Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Развитие психиатрической помощи (2007-2011 годы)"

___________________________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2010 года на основании Закона Забайкальского края
от 30 сентября 2009 года № 223-ЗЗК
___________________________________________________________________

(с изменениями на 29 декабря 2008 года)


Принят
Читинской областной Думой
15 декабря 2006 года.


   

__________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:         

Законом Читинской области от 19 декабря 2007 года № 1055-ЗЧО ;    

Законом Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 83-ЗЗК ;     

Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 года № 119-ЗЗК

__________________________________________________________          
     
     Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Развитие психиатрической помощи (2007-2011 годы)" (прилагается).


     Статья 2.

Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.


И.о. Председателя областной Думы
 А.Ф. Эпов

     г. Чита
     15 декабря 2006 года
     № 885-ЗЧО

 

     


Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Развитие психиатрической
помощи (2007-2011 годы)"

(с изменениями, внесенными
Законом Забайкальского края
от 29 декабря 2008 года № 119-ЗЗК )

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Развитие психиатрической помощи (2007-2011 годы)"


Наименование программы

Областная целевая программа "Развитие психиатрической помощи (2007-2011 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения
о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 4 июля 2006 года № 451-А/р "О разработке областной целевой программы "Развитие психиатрической помощи (2007-2011 годы)".

Дата утверждения программы

Закон Читинской области от 15 декабря 2006 года № 885-ЗЧО "Об областной целевой программе "Развитие психиатрической помощи (2007-2011 годы)".

Заказчик программы      
        (Строка с изменением, внесенным     Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 года № 119-ЗЗК  )      

Министерство здравоохранения Забайкальского края.  

Основные разработчики
программы

Комитет здравоохранения Читинской области,

ГУЗ "Областная психиатрическая больница № 2" (далее - ГУЗ ОПБ № 2).

Цели и задачи программы

Цели:

снижение  заболеваемости, инвалидизации и смертности населения;

стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с психическими расстройствами.
Задачи:

совершенствование организации психиатрической помощи;

распространение бригадных полипрофессиональных форм оказания психиатрической помощи, психосоциальной терапии и реабилитации;

повышение эффективности методов профилактики и снижение стигматизации психических расстройств;

разработка программ для населения по вопросам охраны психического здоровья и профилактики суицидов;

совершенствование методов диагностики, лечения и реабилитации;

развитие материально-технической базы специализированных лечебных учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.

Важнейшие целевые
индикаторы и показатели

Снижение показателей инвалидности больных с психиатрическими расстройствами с 824 человек на 100 тысяч населения в 2006 году до 725 человек на 100 тысяч населения в 2011 году. Сокращение средних сроков лечения в стационаре с 127 дней в 2007 году до 105 дней к 2011 году.

Сроки и этапы
реализации программы

2007 - 2011 годы.

Программа реализуется в один этап.

Исполнители основных
мероприятий программ

Организации, отобранные на конкурсной основе.

Объемы и источники
финансирования программы

Всего на реализацию мероприятий программы потребуется из средств областного бюджета 240000 тыс. рублей, в том числе по годам:

2007 год - 46500 тыс. рублей;

2008 год - 48890 тыс. рублей;

2009 год - 48390 тыс. рублей;

2010 год - 48890 тыс. рублей;

2011 год - 47330 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы и показатели
социально-экономической
эффективности

Реализация программы позволит улучшить качество жизни граждан, страдающих психическими расстройствами, снизить показатели первичного выхода на инвалидность, стабилизировать показатели психического здоровья, снизить количество суицидов, сохранить трудовой потенциал области.


