РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Развитие рынка ценных бумаг на территории
Читинской области (2006-2008 годы)"

Принят
Читинской областной Думой
14 февраля 2007 года.

  ____________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:         

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО

___________________________________________________________     

Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Развитие рынка ценных бумаг на территории Читинской области (2006-2008 годы)" (прилагается).    


Статья 2.

Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы
А.П. Романов


     г. Чита
     14 февраля 2007 года
     
№ 892-ЗЧО


Приложение
к Читинской области
"Об областной целевой программе
"Развитие рынка ценных бумаг
на территории Читинской области
(2006-2008 годы)"

ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Развитие рынка ценных бумаг на территории Читинской области
(2006-2008 годы)"

Наименование программы

Областная целевая программа "Развитие рынка ценных бумаг на территории Читинской области (2006-2008 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 14 июля 2006 года № 491-А/р "О разработке областной целевой программы "Развитие рынка ценных бумаг на территории Читинской области (2006-2008 годы)".

Дата утверждения
программы

Закон Читинской области от 14 февраля 2007 года № 892-ЗЧО "Об областной целевой программе "Развитие рынка ценных бумаг на территории Читинской области (2006-2008 годы)".

Заказчик программы

Комитет по управлению государственным  имуществом Читинской области (далее - КУГИ Читинской области).

Основной разработчик
программы

КУГИ Читинской области.

Цель и задачи программы

Цель - формирование условий, способствующих развитию рынка ценных бумаг на территории Читинской области и его использованию для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Задачи:

развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и организационно-правовых условий его функционирования;

обеспечение информационной поддержки участников рынка ценных бумаг;

внедрение основных принципов корпоративного управления в хозяйственных обществах области;

обеспечение защиты прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг;

формирование системы инвестиционного просвещения населения и создание условий, стимулирующих привлечение сбережений на региональный фондовый рынок;

стимулирование привлечения хозяйствующими субъектами Читинской области инвестиций с помощью инструментов рынка ценных бумаг;

повышение уровня компетентности участников рынка ценных бумаг, представителей Читинской области в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в областной собственности.

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели

Количество выпусков корпоративных ценных бумаг, кроме размещаемых при создании акционерных обществ, - 60 штук.
Количество специалистов, прошедших обучение по проблемам развития рынка ценных бумаг, - 180 человек.
Количество зарегистрированных и размещенных выпусков областных облигационных займов - 2 штуки.

Сроки и этапы
реализации программы

2006-2008 годы.

Программа реализуется в два этапа:

I этап - создание условий для формирования инфраструктуры и развития рынка ценных бумаг - 2006 год;

II этап - развитие рынка ценных бумаг - 2007-2008 годы.

Исполнители основных
мероприятий программы

КУГИ Читинской области, Комитет экономики Читинской области, Комитет по финансам Читинской области, Комитет инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе (далее - РО ФСФР в Восточно-Сибирском регионе), Управление Федеральной налоговой службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, Управление Федеральной антимонопольной службы по Читинской области, Государственный фонд ипотечного жилищного кредитования Читинской области, Фонд развития жилищного строительства Читинской области, организации, отобранные на конкурсной основе.

Объемы и источники
финансирования программы

Источники
финансирования

(тыс. рублей)

Финансовые затраты

всего

в том числе по годам


2006

2007

2008

Областной
бюджет

2220,0

-

1140,0

1080,0

ИТОГО

2220,0

-

1140,0

1080,0

     

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели
социально-экономической
эффективности

Создание условий для активизации инвестиционных процессов и обеспечения прав и законных интересов инвесторов на территории Читинской области, в том числе:

формирование информационной и организационной инфраструктур рынка ценных бумаг Читинской области;

увеличение количества выпусков корпоративных ценных бумаг эмитентами Читинской области в 2 раза, в том числе выпуски облигаций предприятиями области (до 2-5 займов ежегодно);

выпуск облигационного займа Читинской области;

создание системы обучения представителей Читинской области в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в областной собственности, а также специалистов предприятий по вопросам корпоративного управления, функционирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов (до 180 человек);

привлечение инвестиций в реальный сектор экономики с помощью инструментов рынка ценных бумаг в размере не менее 200,0 млн. рублей.


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами

 

Современный финансовый рынок в России еще недостаточно развит. В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование рынка ценных бумаг. В свою очередь, появилась потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) представляет собой сегмент финансового рынка, на котором обращаются специфические финансовые документы - ценные бумаги.

