Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей Читинской области (2007-2010 годы)"

 ________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 308-ЗЗК
________________________________________________________  
(с изменениями на 01 июня 2009 года )


Принят
Читинской областной Думой
14 февраля 2007 года.

   

______________________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:      

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО  ("Забайкальский рабочий", 28 декабря 2007 года, № 244) (вступает в силу с 01 января 2008 года);     

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1064-ЗЧО   ("Забайкальский рабочий", 21 января 2008 года, № 10) (вступает в силу с 01 февраля 2008 года);      

Законом Читинской области от 05 февраля 2008 года № 1094-ЗЧО  ("Забайкальский рабочий", 18 февраля 2008 года, № 29) (вступает в силу с 29 февраля 2008 года);

Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК  ("Забайкальский рабочий", 20 декабря 2008 года, № 247) (вступает в силу с 01 января 2009 года);       

Законом Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 185-ЗЗК   ("Забайкальский рабочий", 8 июня 2009 года, № 106) (вступает в силу с 19 июня 2009 года)     _________________________________________________________________________


Статья 1.

Утвердить областную  целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей Читинской области (2007-2010 годы)" (прилагается).

Статья 2.

Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.


Председатель областной Думы
А.П. Романов




     г. Чита
     14 февраля 2007 года
     № 896-ЗЧО

     Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей
Читинской области (2007-2010 годы)"

  

ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей Читинской области (2007-2010 годы)"

Наименование программы

Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Читинской области (2007-2010 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 20 октября 2006 года № 717-А/р "О разработке областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Читинской области (2007-2010 годы)".

Дата утверждения
программы

Закон Читинской области от 14 февраля 2007 года № 896-ЗЧО "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Читинской области (2007-2010 годы)".

Государственный заказчик

программы (Раздел паспорта в редакции  Закона Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 185-ЗЗК  )

   

Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, вырабатывающий и реализующий государственную политику в сфере территориального развития края

Основной разработчик
программы

КИПиРИ.

Цель и задачи программы

    Цель - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Задачи:

обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; (Абзац третий раздела "Цель и задачи..." в редакции  Закона Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1064-ЗЧО, с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 185-ЗЗК  )

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели

Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы, характеризующие прямой эффект от реализации программы:

количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов);

доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов), в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям;

количество молодых семей, получивших дополнительную льготу при рождении (усыновлении) одного ребенка.

Сроки и этапы
реализации программы

2007-2010 годы.

Программа реализуется в один этап.

Исполнители основных
мероприятий программы

исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, вырабатывающий и реализующий государственную политику в сфере территориального развития края, исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, вырабатывающий и реализующий государственную политику и осуществляющий управление в сфере образования, науки, молодежной политики, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (на конкурсной основе), кредитные организации (на конкурсной основе). (Абзац раздела  с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 185-ЗЗК  )

Объемы и источники
финансирования
программы

Потребность в финансировании мероприятий программы составляет 2480,5 млн. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 355,5 млн. рублей; (Абзац второй раздела "Объемы и источники..." с изменением, внесенным  Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1064-ЗЧО. Вступает в силу с 01 февраля 2008 года)

областного бюджета - 250,2 млн. рублей;

местных бюджетов - 388,5 млн. рублей; (Абзац четвертый раздела "Объемы и источники..." с изменением, внесенным  Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1064-ЗЧО. Вступает в силу с 01 февраля 2008 года)

внебюджетных источников - 1486,3 млн. рублей.

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели
социально-экономической
эффективности

Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить жильем 3,5 тыс. молодых семей, а также будет способствовать:

созданию условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

привлечению в жилищную сферу дополнительных финансовых средств;

развитию и закреплению положительных демографических тенденций в области;

укреплению семейных отношений и снижению социальной напряженности в обществе;

созданию условий для формирования активной жизненной позиции молодежи.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении жилищных проблем. Однако на территории Читинской области до настоящего времени не удалось создать и внедрить в широком масштабе практику приемлемых экономических механизмов государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.