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами

Период с 1991 по 2005 годы характеризуется сложными социально-экономическими процессами в стране, появлением новых психологических факторов, негативно воздействовавших на население, что привело к значительному росту основных показателей учтенной распространенности психических заболеваний. Межведомственной комиссией Совета безопасности России по охране здоровья населения проблема роста заболеваемости психическими расстройствами оценена как серьезная угроза здоровью нации. В последнее десятилетие отмечается ухудшение психического здоровья и населения Читинской области. По данным статистики каждый тридцатый гражданин области в 2005 году обращался за помощью в психиатрическое учреждение, однако реальное число лиц, имеющих проблемы с психическим здоровьем, значительно больше. Показатель первичной регистрации психических расстройств в целом по области на протяжении последних лет остается стабильно высоким и приближается к уровню показателя Российской Федерации (384,4 человека на 100 тысяч населения), в 2005 году он составил 379,4 человека на 100 тысяч населения. В структуре заболеваний первое место занимают непсихотические психические расстройства (50,3 процента), на втором месте - психозы и состояния слабоумия (26,0 процентов), на третьем месте - умственная отсталость (23,7 процента).

Устойчивый характер в области приняли сложившиеся тенденции ухудшения психического здоровья детей и подростков. За период с 2003 по 2005 годы на 15 процентов возросло число детей, состоящих под наблюдением психиатра (2003 год - 2552,1 человека на 100 тысяч населения, 2005 год - 2936,6 человека на 100 тысяч населения) и на 29 процентов увеличилось число детей с диагнозом психического расстройства за счет психических расстройств непсихотического характера. Показатель заболеваемости психическими расстройствами среди подростков в области в 2005 году (1256,9 человека на 100 тысяч населения) в два раза превысил российский (575,0 человек на 100 тысяч населения).

Неуклонно растет количество суицидов, особенно среди детей и подростков. Показатель суицидной активности - 20 человек на 100 тысяч населения - считается угрожающим признаком в социально-экономическом аспекте общества. В области этот показатель в 2005 году достиг 77,7 человека на 100 тысяч населения, что в три раза превысило допустимые пределы.

Психические заболевания являются причиной освобождения около 30 процентов призывников области от призыва в армию. В структуре заболеваний на первом месте в 45 процентов случаев стоит умственная отсталость.

Социальная и личностная дезадаптация мешает молодому поколению гармонично строить свои взаимоотношения в общественной жизни. Лишь программные подходы, состоящие в раннем выявлении нервно-психических расстройств у детей с их последующей реабилитацией, позволят вернуть в общество полноценных граждан.

Наряду  с показателями заболеваемости растет и инвалидизация больных. Ее рост во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами. В связи с остановкой специализированного производства на обычных предприятиях и в лечебно-трудовых мастерских при психиатрических лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ) значительно сократился объем трудовой терапии. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи. Для восстановления гражданских прав пациентов необходимо развивать полипрофессиональный биопсихосоциальный подход в терапии и реабилитации психически больных, проводить психообразовательную работу среди населения для снижения стигматизации психических расстройств. В этой связи необходимо укрепление материально-технической базы психиатрической службы, состояние которой не соответствует предъявляемым к ней требованиям.

В настоящее время в области нет ни одной типовой психиатрической больницы, все специализированные лечебно-профилактические учреждения располагаются в приспособленных помещениях и не соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам. Недостаток финансовых средств на приобретение психотропных препаратов нового поколения (нейролептики, антидепрессанты, противосудорожные препараты), обладающих большей эффективностью и меньшими побочными явлениями, не позволяет обеспечить всех нуждающихся в них больных, особенно молодого возраста и, как следствие, сохранить трудоспособность, снизить инвалидность среди трудоспособного населения.

Для решения основных проблем психиатрической службы на территории Читинской области разработана областная целевая программа "Развитие психиатрической помощи (2007 - 2011 годы)".

Раздел 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Основными целями программы являются:

снижение заболеваемости, ивалидизации и смертности населения;

стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с психическими расстройствами.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

совершенствование организации психиатрической помощи;

распространение бригадных полипрофессиональных форм оказания психиатрической помощи, психосоциальной терапии и реабилитации;

повышение эффективности методов профилактики и снижение стигматизации психических расстройств;

разработка программ для населения по вопросам охраны психического здоровья и профилактики суицидов;

совершенствование методов диагностики, лечения и реабилитации;

развитие материально-технической базы специализированных лечебных учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.

Сроки реализации программы:

2007 - 2011 годы. Программа реализуется в один этап.

Реализация мероприятий программы будет осуществляться по пяти направлениям.

