Действующий

Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Читинской области на 2002-2006 годы"

    
 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Настоящая Программа разработана как один из механизмов реализации на территории области требований Конституции Российской Федерации, федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 № 68-ФЗ, "О гражданской обороне" от 12.02.98 № 28-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 05.11.95 № 1113, "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" от 24.07.95 № 738, "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" от 02.11.2000 № 841.

Современный период развития общества характеризуется все  более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последнее десятилетие XX века оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения, его среду обитания.

По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы в нашей стране может составить от 5 до 7 % валового внутреннего продукта России.

А по многократно подтвержденным жизненной практикой расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук затраты на прогнозирование и обеспечение готовности системы к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба. К примеру, ущерб государству, нанесенный в Читинской области в 2000-м году только по лесным пожарам, составил около 300 млн. рублей, а предварительные затраты, которых область не получила на  проведение подготовительных мероприятий,  позволивших бы не допустить этой суммы ущерба, составляют только 40-45 млн. рублей.

На территории области сохраняется высокий уровень техногенной и природной опасности. Только за 2001 год произошло 15 чрезвычайных ситуаций, в том числе:

     техногенных -11;
     природных    - 4.
     По масштабам:
     локальных - 4;
     местных     - 9;
     территориальных - 1;
     федерального уровня - 1.

Общий ущерб от чрезвычайных ситуаций составил свыше 450 млн. руб. В результате чрезвычайных ситуаций погибло 7, а пострадало - 3285 чел.

2001 год стал для Читинской области проблемным по заболеваемости вирусным гепатитом. Число больных этой инфекцией возросло по сравнению с 2000 годом в 4,7 раза и составило более 7 тыс. человек.

Сложная эпизоотическая обстановка возникла в 2001 году в приграничных районах области в связи с заболеванием ящуром диких животных (дзеренов) в Восточном и Сухэ-Баторском аймаках республики Монголия и миграцией их на территорию области.

Ежегодно наносят невосполнимый ущерб экологии, территориям и населению области лесные (степные) пожары.

Жилищно -коммунальное хозяйство Читинской области в течение длительного времени находится в сложных хозяйственных и финансово-экономических условиях. Котельные, тепловые сети, наружные и внутридомовые инженерные коммуникации большинства населенных пунктов работают в аварийном режиме.     .

Жилищный фонд Читинской области изношен на 45 процентов. Около девяносто пяти процентов сетей водоснабжения и водоотведения имеют износ от 75 до 100 %, износ тепловых сетей составляет 40-70%.

Анализ и управление рисками должны лечь в основу деятельности областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Именно это обеспечит преодоление роста числа чрезвычайных ситуаций.

С 2000 года у нас в стране принята и реализуется Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года". На сегодняшний день завершен первый этап - создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в Читинской области - территориальной ее подсистемы. На этом этапе, в основном, решались задачи спасения пострадавшего населения, сформировалась основа нормативно-правовой базы деятельности созданной системы. До 2003 года предстоит завершить формирование законодательной базы по вопросам гражданской обороны, снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий.

Главная задача второго этапа (2004-2006 годы) - осуществление комплекса практических превентивных мер с целью уменьшения количества чрезвычайных ситуаций, смягчения их влияния, сохранения жизни и здоровья забайкальцев, сокращение размеров ущерба природной среде и материальных потерь.

Целью проведения на территории Читинской области государственной политики по вопросам снижения рисков чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий должно стать повышение безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для современного государства риска.

Проблема не может решиться только на основе существующего механизма реагирования на чрезвычайные ситуации и мер защиты от них населения и территории области. Нужен принципиально иной подход к ее решению, в основу которого целесообразно положить принцип приемлемого риска.

Поэтому рассматриваемая Программой проблема имеет на данном этапе развития области первостепенное значение, и ее решение относится, согласно Федеральному законодательству, к приоритетной сфере деятельности государства -обеспечению национальной безопасности. Именно для решения этой проблемы разработана и осуществляется Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года". Для ее реализации на местах и, в частности, в Читинской области требуется принятие неотложных мер во избежание потери условий, обеспечивающих социальную стабильность населения, способность к расширенному воспроизводству в отраслях экономики и устойчивое развитие Забайкалья в целом. Проблема носит межведомственный и даже межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов власти и руководителей всех уровней за своевременное осуществление достаточного комплекса мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения -своевременных усилий по ликвидации последствий и первоочередному жизнеобеспечению пострадавших.

Современное состояние подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Читинской области и уровень развития ее территориальных звеньев и функциональных структур не в полной мере обеспечивают комплексное решение рассматриваемой проблемы защиты населения и территории Читинской области от чрезвычайных ситуаций. Механизмом практической реализации основных положений государственной политики в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать именно программно-целевой метод реализации мероприятий данной Программы.