РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
(с изменениями на 04 июля 2008 года)
Принят
Читинской областной Думой
14 марта 2007 года.
________________________________________________________
Документ с изменением, внесенным
Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО ;
Законом Забайкальского края от 04 июля 2008 года № 13-ЗЗК. Вступает в силу с 15 августа 2008 года ("Забайкальский рабочий", 4 августа 2008 года, № 140)
________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Образование и наука (2007-2008 годы)" (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.П. Романов
г. Чита
14 марта 2007 года
№ 912-ЗЧО
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Образование и наука (2007-2008 годы)"
Наименование программы | Областная целевая программа "Образование и наука (2007-2008 годы)" (далее - программа). | |||
Дата принятия решения | Распоряжение Администрации Читинской области от 21 ноября 2006 года № 783-А/р "О разработке областной целевой программы "Образование и наука (2007-2008 годы)". | |||
Дата утверждения | Закон Читинской области от 14 марта 2007 года № 912-ЗЧО "Об областной целевой программе "Образование и наука (2007-2008 годы)". | |||
Заказчик программы | Комитет образования, науки и молодежной политики Читинской области (далее - КОНиМП). | |||
Основной разработчик | КОНиМП. | |||
Цель и задачи программы | Цель - создание условий для устойчивого развития системы образования и науки в Читинской области, обеспечивающих общедоступное образование. | |||
Важнейшие целевые | Повышение уровня успеваемости учащихся с 97,6 процента в 2007 году до 98,1 процента в 2008 году; | |||
Сроки и этапы | 2007-2008 годы. | |||
Исполнители основных | Организации, отобранные на конкурсной основе. | |||
Объем и источники | Объем финансирования программы из областного бюджета - 70744,2 тыс. рублей, в том числе по годам: | |||
Ожидаемые конечные | Реализация мероприятий программы позволит: |
Развитие научно-образовательной системы Читинской области происходит в непростых условиях.
Одним из главных факторов, влияющих на систему образования Читинской области, является снижение рождаемости. В связи с этим в период с 1995 по 2006 год произошло сокращение числа детских дошкольных учреждений, общее количество которых составило 428. Сложившаяся демографическая ситуация привела также к увеличению малокомплектных сельских школ с численностью учащихся менее 100, где в условиях нормативного финансирования стало практически невозможно организовать полноценный учебно-воспитательный процесс. Таких школ в области 172, что составляет третью часть общеобразовательной сети. В связи с тем что населенные пункты области отдалены друг от друга на значительные расстояния, в 2006 году был организован подвоз 8348 учащихся, из них: 7089 детей подвозились ежедневно, 1141 - еженедельно, 91 - раз в четверть, 27 - раз в год. (Из 347 населенных пунктов и чабанских стоянок учащиеся подвозились в 184 населенных пункта). В условиях продолжающейся реструктуризации сети сельских образовательных учреждений число детей, которых необходимо подвозить к школам или размещать в пришкольных интернатах, будет расти.
Система профессионального образования в недостаточной мере обеспечивает подготовку, переподготовку молодежи и повышение квалификации трудоспособного взрослого населения. Основные фонды профессиональных училищ изношены на 80-90 процентов, износ оборудования составляет 70-80 процентов.
Образовательный процесс недостаточно оснащен учебной литературой, оргтехникой и другими средствами обучения. С целью охраны жизни и здоровья учащихся необходимо оснастить образовательные учреждения системами противопожарной сигнализации и раннего оповещения. Также необходимо повышение квалификации работников столовых образовательных учреждений и укрепление материально-технической базы пищеблоков для улучшения качества питания учащихся.
Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают образовательные учреждения. Молодежь неохотно продолжает обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования по рабочим специальностям, а это, в свою очередь, препятствует их социальной адаптации, создает напряженность на рынке трудовых ресурсов.
Сокращается число учреждений, где подростки могут заниматься научно-техническим творчеством и спортом. Нуждаются в поддержке учреждения дополнительного образования, а также учреждения, обеспечивающие досуг детей.
Заслуживает внимания проблема кадрового обеспечения системы образования области, значительная часть педагогов которой - специалисты пенсионного возраста. Остро стоит проблема сохранения потенциала педагогических и научно-педагогических работников образовательных и научных учреждений всех уровней, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.
Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который из-за отсутствия необходимых средств вынужденно ограничивается рамками региональных научных школ, что не всегда и не по всем направлениям обеспечивает должный уровень научной подготовки. Уменьшение ассигнований для проведения научно-исследовательских работ отрицательно сказывается на квалификации, социальном статусе научных работников и в конечном итоге на научно-производственном потенциале области.
Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что проводит к снижению качества учебного процесса, свертыванию энергоемких научно-исследовательских работ и отсутствию практической подготовки будущих специалистов.
Решение поставленных проблем требует комплексного подхода и государственной поддержки, что и обусловило необходимость применения программного метода и разработки областной целевой программы.
Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель программы - создание условий для устойчивого развития системы образования и науки в Читинской области, обеспечивающих общедоступное образование.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
создание условий, обеспечивающих населению области получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального, основного общего образования, профильного образования в средней (полной) школе, дополнительного образования;
создание условий, обеспечивающих доступное профессиональное образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
развитие научно-технического потенциала области, внедрение в производство наукоемких технологий.
Мероприятия программы предусматривают создание системы поддержки муниципальных систем образования, учреждений профессионального образования, научных учреждений Читинской области в решении актуальных задач развития научно-образовательной среды.
Реализацию мероприятий программы планируется осуществить по следующим направлениям:
развитие системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;
развитие воспитательного процесса и организация работы с одаренными детьми;
развитие кадрового потенциала отрасли;
развитие начального, среднего, высшего профессионального образования и послевузовского образования;
развитие научного потенциала;
улучшение качества детского питания.
Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации программы.
Целевые индикаторы | Показатели | ||||
2007 | 2008 | ||||
Уровень успеваемости учащихся (отношение числа успевающих учащихся к общему числу учащихся в процентах) | 97,6 | 98,1 | |||
Уровень качества обученности (отношение числа учащихся, обучающихся на "хорошо" и "отлично", к общему числу учащихся в процентах) | 34,2 | 34,5 | |||
Позиция Читинской области в рейтинге России по результатам ЕГЭ | 60 | 58 | |||
Обеспеченность дошкольным образованием (отношение числа детей, получающих дошкольную подготовку, к общему числу детей в возрасте от 3 до 7 лет в процентах) | 85,0 | 91,7 | |||
Обеспеченность учебной литературой (количество бесплатных учебников на одного учащегося в процентах) | 65 | 80 | |||
Обеспеченность компьютерной техникой (число учащихся на один компьютер) | 39 | 25 |
Сроки реализации программы:
2007-2008 годы. Программа реализуется в один этап.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Источником ресурсного обеспечения программы являются средства областного бюджета в сумме 70744,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2007 году - 35372,1 тыс. рублей;
в 2008 году - 35372,1 тыс. рублей.
В процессе реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений увеличивается число учащихся, нуждающихся в подвозе к образовательным учреждениям соответствующего уровня; возникает необходимость развития учебно-материальной базы районных школ. В связи с этим планируется приобретение:
- 10 автобусов по 600,0 тыс. рублей;
- 300 комплектов школьной мебели стоимостью 2,0 тыс. рублей за один комплект;
- учебно-наглядных пособий для кабинетов физики, химии, биологии, географии на сумму 100,0 тыс. рублей в год.
Для улучшения качества питания учащихся в школьных столовых предусмотрены средства на:
- приобретение 100 комплектов кухонного оборудования по цене 95,85 тыс. рублей;
- повышение квалификации работников столовых по 479,5 тыс. рублей в год.
Для создания безопасных условий организации учебного процесса предполагается установить в образовательных учреждениях 8 комплектов противопожарного оборудования по цене 500,0 тыс. рублей.
Для продолжения формирования единой информационной образовательной среды за счет приобретения компьютерной техники и подключения школ к сети Интернет потребуется 6000,0 тыс. рублей.
Для развития воспитательной среды предполагается проведение 10 обучающих семинаров для классных руководителей с приглашением ведущих специалистов Российской академии образования (стоимость проведения одного семинара 200,0 тыс. рублей).
Для проведения слета ученических производственных бригад потребуется 300,0 тыс. рублей, слета старшеклассников - 300,0 тыс. рублей.
Для оплаты работы 150 преподавателей (50 руб. в час) в 28 профильных летних сменах программой предусмотрено 4000,0 тыс. рублей.
Для переподготовки и повышения квалификации 50 учителей в Российской академии образования потребуется 100,0 тыс. рублей.
Для проведения конкурса профессионального мастерства педагогических работников "Учитель года" на контрактно-целевой основе предусмотрено 100,0 тыс. рублей.
Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом будет подготовлено 50 учителей для сельских школ (стоимость обучения одного студента - 56,0 тыс. рублей).
В связи с необходимостью развития научно-производственного потенциала области предусматриваются средства на:
- подготовку научных кадров за пределами области (3 человека) - 300,0 тыс. рублей;
- проведение двух научно-практических конференций - 500,0 тыс. рублей;
- выполнение научных исследований, связанных с перспективными направлениями освоения природных богатств Читинской области, - 1000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования программы из областного бюджета подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Управление программой осуществляет заказчик программы - КОНиМП.
В целях создания условий для устойчивого развития системы образования и науки в Читинской области привлекаются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и внебюджетных источников, консолидируемые заказчиком программы на основе соглашений, заключенных заказчиком программы с органами местного самоуправления и организациями.
В процессе реализации программы предполагается участие области в федеральных целевых программах на основе соответствующих договоров.
Участие конкретных муниципальных образований в финансировании мероприятий программы за счет средств местных бюджетов будет определяться соглашениями между заказчиком программы и соответствующими муниципальными образованиями.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых заказчиком программы с исполнителями программных мероприятий. Предусматривается принцип долевого участия муниципальных образований в финансировании мероприятий. Размеры и условия такого участия определяются соглашениями между заказчиком программы и органами местного самоуправления муниципальных образований.