Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об административно-территориальном устройстве Читинской области

_________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании
Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 320-ЗЗК
__________________________________________________________


Принят
Читинской областной Думой
14 февраля 2007 года.

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Читинской области от 24 октября 2007 года № 1003-ЗЧО . Вступает в силу с 23 ноября 2007 года ("Забайкальский рабочий", 12 ноября 2007 года, № 211)

____________________________________________________________________

Настоящий Закон области устанавливает административно-территориальное устройство Читинской области и порядок его изменения.


Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Закона области используются следующие основные понятия:

1) административно-территориальное устройство Читинской области (далее - область) - территориальная организация области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц и населенных пунктов, служащая основой для взаимоотношений органов государственной власти и населения;     

2) административно-территориальная единица - часть территории области, установленная для осуществления функций государственной власти, имеющая наименование и фиксированные границы. В настоящем Законе области административно-территориальной единицей признается район;     

3) населенный пункт - территория, имеющая наименование, компактную застройку в пределах установленной границы и служащая местом постоянного и временного проживания людей;      

4) административный центр района - населенный пункт, определенный законом области как место постоянного нахождения органов государственной власти;     

5) создание района, населенного пункта - установление законом области территорий районов, населенных пунктов в Читинской области;

6) преобразование района, населенного пункта - слияние района, населенного пункта; присоединение района, населенного пункта; разделение района, населенного пункта; выделение района, населенного пункта:

слияние - объединение нескольких районов, населенных пунктов, в результате которого упраздняются объединяющиеся районы, населенные пункты и образуется единый новый район, населенный пункт;

присоединение - процесс, в котором один или несколько районов, населенных пунктов присоединяются к другому району, населенному пункту, в результате чего упраздняются присоединяющиеся районы, населенные пункты;

разделение - создание двух или более новых районов, населенных пунктов за счет разделения одного района, населенного пункта с последующим их упразднением;

выделение - создание одного или более новых районов либо одного или более населенного пункта за счет отсоединения от уже существующего района, населенного пункта при их сохранении;

7) упразднение района, населенного пункта - прекращение существования (ликвидация) района, населенного пункта на соответствующей территории, влекущее исключение его из учетных данных в установленном законом области порядке.



Статья 2. Основные принципы административно-территориального устройства области

Административно-территориальное устройство области основывается на принципах:

1) соответствия исторически сложившейся системе расселения в области и устойчивым тенденциям ее развития;

2) создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и эффективной деятельности органов государственной власти;

3) содействия рациональному использованию природных ресурсов и развитию экономического потенциала области;

4) содействия развитию национальных культур, бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных групп и казачества, проживающих на территории области.


Статья 3. Территория области

1. Территория области является частью единой территории Российской Федерации.

2. Официальным документом, определяющим границы области, является ее описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы.

3. Границы области с другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия в соответствии с федеральными законами и законами области.

Изменение границ области может быть осуществлено при условии свободного прямого волеизъявления большинства граждан, проживающих на территории области, путем областного референдума.

4. Читинская область состоит из районов и населенных пунктов.

5. На территории области могут создаваться закрытые административно-территориальные образования в соответствии с федеральным законом.

6. Административным центром области является город Чита.

Статус города Читы как областного центра определяется законом области.

7. В Читинскую область входит Агинский Бурятский автономный округ - субъект Российской Федерации.


     Статья 4. Учет мнения населения при решении вопросов административно-территориального устройства области

Создание, преобразование и упразднение районов и населенных пунктов, изменение границ, установление административных центров районов осуществляются с учетом мнения населения или органов местного самоуправления соответствующей территории. Мнение населения выявляется в соответствии с формами, определенными уставами муниципальных образований.


     Статья 5. Полномочия Читинской областной Думы в области административно-территориального устройства области

1. К полномочиям Читинской областной Думы в области административно-территориального устройства области относится принятие законов по вопросам:

1) создания, преобразования и упразднения районов и населенных пунктов;

2) установления и изменения границ районов; (Пункт 2 части 1 статьи 5 с изменением, внесенным  Законом Читинской области от 24 октября 2007 года № 1003-ЗЧО )

3) установления и перенесения административных центров районов;

4) иным вопросам в соответствии с федеральными законами и законами области.

