РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
____________________________________________________________________
{Действие программы приостанавливается с 1 янв.по 31 дек.2007 г. в части финансирования из областного бюджета в 2007 году на сумму 2000,0 тыс. рублей на основании пункта 27 приложения 50 Закона Читинской области от 21 ноября 2007 года № 1027-ЗЧО}
____________________________________________________________________
Принят
Читинской областной Думой
15 декабря 2006 года.
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области в 2007 году" (прилагается).
Статья 2.
Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
И.о. Председателя областной Думы
А.Ф. Эпов
г. Чита
15 декабря 2006 года
№ 884-ЗЧО
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Государственная поддержка малого предпринимательства
в Читинской области в 2007 году"
Наименование программы | Областная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области в 2007 году" (далее - программа). | |||
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Администрации Читинской области от 27 сентября 2006 года № 660-А/р "О разработке областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области в 2007 году". | |||
Дата утверждения | Закон Читинской области от 15 декабря 2006 года № 884-ЗЧО "Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области в 2007 году". | |||
Заказчик программы | Комитет экономики Читинской области. | |||
Основной разработчик | Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области (далее - ФПМП). | |||
Цель и задачи программы | Цель - формирование условий, способствующих улучшению экономической деятельности субъектов малого предпринимательства на территории области. Задачи: развитие системы финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства; совершенствование нормативно-правовых механизмов деятельности субъектов малого предпринимательства; увеличение доходной части областного бюджета и бюджетов муниципальных образований; увеличение количества субъектов малого предпринимательства и лиц, готовых заниматься предпринимательской деятельностью; обеспечение представителей малого бизнеса информационными, консалтинговыми, обучающими и другими услугами через систему специализированных структур поддержки малого предпринимательства; продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональные рынки; решение социальных проблем. | |||
Важнейшие целевые | Увеличение количества действующих малых предприятий; увеличение количества человек, занятых в малом бизнесе; сохранение рабочих мест и увеличение их количества; увеличение объема налоговых отчислений субъектами малого предпринимательства в бюджеты всех уровней. | |||
Сроки и этапы реализации программы | 2007 год. | |||
Исполнители основных мероприятий программы | Комитет экономики Читинской области, | |||
Объемы и источники | Объем финансирования | |||
Ожидаемые конечные | Вклад малого предпринимательства в валовом региональном продукте возрастет на 0,5 процентных пункта и составит около 8 процентов; количество действующих малых предприятий увеличится до 3010; количество рабочих мест в сфере малого предпринимательства сохранится и увеличится на 1000, при этом доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике региона увеличится на 0,2 процентных пункта и составит 23970 человек; удельный вес субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в районах области, вырастет до 25 процентов; объем налоговых отчислений субъектами малого предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличится на 100,0 млн. рублей. |
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Читинской области от 14 сентября 2005 года № 709-ЗЧО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области", а также на основе анализа современного состояния малого бизнеса Читинской области и направлена на реализацию единой политики органов исполнительной власти региона в сфере поддержки малого предпринимательства.
Предлагаемый к реализации комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущих аналогичных программ, реализация которых позволила создать целостную систему поддержки малого предпринимательства на территории области. В последние годы намеченные основные направления его поддержки, сложившиеся методы и формы взаимодействия власти и бизнеса дают положительные результаты.
В первом полугодии 2006 года на территории области зарегистрировано 2840 малых предприятий, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность около 19000 человек.
Наибольшую долю составили предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (около 36 процентов), малые предприятия строительства и малые предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом и арендой (в пределах 13-15 процентов), предприятия обрабатывающих производств и предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (в пределах 10-12 процентов), предприятия транспорта и связи (около 5 процентов).
Среди важнейших видов производимой продукции субъектами малого предпринимательства наибольший удельный вес занимают колбасные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты, кондитерская продукция, мебель, деловая древесина и швейные изделия.
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) в первом полугодии 2006 года составила 21403 человека, что на 21,2 процента больше показателя аналогичного периода 2005 года. Доля занятых на малых предприятиях области в общей численности занятых в экономике региона составила около 5 процентов.