Сочетание таких факторов, как растущая конкуренция между предприятиями, технологические усовершенствования, требующие значительных капитальных вложений, наличие инфляции, изменение процентных ставок, налогового законодательства - всё это оказало огромное влияние на развитие фондового рынка. Более того, чтобы справиться с возникающими изменениями, необходим гибкий подход ко всем факторам деятельности предприятия.

Современное состояние экономики Читинской области не соответствует её потенциальным возможностям. К основным проблемам относятся неудовлетворительное положение в сфере обновления основных производственных фондов, а также состояние инвестиционной деятельности в инфраструктуре и социальной сфере.

Для повышения эффективности производства, увеличения выпуска конкурентоспособной продукции необходимо обновление состава основных фондов. Однако за счет внутренних ресурсов предприятий - прибыли и амортизационных отчислений - модернизировать реальный сектор экономики и обеспечить его динамичное развитие невозможно.

Рост инвестиций является одним из основных факторов, способствующих подъёму промышленного производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, изношенности основных фондов в промышленности.

Инфраструктура рынка ценных бумаг на территории Читинской области представлена следующим образом.

Действуют два инвестиционных института с лицензией Федеральной комиссии по ценным бумагам на брокерскую и дилерскую деятельность, осуществляющие операции с корпоративными ценными бумагами, в том числе один из институтов является членом Национальной ассоциации участников фондового рынка (ОАО "Забайкалинвестсервис").

На территории Читинской области работают три реестродержателя: Забайкальский филиал ОАО "Реестр", Филиал "Читадепозит" ЗАО РК "Центр-Инвест" и одно удаленное рабочее место ЗАО "Иркол".

Как и в большинстве других российских регионов, в Читинской области отсутствуют биржевые институты, депозитарные и расчетно-клиринговые организации, однако возможная нагрузка на них сегодня незначительна.

Фондовый рынок является одним из основных источников финансирования крупных инвестиционных проектов, в том числе по технологическому перевооружению предприятий. Основными инструментами рынка ценных бумаг, дающими возможность привлечь средства большого числа инвесторов, являются акции и облигации.

Важным фактором финансовой активности любого региона является наличие акционерных обществ, которые могут быть эмитентами ценных бумаг. По состоянию на 1 января 2006 года на территории Читинской области внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 353 акционерных общества, в том числе 178 открытых акционерных обществ и 175 закрытых акционерных обществ; обществ с ограниченной ответственностью - 3795.

Предприятия постепенно осваивают фондовый рынок и привлекают инвестиции с помощью его инструментов, однако эта тенденция не является доминирующей в общем объеме привлеченных средств. Сведения о выпусках ценных бумаг на территории осуществления деятельности РО ФСФР в Восточно-Сибирском регионе, в том числе по Читинской области, приведены в таблице № 1.

                                                                        Таблица № 1

 


п/п

Наименование показателя

На территории деятельности РО ФСФР
в Восточно-Сибирском регионе

Всего

В том числе
Читинская область

1

2

3

4

1

Количество акционерных обществ, осуществивших государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, нарастающим итогом по состоянию на 1 января 2006 года,
всего
в том числе:





3005





272

открытых
закрытых

1057
1948

151
121

2

Количество акционерных обществ,
зарегистрировавших выпуски при
учреждении за 2005 год, всего
в том числе:
открытых
закрытых



101

16
85



7

5
2

3

Количество выпусков ценных бумаг за 2005 год, всего
в том числе:
по открытой подписке
по закрытой подписке
при учреждении
дополнительных


175

1
32
101
41


13

0
3
7
3

4

Объем выпусков ценных бумаг за 2005 год (тыс. рублей),
в том числе:
по открытой подписке
по закрытой подписке
при учреждении
дополнительных


2 549 490,0

10,0
568 540,0
1 497 450,0
483 490,0


110 150,0

0,0
98 730,0
7020,0
4400,0

5

Количество выпусков облигаций за 2005 год, всего
в том числе:
по открытой подписке
по закрытой подписке


1

0
1


0

0
0

6

Объем выпусков облигаций за 2005 год (тыс. рублей),
в том числе:
по открытой подписке
по закрытой подписке


4 000,0

0,0
4 000,0


0,0

0,0
0,0

7

Количество проведенных проверок соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг за 2005 год



224



33



Данные таблицы № 1 свидетельствуют о низкой активности размещения ценных бумаг организациями, расположенными на территории Читинской области. Наибольшая стоимость размещения акций приходится на закрытую подписку. Иначе говоря, опасаясь перераспределения капитала, эмитенты размещают новые выпуски акций главным образом среди существующих акционеров. Привлечение денежных средств путем выпуска облигаций не осуществлялось. Последнее свидетельствует о возможных перспективах развития рынка корпоративных облигаций, так как они дают возможность задействовать более широкую ресурсную базу - инвестиционные средства населения, иностранных инвесторов, свободные активы кредитных учреждений и других финансовых организаций.

