут привлекаться средства муниципальных образований.
Планируемые на реализацию программы финансовые средства предполагается распределить следующим образом.
Инвестирование бюджетных средств в строительство многоквартирных домов с последующим предоставлением жилых помещений в данных домах в рамках ипотечного жилищного кредитования - 828,0 млн. рублей. Выбор организаций - получателей бюджетных средств будет осуществляться на конкурсной основе с обязательной предварительной проверкой их финансового состояния в соответствии с действующим законодательством. Предполагается участие в строительстве жилых домов исходя из сметной стоимости объектов, а также завершение строительства уже начатых объектов в рамках областной целевой программы "Создание условий для развития жилищного строительства в Читинской области в 2006-2008 годах".
Освобождение земельных участков под жилищное строительство - 50,0 млн. рублей. Данные средства предполагается направить на расселение граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся на участках, отведенных под жилищное строительство.
Внесение имущественного взноса в Фонд с целью реализации на территории Читинской области Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов - 7,0 млн.рублей. Данный размер имущественного взноса необходим для аккредитации Фонда как регионального оператора от Читинской области для сопровождения поставляемых в ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" закладных.
Предоставление гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья - 37,0 млн. рублей. Предоставление государственной поддержки при ипотечном жилищном кредитовании предполагается оказывать гражданам в форме социальных выплат, направляемых на погашение части стоимости жилья, в том числе на внесение первоначального взноса при ипотечном кредитовании. Размер социальных выплат будет определяться расчетным путем исходя из утвержденной стоимости одного квадратного метра жилья и размера общей площади жилого помещения, но не выше фактически сложившихся затрат. (Абзац двенадцатый раздела 3 в редакции Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 года № 114-ЗЗК )
Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров по вопросам ипотечного жилищного кредитования, создание информационно-аналитической системы рынка жилья - 0,6 млн. рублей. Создание информационно-аналитической системы рынка жилья позволит обеспечить заинтересованные органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие организации и население достоверной информацией о спросе и предложении на рынке жилья, о состоянии и тенденциях его развития, ценовой ситуации, другой информацией, необходимой для формирования жилищной политики, развития ипотечного жилищного кредитования.
Разработка типовых проектов индивидуальных жилых домов в малоэтажном исполнении с применением различных стеновых материалов - 5,0 млн. рублей. Предполагается разработка 12 типов жилых домов.
Обеспечение земельных участков под малоэтажное строительство коммунальной инфраструктурой - 131,0 млн. рублей. Данное направление предусматривает возмещение до 50 процентов затрат на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков в целях осуществления малоэтажного жилищного строительства (строительство сетей тепло-, водо-, электроснабжения, локальных котельных).
Предоставление ссуд гражданам для строительства (приобретения) жилья в сельской местности - 15,0 млн. рублей. Содействие в строительстве жилья гражданам области будет осуществляться через Фонд развития жилищного строительства Читинской области.
Механизм реализации программы предусматривает мероприятия по инвестированию средств из областного бюджета в строительство жилых домов, в том числе и по договорам долевого участия.
Фонд выступает в качестве инвестора строительства жилья на долевых началах. После государственной регистрации прав государственной собственности на вновь возведенное жилье Фонд на основании договора поручения приступает к продаже жилья с рассрочкой платежа. Полученные средства от возврата ранее выданных займов с учетом годовых процентных ставок направляются Фондом на реинвестирование строительства жилья.
Предоставление гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. (Абзац третий раздела 4 в редакции Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 года № 114-ЗЗК )