Оборот малых предприятий в первом полугодии 2006 года составил 5972,5 млн. рублей, что на 17,7 процента больше показателя аналогичного периода 2005 года в сопоставимых ценах.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных и областных органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики области и страны в целом, от сложившихся макроэкономических условий. Эти факторы, безусловно, существенным образом влияют и на состояние малого предпринимательства в Читинской области.
Именно поэтому поддержка его со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального до муниципального уровня. Государственные органы должны проводить политику в области развития и поддержки малого предпринимательства, направляя при этом свои усилия на создание и развитие целостной региональной и муниципальной системы. Создание этой системы должно осуществляться по четырем направлениям.
Социальное направление ориентировано на создание новых рабочих мест, насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами, прежде всего отечественного производства; обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; формирование слоя предпринимателей и тем самым среднего класса, способствующего стабильности общества. Это направление включает поддержку:
1) малого предпринимательства среди молодежи: привлечение к развитию производства, оказанию услуг, предоставление посредством малого предпринимательства реальной возможности повышения жизненного уровня, профессионального роста;
2) малого предпринимательства среди женщин: вовлечение большего числа женщин в малое предпринимательство, создание новых рабочих мест, предоставление возможности повышения квалификации и переподготовки;
3) малых предприятий, использующих труд людей с ограниченными физическими возможностями;
4) предпринимательства, организуемого лицами из числа бывших военнослужащих;
5) предпринимательства в сфере общедоступных и особо значимых социальных услуг.
Муниципальное направление предусматривает разработку и реализацию системы поддержки малого предпринимательства и комплекса быстроокупаемых инвестиционных проектов с учетом особенностей муниципальных образований, создание специальных органов при органах местного самоуправления и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Реализация этих программ и проектов должна опираться на принципы адресности и селективности мер государственной поддержки малого бизнеса применительно к различным типам муниципальных образований. Первый тип характеризуется определенным уровнем развития малого предпринимательства, выполнением муниципальных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных источников финансирования. Для второго типа муниципальных образований характерна начальная стадия развития малого бизнеса и системы его поддержки, незначительные объемы бюджетного финансирования программ. Третий тип характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в муниципальных образованиях будет способствовать возрождению традиционных народных промыслов, художественных производств и ремесел.
Отраслевое направление развития малого предпринимательства предполагает кардинальное обновление производственно-технологического оборудования, особенно оборудования для производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственной продукции; реконструкцию предприятий, прежде всего в легкой и пищевой промышленности. При сохранении низкого уровня инфляции, последовательном проведении структурных экономических преобразований и реформы предприятий будут реализованы предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых предприятий, перераспределению части капитала из сферы торговли в сферу производства.
Для решения названных задач необходимо определить отраслевые приоритеты, позволяющие повысить эффективность реализации мер, обеспечивающих развитие малого предпринимательства.
Приоритетными определены следующие отрасли:
жилищно-коммунальное хозяйство;
сбор и переработка вторичного сырья;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий;
малое промышленное производство и стройиндустрия;
оказание услуг населению.
Функциональное направление предполагает реализацию на областном и муниципальном уровнях комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в форме целевого сопровождения начинающих малых предприятий, находящихся в стадии "первичного закрепления" и развертывания хозяйственной деятельности.
Сохраняет большую актуальность проблема приобщения населения к навыкам рыночной предпринимательской деятельности. Повышение уровня квалификации в сфере малого предпринимательства будет осуществляться путем создания соответствующей инфраструктуры в муниципальных образованиях и активизации уже действующих объектов.
