Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Читинской области (2007-2010 годы)"

 ________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 308-ЗЗК
________________________________________________________  

(с изменениями на 26 февраля 2009 года)

Принят
Читинской областной Думой
14 февраля 2007 года.

   _____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Читинской области от 15 декабря 2006 года № 863-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 25 декабря 2006 года, №№ 257-258);   

Законом Читинской области от 24 октября 2007 года № 1025-ЗЧО  ("Забайкальский рабочий", 19 ноября 2007 года, № 217);        

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО ("Забайкальский рабочий", 28 декабря 2007 года, № 244);

Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 20 декабря 2008 года, № 247);       

Законом Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 139-ЗЗК ("Забайкальский рабочий", 2 марта 2009 года, № 38)         

____________________________________________________________________


     Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Читинской области (2007-2010 годы)" (прилагается).

Статья 2.

Настоящий Закон области вступает в силу  через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы
А.П. Романов



     г. Чита
     
14 февраля 2007 года
     № 897-ЗЧО




Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Модернизация объектов
коммунальной инфраструктуры
Читинской области (2007-2010 годы)"

(с изменениями, внесенными
  Законом Забайкальского края
от 26 февраля 2009 года № 139-ЗЗК)


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Читинской области (2007-2010 годы)"


Наименование программы

"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Читинской области (2007-2010 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 20 июня 2006 года № 384-А/р "О разработке областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Читинской области (2006-2010 годы)".

Дата утверждения
программы

Закон Читинской области от 14 февраля 2007 года № 897-ЗЧО "Об областной целевой программе "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Читинской области (2007-2010 годы)".

Государственный заказчик программы (Раздел Паспорта в редакции  Закона Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 139-ЗЗК  )

Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий полномочия в области территориального развития края.;

Основной разработчик
программы

Комитет инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области.

Цель и задачи программы

Цель - создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Задачи:

модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели

Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: с 55 процентов в 2007 году до 50 процентов в 2010 году.

Доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры: 20 процентов в 2007 году, 50 процентов в 2010 году.

Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса: 15 процентов в 2007 году, 30 процентов в 2010 году.

Сроки и этапы
реализации программы

2007-2010 годы.

Программа реализуется в два этапа:

первый этап - 2007-2008 годы - финансирование приоритетных инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях софинансирования;

второй этап - 2009-2010 годы - финансирование проектов, предусматривающих привлечение заемных средств в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, в объеме более 45 процентов от стоимости каждого проекта.

Исполнители основных
мероприятий программы  (Раздел Паспорта с изменением, внесенным  Законом Забайкальского края от 26 февраля 2009 года № 139-ЗЗК  )

Комитет инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области,  организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - организации, отобранные в соответствии с Федеральным законом)".

Объемы и источники финансирования программы

Потребность в финансировании программы за счет средств всех источников в 2007-2010 годах составляет 4161,542 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 1183,015 млн. рублей;

средства областного бюджета и местных бюджетов - 1534,629 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 1443,898 млн. рублей.

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели
социально-экономической
эффективности

Снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, повышение качества предоставления коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации, создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами

Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

В настоящее время деятельность коммунального комплекса Читинской области характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Причинами возникновения этих проблем являются:

высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;

низкая эффективность системы управления в данном секторе экономики, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.

Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводившейся в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.

Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60 процентов.

По состоянию на 1 января 2005 года износ котельных составил 55 процентов, сетей водопровода - 65 процентов, сетей канализации - 63 процента, тепловых сетей - 63 процента, электрических сетей - 58 процентов, водопроводных насосных станций - 65 процентов, канализационных насосных станций - 57 процентов, очистных сооружений водопровода - 54 процента, очистных сооружений канализации - 56 процентов.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.

Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.

Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10-15 процентов. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.

Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60 процентов перегружены, 38 процентов эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Как следствие, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.

При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает приоритетным направлениям социально-экономического развития  области и позволит:

обеспечить более комфортные условия проживания населения Читинской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;

снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;

обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;

улучшить экологическое состояние территорий субъекта.

Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в течение пяти лет составляет 4,16 млрд. рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Для этого необходимо формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса.

Решение этой проблемы требует комплексного подхода, который возможен только на государственном уровне путем консолидации ресурсов, целенаправленных скоординированных действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и различных организаций, что обусловливает необходимость применения программного метода.

Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью программы является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

В рамках выполнения программы (наряду с бюджетным финансированием предусмотренных мероприятий) будут созданы условия, обеспечивающие привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры организаций различных форм собственности и совершенствование тарифного регулирования в коммунальном комплексе создадут условия для вовлечения средств частных инвесторов в проекты модернизации и содержание объектов коммунальной инфраструктуры. Осуществление мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в Читинской области приведет к улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышению качества предоставления коммунальных услуг.

Программа основана на следующих базовых принципах:

софинансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств и средств внебюджетных источников;

развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных средств в целях снижения рисков инвестирования;

открытый (недискриминационный) отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

Бюджетные средства будут направлены на выполнение проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов взамен объектов с высоким уровнем износа.

2. Повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры.

Эта задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение позволит Читинской области участвовать в конкурсе на получение средств федерального бюджета для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Одним из важных направлений решения данной задачи является совершенствование системы тарифного регулирования в коммунальном комплексе. Другим важным направлением является привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса.

3. Привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе для развития механизмов кредитования указанных проектов. Предусматривается оказание методического содействия муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Мероприятия программы будут реализованы в 2007-2010 годах в два этапа:

первый этап - 2007-2008 годы;

второй этап - 2009-2010 годы.

В рамках первого этапа реализации программы предполагается осуществить финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет бюджетных средств, а также с привлечением средств внебюджетных источников на условиях их софинансирования. При этом большая часть средств, направляемых на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в рамках программы, - бюджетные.

В результате осуществления указанных мероприятий должно быть достигнуто снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 55 процентов, увеличение доли средств внебюджетных источников до 20 процентов общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 15 процентов общего количества организаций коммунального комплекса.

В рамках второго этапа реализации программы финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры будет осуществляться за счет бюджетных средств с постепенным наращиванием объема средств внебюджетных источников. Финансирование за счет средств областного бюджета будет осуществляться только при условии реализации на территории муниципального образования в рамках программы проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в которых выдерживается установленное в программе процентное содержание средств внебюджетных источников.

В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50 процентов; увеличение доли средств внебюджетных источников до 50 процентов общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры; увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 30 процентов общего количества организаций коммунального комплекса.

Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы, характеризующие прямой эффект от реализации программы:


п/п

Показатели

Значение индикаторов по годам (в %)

2007

2008

2009

2010

1

Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры

55

53

51

50

2

Доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры

20

30

40

50

3

Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса

15

20

25

30

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»