РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 308-ЗЗК
________________________________________________________
(с изменениями на 26 февраля 2009 года)
Принят
Читинской областной Думой
14 марта 2007 года.
__________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Читинской области от 15 декабря 2006 года № 863-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 25 декабря 2006 года, №№ 257-258);
Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 28 декабря 2007 года, № 244);
Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 20 декабря 2008 года, № 247);
Законом Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 140-ЗЗК. Вступает в силу с 13 марта 2009 года ("Забайкальский рабочий", 2 марта 2009 года, № 38)
__________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села на 2007-2010 годы" (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.П. Романов
г. Чита
14 марта 2007 года
№ 907-ЗЧО
Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Социальное развитие села
на 2007-2010 годы"
(с изменениями, внесенными
Законом Забайкальского края
от 26 февраля 2009 года № 140-ЗЗК)
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Социальное развитие села на 2007-2010 годы"
Наименование программы | Областная целевая программа "Социальное развитие села на 2007-2010 годы" (далее - программа). | |||
Дата принятия решения | Распоряжение Администрации Читинской области от 11 декабря 2006 года № 845-А/р "О разработке областной целевой программы "Социальное развитие села на 2007-2010 годы". | |||
Дата утверждения программы | Закон Читинской области от 14 марта 2007 года № 907-ЗЧО "Об областной целевой программе "Социальное развитие села на 2007-2010 годы". | |||
Государственный | Исполнительный орган государственной власти, вырабатывающий и реализующий государственную политику и осуществляющий управление в сфере агропромышленного комплекса Забайкальского края. | |||
Основной разработчик | Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области. | |||
Цель и задачи программы | Цель - создание экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований. развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских территорий муниципальных образований; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности. | |||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Предоставление жилья в сельской местности (в том числе молодым семьям и молодым специалистам) - 33,4 тыс. кв. м; строительство больниц (273 койки); строительство школ (1676 ученических мест); строительство клубов (200 мест); развитие электрических сетей (253,5 км); развитие сети автомобильных дорог (208,0 км). | |||
Сроки и этапы реализации | 2007-2010 годы. Программа реализуется в один этап. | |||
Исполнители основных | Органы местного самоуправления муниципальных районов; организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом). | |||
Объем и источники | Объем финансирования программы составляет 644805,0 тыс. рублей из средств областного бюджета. | |||
Ожидаемые конечные | Улучшение жилищных условий сельского населения; улучшение медицинского обслуживания сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; повышение общеобразовательного уровня учащихся образовательных учреждений сельской местности; активизация культурно-досуговой деятельности на селе; повышение уровня и качества электро-, тепло-, водоснабжения сельских поселений; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест. |
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских муниципальных образований.
В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии: увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. За последнее десятилетие сократилась сеть участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, клубов и домов культуры. Сокращение сети общеобразовательных учреждений, отсутствие организованной доставки детей в школы обострило проблему доступности общего образования.
Большинство воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок, находятся в ветхом, технически непригодном состоянии и требуют замены.
Большая часть систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды. В результате сельское население вынуждено потреблять воду, не соответствующую санитарным нормам и стандартам.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Люди покидают деревню, особенно молодежь. Сохраняется тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства, ухудшается их качественный состав.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения категории пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, соответствующего новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
В целях стабилизации экономического и социального развития села Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", реализация которой началась по отдельным направлениям с 2003 года. Финансирование федеральной целевой программы предполагается за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, причем в первую очередь из федерального бюджета финансируются региональные мероприятия, предусматривающие софинансирование за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Все это обусловило необходимость разработки областной целевой программы. (Абзац раздела 1 с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 140-ЗЗК )
Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью программы является создание экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий муниципальных образований.
Для реализации цели программы предусматривается решение следующих задач:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских территорий муниципальных образований;
расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.
Мероприятия областной целевой программы в основном соответствуют мероприятиям федеральной целевой программы, включают следующие направления:
развитие жилищного строительства в сельской местности;
развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности;
развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
развитие электрических сетей в сельской местности;
развитие водоснабжения в сельской местности;
развитие тепловых сетей в сельской местности;
развитие сети автомобильных дорог в сельской местности.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации программы.
Целевые индикаторы | Показатели (по годам) | |||||||
всего по программе | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
Предоставление жилья в сельской местности (в том числе молодым семьям и молодым специалистам) (тыс. кв.м) | 33,4 | 8,1 | 8,3 | 8,1 | 8,9 | |||
Строительство больниц (коек) | 273 | 105 | 25 | 35 | 108 | |||
Строительство школ (ученических мест) | 1676 | 252 | 120 | 190 | 1114 | |||
Строительство клубов (мест) | 200 | 200 | ||||||
Развитие электрических сетей (км) | 253,5 | 11,5 | 90,0 | 152,0 | ||||
Развитие сети автомобильных дорог (км) | 208,0 | 57,5 | 54,7 | 57,5 | 38,3 |
Сроки реализации программы:
2007-2010 годы. Программа реализуется в один этап.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование областной целевой программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем средств областного бюджета для реализации программы составляет 644805 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 134132 тыс. рублей;
2008 год - 189546 тыс. рублей;
2009 год - 183813 тыс. рублей;
2010 год - 137314 тыс. рублей.
На реализацию программы планируется привлечение средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Привлечение средств федерального бюджета планируется осуществлять в соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", для чего будут заключены соответствующие соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и государственным заказчиком программы. (Абзац раздела 3 с изменениями, внесенными Законом Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 140-ЗЗК )
Привлечение средств местных бюджетов на реализацию программы будет определяться соглашениями между государственным заказчиком программы и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. (Абзац раздела 3 с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 140-ЗЗК )
Часть мероприятий программы предполагает привлечение средств внебюджетных источников - собственных средств организаций и граждан в соответствии с заключенными договорами.
Мероприятия программы будут реализовываться по следующим направлениям.
1. Предоставление жилья в сельской местности будет осуществляться в рамках правил, утвержденных Правительством Российской Федерации и Администрацией Читинской области на условиях софинансирования и консолидации средств федерального, областного, местных бюджетов, а также собственных средств граждан. На реализацию данного мероприятия потребность в финансовых средствах составляет 431500 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 15000 тыс. рублей.
Предоставление жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам предполагается осуществлять по схеме софинансирования 30 % х 40 % х 30 %, где 30 % - средства из федерального бюджета, 40% - из областного бюджета и 30 % - средства местных бюджетов и внебюджетных источников. На реализацию данного мероприятия потребность в финансировании составляет 429600 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 165000 тыс. рублей.
Остальные средства предполагается привлечь из федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
2. Реализация мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений сельской местности, в том числе строительство школ в с. Усть-Тасуркай Приаргунского района, с. Холуй-База Ононского района, с. Александровка Читинского района, с. Калга Калганского района; специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната в с. Верх-Хила Шилкинского района, школы-интерната в с. Газимурский Завод Газимуро-Заводского района; детского сада в с. Ильдикан Балейского района; реконструкция здания под здание школы в с. Шаранча Александрово-Заводского района, потребует финансирования в размере 811810 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 201103 тыс. рублей.
Остальные средства предполагается привлечь из федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
3. Реализация мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности, в том числе строительство районных больниц в с. Нижний Цасучей Ононского района, с. Нерчинский Завод Нерчинско-Заводского района, с. Александровский Завод Александрово-Заводского района, с. Кыра Кыринского района, детского корпуса районной больницы в с. Улеты Улетовского района, участковой больницы в с. Усть-Карск Сретенского района, потребует финансирования в размере 485600 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 113820 тыс. рублей.