Приоритетный комплекс задач связан с созданием и развитием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание фондов поддержки малого предпринимательства в муниципальных районах области, развитие финансового лизинга, кредитных потребительских кооперативов, предоставление областных и муниципальных гарантий для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства стала самостоятельным системным направлением региональной социально-экономической политики. Основным инструментом реализации такой политики в области являются областные программы. Программа направлена на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Благодаря реализации таких программ с 1997 года в области развития малого бизнеса достигнуты определенные положительные результаты. Только в ходе реализации областной программы поддержки малого предпринимательства в 2005 году создано 171 новое рабочее место, поступления в бюджеты всех уровней составили 23,540 млн. рублей.
Анализ развития малого бизнеса в области свидетельствует о наличии большого потенциала для его дальнейшего развития, реализация которого требует продолжения мероприятий по государственной поддержке и дальнейшему улучшению условий деятельности малых предприятий.
Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью программы является формирование условий, способствующих улучшению экономической деятельности субъектов малого предпринимательства на территории области.
Поставленная цель обуславливает решение круга взаимосвязанных задач:
развитие системы финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
совершенствование нормативно-правовых механизмов деятельности субъектов малого предпринимательства;
увеличение доходной части областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
увеличение количества субъектов малого предпринимательства и лиц, готовых заниматься предпринимательской деятельностью;
обеспечение представителей малого бизнеса информационными, консалтинговыми, обучающими и другими услугами через систему специализированных структур поддержки малого предпринимательства;
продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональные рынки;
решение социальных проблем.
Реализация программы рассчитана на 2007 год.
Программа реализуется в один этап.
В ходе выполнения мероприятий программы основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение новых кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства; предоставление субъектам малого предпринимательства комплекса услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных технологий. Особое внимание будет уделено созданию и развитию системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, что в дальнейшем позволит перейти к реализации мер по повышению эффективности деятельности малого предпринимательства с учетом созданных условий.
Система программных мероприятий разработана по трем направлениям. Данная структура обеспечивает преемственность развития государственной поддержки с учетом решения специфических внутренних задач.
1. Совершенствование внешней среды для развития малого предпринимательства.
Направление включает перечень мероприятий по совершенствованию нормативно-правовых механизмов деятельности субъектов малого предпринимательства, административно-организационной поддержке малого предпринимательства, научно-методическому и кадровому обеспечению, формированию благоприятного общественного мнения и пропаганде идей предпринимательства, активизации процесса взаимодействия объединений предпринимателей с органами власти всех уровней, а также участию общественных объединений малого предпринимательства в обсуждении и продвижении законопроектов и нормативных актов.
Для развития проектов и программ, направленных на поддержку малого бизнеса, необходимо проведение широкого спектра научных исследований, опирающихся на достоверные статистические данные. Поэтому необходимо формирование объективной статистической информации о деятельности субъектов малого предпринимательства на территории области.
Программа также предусматривает оказание эффективной государственной поддержки малым предприятиям посредством повышения профессионального уровня подготовки представителей государственных структур и специалистов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
2. Совершенствование и развитие финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.
Направление включает перечень мероприятий по кредитно-финансовой поддержке программ и проектов субъектов малого предпринимательства.
Вместе с тем программа не исключает и прямую финансовую помощь малым предприятиям в муниципальных образованиях через соответствующие фонды поддержки малого предпринимательства в районах области.
3. Совершенствование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В данный раздел включены мероприятия по информационно-консуль-тационному обеспечению субъектов малого предпринимательства, расширению деловых возможностей, предоставлению малым предприятиям комплекса услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малых предприятий.
С целью создания благоприятных условий для успешного ведения бизнеса субъектами малого предпринимательства предусмотрена организация и развитие бизнес-инкубатора.
Также предполагается внедрение современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей сети Интернет, информационное обеспечение предпринимательской деятельности.
В разделе также предусмотрены мероприятия по продвижению продукции субъектов малого предпринимательства на локальные и межрегиональные рынки и установлению партнерских отношений с предпринимателями других регионов.
Реализация мероприятий программы негативных последствий не повлечет.
Для контроля за реализацией программы разработаны следующие целевые показатели и индикаторы:
увеличение количества действующих малых предприятий до 3010;
увеличение количества занятых в малом бизнесе до 23970 человек;