1. Совершенствование материально-технической базы ГУЗ "ОПБ № 2".

В целях приведения материально-технической базы психиатрической службы в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями в рамках данного направления предусматривается строительство типовой психиатрической больницы на 600 коек.

2. Профилактика психических заболеваний.

Психообразовательная работа с населением путем создания общественного совета, общественных организаций родственников и пользователей психиатрической помощью. Разработка лекционных материалов по психопрофилактике личности и поведенческих расстройств, а также профилактике эндогенных заболеваний. Выезды в районы области с целью оказания практической помощи для диагностики, лечения и профилактики психических расстройств.

3. Внедрение полипрофессионального бригадного подхода к терапии и реабилитации психических больных.

Организация работы во всех психиатрических ЛПУ полипрофессиональных бригад (психотерапевты, медицинские психологи, специалисты по социальной работе) при оказании психиатрической помощи.

4. Подготовка кадров.

Повышение квалификации специалистов, оказывающих психиатрическую помощь в специализированных ЛПУ, в целях внедрения современных методов терапии и проведения психореабилитационных мероприятий.

5. Лекарственное обеспечение.

Обеспечение психически больных, находящихся на стационарном лечении, дорогостоящими психотропными препаратами нового поколения (нейролептики, антидепрессанты, противосудорожные).

Для контроля программных мероприятий определены целевые индикаторы, характеризующие прямой эффект от реализации программы:

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Срок нахождения больных в стационаре (дней)

127

120

115

110

105

Показатель инвалидности больных с психическими расстройствами,
(человек на 100 тысяч населения)

824

800

775

750

725


Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы

Для реализации программы необходимо 240000 тыс. рублей из областного бюджета, в том числе по годам:

2007 год - 46500 тыс. рублей;

2008 год - 48890 тыс. рублей;

2009 год - 48390 тыс. рублей;

2010 год - 48890 тыс. рублей;

2011 год - 47330 тыс. рублей.

Программой предусмотрено строительство новой психиатрической больницы на 600 коек. Сметная стоимость строительных работ составляет 360000 тыс. рублей. На реализацию данного мероприятия из федерального бюджета планируется 180000 тыс. рублей, из областного бюджета предусмотрено 180000 тыс. рублей.

Для реализации мероприятий по профилактике психических заболеваний потребуется на 5 лет 190 тыс. рублей, из них на:

- издание брошюр - 56 тыс. рублей;

- издание буклетов - 74 тыс. рублей;

- подготовку лекционного материала - 60 тыс. рублей.

Для реализации мероприятий направления "Внедрение полипрофессионального бригадного подхода к терапии и реабилитации психических больных" на 5 лет потребуется 1110 тыс. рублей, из них на приобретение:

- современного нейрофизиологического оборудования - 1100 тыс. рублей;

- современных психологических тестов для медицинских психологов в целях оказания качественной психологической помощи пациентам - 10 тыс. рублей.

Потребность в финансировании подготовки кадров по психиатрии на местных и центральных базах составит 1700 тыс. рублей, из них:

- усовершенствование врачей Читинской государственной медицинской академии на базе факультета последипломной подготовки (далее - ЧГМА) (50 человек) - 225 тыс. рублей;

- усовершенствование врачей-психиатров на центральных базах (30 человек) - 1380 тыс. рублей;

- курсы обучения социальных работников, психологов в ЧГМА (25 человек) - 95 тыс. рублей.

На приобретение психотропных препаратов нового поколения потребуется финансовых средств в размере 57000 тыс. рублей.

Раздел 4. Механизм реализации программы

Заказчик программы ежегодно в установленном порядке направляет в орган исполнительной власти, осуществляющий координацию работ по реализации областных целевых программ, бюджетную заявку на выделение ассигнований из областного бюджета для финансирования мероприятий программы на очередной финансовый год.

Мероприятия программы реализуются путем размещения государственных заказов в порядке, установленном федеральным законом. Государственными заказчиками могут выступать уполномоченные заказчиком программы на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Заказчик программы с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.

При необходимости заказчик программы в установленном порядке вносит предложения о продлении срока реализации программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»