Читинская область - это регион, где наиболее остро проявляется сокращение численности населения, в основном убывает работоспособное, экономически активное население в возрасте 30 - 39 лет. За последние три года оно уменьшилось с 573,2 до 539 тыс. человек. Вынужденные перемещения населения сопровождаются целым рядом негативных социальных последствий, самыми заметными из которых стали обострение ситуации на рынке труда и жилья, дисквалификация рабочей силы, обнищание людей. Численность постоянного населения Читинской области на 1 января 2006 года составила 1054 тыс. человек и уменьшилась за год на 8,2 тыс. человек. Демографическая ситуация характеризуется также продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанным с ростом уровня смертности, а также снижением рождаемости. В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большей части населения, в том числе условий проживания. В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают иметь детей. В подавляющем большинстве случаев это низкий уровень доходов и отсутствие перспектив улучшения жилищных условий. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание молодых супругов с родителями также снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов. Установлено, что средний состав семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше состава семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.

Большинство молодых семьей не может получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень доходов для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. В основном молодые семьи являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а, значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Кроме того, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.

В современных условиях оказание государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья должно стать определяющим, так как позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи и сформировать экономически активный слой населения. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, что обуславливает необходимость применения программного метода и разработки областной целевой программы.

В целях реализации на территории Читинской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", во исполнение подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - федеральная подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы разработана областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Читинской области (2007-2010 годы)".

Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Основной целью программы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - социальные выплаты); (Абзац третий раздела 2 в редакции   Закона Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1064-ЗЧО , Закона Забайкальского края от 01 июня 2009 года №185-ЗЗК  )

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

     Основными принципами реализации программы являются:
     добровольность участия в программе молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.

Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение цели и решение программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.

Сроки реализации программы:

2007-2010 годы. Программа реализуется в один этап.     

Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы, характеризующие прямой эффект от реализации программы:

Целевые индикаторы

Показатели (по годам)

2007

2008

2009

2010

1. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов)

450

650

1000

1400

2. Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов), в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в процентах)

40

54

66

75

3. Доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям (в процентах)

90

90

93

95

4. Количество молодых семей, получивших дополнительную льготу при рождении (усыновлении) одного ребенка

27

30

33

36


Реализация мероприятий программы не повлечет за собой никаких негативных последствий.

Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы

 

Потребность в финансировании мероприятий  программы для реализации поставленных задач приведена в таблице:

Источники
финансирования

Потребность в финансировании
(млн. рублей в ценах 2007 года)

Всего

в том числе по годам

2007

2008

2009

2010

Федеральный бюджет (строка раздела 3 в редакции

 Закона Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1064-ЗЧО . Вступает в силу с 01 февраля 2008 года)

355,5

33,0

67,5

105,0

150,0

Областной бюджет

250,2

33,4

45,5

70,6

100,7

Местные бюджеты (строка раздела 3 в редакции

 Закона Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1064-ЗЧО . Вступает в силу с 01 февраля 2008 года)

388,5

66,0

67,5

105,0

150,0

Внебюджетные источники

1486,3

196,3

270,0

420,0

600,0

Итого по программе

2480,5

328,7

450,5

700,6

1000,7


Объем средств федерального бюджета определен в соответствии с механизмом реализации и условиями софинансирования федеральной подпрограммы, в которой предусмотрен удельный вес ассигнований из средств федерального бюджета в общем объеме финансирования программы.

Финансирование мероприятий программы за счет средств местных бюджетов будет осуществляться в соответствии с муниципальными программами обеспечения жильем молодых семей на конкурсной основе в порядке, установленном  государственным  заказчиком программы. (Абзац третий Раздела с изменением, внесенным Законом  Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 185-ЗЗК  )

Мероприятия программы предполагают также привлечение средств внебюджетных источников: средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также средств населения, используемых для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.

Пропорции объемов оказания поддержки за счет всех источников финансирования определены в соответствии с требованиями федеральной подпрограммы и необходимы для получения субсидий из федерального бюджета для софинансирования мероприятий программы.

Объемы финансирования программы  из областного бюджета подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.

Раздел 4. Механизм реализации программы

 

Механизм реализации программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. (Абзац первый Раздела 4 с изменениями, внесенными: Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1064-ЗЧО , Законом Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 185-ЗЗК  )

Участницей программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; (Абзац третий Раздела 4 с изменениями, внесенными:   Законом Читинской области от 05 февраля 2008 года № 1094-ЗЧО, предыдущую редакцию от 19 декабря 2007 года см. ярлык "Редакции";  Законом Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 185-ЗЗК  )

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. (Абзац пятый Раздела 4 с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 185-ЗЗК  )

Применительно к настоящей программе под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). (Абзац седьмой Раздела 4 в редакции Закона Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1064-ЗЧО, с изменением, внесенным Законом Забайкальского края от 01 июня 2009 года № 185-ЗЗК )

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»