Российский рынок корпоративных облигаций развивается сейчас наиболее динамично. Развитие рынка начинается с 1999 года, когда были размещены выпуски облигаций РАО ЕЭС, ОАО "Газпром" и ОАО "Лукойл".

Способ привлечения инвестиций путем выпуска облигаций является для эмитентов привлекательным благодаря следующим возможностям:

осуществлять заимствования по более низким ставкам в сравнении с банковскими кредитами;

привлекать средства в объёме, значительно превышающем банковский кредит;

осуществлять заимствования на более длительные сроки.

Однако ускоренное развитие инвестиционно ориентированного фондового рынка в России сдерживается недостаточной подготовкой руководителей и специалистов предприятий в вопросах привлечения инвестиций путем выпуска ценных бумаг, а также значительными затратами при размещении первых публичных эмиссий. Серьезной проблемой является также отсутствие информационной поддержки фондового рынка и высокая степень недоверия населения к финансовым институтам.

Еще одной причиной, сдерживающей процесс привлечения инвестиций на предприятиях, являются нарушения действующего законодательства о рынке ценных бумаг. Основные виды нарушений, установленные при проведении проверок, связаны с несоблюдением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах (нарушения системы ведения реестра, процедуры проведения общих собраний, раскрытия информации, отсутствие регистрации выпусков ценных бумаг и другие). Такие нарушения являются следствием низкого уровня подготовки соответствующих специалистов на предприятиях-эмитентах. Кроме того, нарушения законодательства связаны с низкой правовой культурой населения.

Отрицательным моментом является и то, что выявленные нарушения не освещаются в средствах массовой информации, это не способствует повышению информированности населения о рынке ценных бумаг и правилах, регулирующих его функционирование.

Обеспечение соблюдения требований законодательства о рынке ценных бумаг будет способствовать процессу привлечения инвестиций на предприятия и приведет к улучшению инвестиционного климата на территории Читинской области.

Возрастающая роль рынка ценных бумаг как механизма перераспределения капитала требует повышенного внимания со стороны регулирующих и правоохранительных органов.

Одной из возможных моделей экономических отношений на фондовом рынке по привлечению крупных инвестиционных ресурсов может стать ипотечное кредитование. В результате совершенствования институтов и инструментов привлечения частных финансовых ресурсов на вторичном рынке ипотечный рынок может стать крупным механизмом по перераспределению капитала в жилищный и строительный секторы, а также сопряженные с ними отрасли. При низкой активности фондового рынка недвижимость остается самым привлекательным направлением инвестирования, особенно в условиях дефицита жилого фонда. Ключевую роль в развитии ипотечной системы может сыграть формирование и развитие рынка ипотечных облигаций.

Таким образом, развитие рынка ценных бумаг на территории Читинской области является проблемным сектором социально-экономической инфраструктуры, требующим решения программным методом.

Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Основной целью настоящей программы является формирование условий, способствующих развитию рынка ценных бумаг на территории Читинской области и его использованию для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Для достижения цели, поставленной программой, предусматривается решение следующих задач:


1. Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и организационно-правовых условий его функционирования

Данную задачу целесообразно решать путем расширения сотрудничества Читинской области с финансовыми институтами, в том числе путем заключения соглашений о партнерстве. Эти соглашения будут определять взаимные действия сторон, в том числе в отношении условий привлечения инвестиций в экономику области.

Повышение взаимного доверия между предприятиями и финансовыми институтами возможно на основе проведения семинаров для менеджеров предприятий, а также встреч собственников и руководителей предприятий с представителями кредитных организаций.


2. Обеспечение информационной поддержки участников рынка ценных бумаг

Размещение в средствах массовой информации сведений о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, консалтинговых компаниях, предлагающих полный комплекс услуг на рынке ценных бумаг Читинской области, окажет существенную помощь эмитентам.


     3. Внедрение основных принципов корпоративного управления в хозяйственных обществах области

Решению данной задачи будет способствовать обучение специалистов предприятий по различным аспектам корпоративного управления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»