2. К полномочиям Читинской областной Думы в области административно-территориального устройства области относится принятие постановлений по вопросам:

1) присвоения и изменения статуса населенных пунктов;

2) рассмотрения предложений о присвоении наименований районам и населенным пунктам и переименовании районов и населенных пунктов в соответствии с федеральным законом;

3) назначения областного референдума по вопросам административно-территориального устройства области;

4) иным вопросам в соответствии с федеральными законами и законами области.


Статья 6. Полномочия Администрации Читинской области в области административно-территориального устройства области

К полномочиям Администрации Читинской области в области административно-территориального устройства области относятся:

1) разработка законов и иных нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства области;

2) нормативное правовое регулирование в пределах своих полномочий;

3) рассмотрение документов и материалов по вопросам административно-территориального устройства области, представляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;

4) учет и регистрация районов и населенных пунктов, их преобразований, изменений их наименований, изменений границ районов, изменения статуса населенных пунктов, а также исключение из учетных данных районов и населенных пунктов; (Пункт 4 статьи 6 в редакции Закона Читинской области от 24 октября 2007 года № 1003-ЗЧО )

5) установление порядка представления и оформления документов и материалов по вопросам административно-территориального устройства области;

6) образование согласительных комиссий;

7) иные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами области.


    
Статья 7. Права и обязанности органов местного самоуправления в области административно-территориального устройства области

1. Представительные органы муниципальных районов осуществляют:

1) выдвижение инициативы создания, преобразования и упразднения районов, установления и изменения их границ, установления, перенесения административных центров районов;

2) установление порядка выдвижения населением, представительным органом инициативы создания, преобразования и упразднения районов, установления и изменения их границ, установления, перенесения административных центров районов.

2. Представительные органы поселений осуществляют:

1) выдвижение инициативы создания, преобразования и упразднения населенных пунктов, присвоения или изменения статуса населенного пункта; (Пункт 1 части 2 статьи 7 с изменением, внесенным Законом Читинской области от 24 октября 2007 года № 1003-ЗЧО )

2) установление порядка выдвижения населением, представительным органом инициативы создания, преобразования и упразднения населенных пунктов, присвоения или изменения статуса населенного пункта. (Пункт 2 части 2 статьи 7 с изменением, внесенным Законом Читинской области от 24 октября 2007 года № 1003-ЗЧО )

3. Администрация муниципального района, городского округа производит оформление необходимых материалов и документов для выдвижения инициативы по вопросам административно-территориального устройства области и представляет их в Администрацию Читинской области в соответствии с порядком представления и оформления документов и материалов по вопросам административно-территориального устройства области.

4. Органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами и  законами области.


Статья 8. Статус района

1. Район - объединение экономически и социально взаимосвязанных городских и сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями, которые объединяются, как правило, вокруг населенного пункта - административного центра района.

2. Границы района устанавливаются законами области.


Статья 9. Виды населенных пунктов и критерии их разграничения     

1. По роли в экономической жизни и управлении, характеру организации территории области выделяются городские и сельские населенные пункты.

2. Критериями разграничения городских и сельских населенных пунктов являются:

численность населения;

распределение жителей по преимущественному характеру занятости населения;

экономическое значение населенного пункта;

роль в социально-культурной жизни области;

особенности планировки и застройки;

уровень благоустройства и социальной инфраструктуры;

административное значение населенного пункта;

перспективы дальнейшего экономического и социального развития, роста численности населения.

3. Небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения (железнодорожные будки, дома лесников, заимки, полевые станы, метеостанции, дачные дома и т.д.), а также одиночные дома не являются самостоятельными населенными пунктами и числятся за теми населенными пунктами, с которыми находятся в административных, производственно-коммерческих и социально-бытовых отношениях.


     Статья 10. Категории городских населенных пунктов

Городские населенные пункты подразделяются на города и поселки городского типа:

1) город - населенный пункт, являющийся промышленным, культурным и административным центром с определенным уровнем развития социальной, производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры, с населением не менее 10 тысяч жителей, преимущественно (не менее половины от общего числа трудоспособного населения) занятым несельскохозяйственными видами производства и обслуживания;

2) поселок городского типа (рабочий или курортный) - населенный пункт с населением, преимущественно (не менее половины от общего числа трудоспособного населения) занятым несельскохозяйственными видами производства и обслуживания, или населенный пункт, расположенный в местности, имеющей лечебно-оздоровительное значение, с численностью населения не менее 1 тысячи жителей, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в этот населенный пункт составляет не менее 50 процентов постоянного населения.