РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА


ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера на территории Читинской области на 2002-2006 годы"


____________________________________________________________________

{Действие Закона в части финансирования из областного бюджета в 2006 году на сумму 7731,8 тыс. рублей приостанавливается в 2006 году на основании  Закона Читинской области "О внесении изменений в Закон Читинской области "Об областном бюджете на 2006 год" от 19 апреля 2006 года № 788-ЗЧО (Приложение № 38) }

____________________________________________________________________

Принят
Читинской областной Думой
27 марта 2002 года  


     Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Читинской области на 2002-2006 годы" (прилагается).

     Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.     

Председатель областной Думы
А.Ф.Эпов


     г. Чита
     27 марта 2002 года
     № 360-ЗЧО

Приложение
к Закону Читинской области
"Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории
Читинской области на 2002-2006 годы"



ПАСПОРТ
областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
на территории Читинской области на 2002-2006 годы"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Читинской области на 2002- 2006 годы" (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

Постановление Главы Администрации Читинской области "О разработке областной целевой программы "Снижение рисков, и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Читинской области до 2005 года" от 29.11.2000 № 753.

Дата утверждения Программы

Программа утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Читинской области на 2002- 2006 годы" от 27.03.2002 № 360-ЗЧО.

Государственный заказчик Программы

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Читинской области

Основные разработчики Программы

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Читинской области;
Комитет природных ресурсов Читинской области;
Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Читинской области";
Федеральное государственное учреждение "Забайкальское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; Читинский отдел инспекции радиационной безопасности Сибирского округа Госатомнадзора Российской Федерации; Управление Читинского округа Госгортехнадзора России.

Цель и задачи Программы, важнейшие целевые  показате- ли

Целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Читинской области для повышения уровня защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и защиты окружающей среды.
Задачи:
- формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения безопасности населения и территорий области в чрезвычайных ситуациях и нормирования рисков их возникновения;
- разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей, комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, оценке их последствий и эффективности принятия предупредительных мер;
- разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
- разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций;

- развитие системы информационного обеспечения, а также совершенствование системы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование аварийно-спасательных сил, материально-технического обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- создание и совершенствование системы подготовки специалистов и руководящего состава по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также совершенствование системы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
- доукомплектование резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В результате реализации Программы предусматривается:
- сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
- снижение на 20-30% рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов чрезвычайных ситуаций.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации 2002-2006 годы. Исходя из существующего производственно-технического потенциала и финансово-экономических возможностей области, выполнение программных мероприятий осуществляется в два связанных между собой этапа: результаты работы на первом этапе (2002-2003 год) становятся основой для реализации второго этапа (2004-2006 год).

Перечень основных мероприятий Программы

1. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков чрезвычайных ситуаций.
2. Разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций.
3. Развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, системы связи и оповещения.
4. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций.
5. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Исполнители основных мероприятий Программы

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Читинской области;
Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Читинской области";
Федеральное государственное учреждение "Забайкальское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; Федеральное агентство правительственной связи и информации; Читинское отделение инспекции радиационной безопасности РФ;
Комитет Красного Креста Читинской области;
Территориальный Центр медицины катастроф;
Читинская авиабаза охраны лесов;
Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области; Органы местного самоуправления муниципальных образований Читинской области;
Читинский Государственный технический университет;
Читинский институт Иркутской государственной экономической академии;
Читинский институт природных ресурсов;
Забайкальский научно-исследовательский институт; Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога";
ОАО "Читаэнерго";
АО "Хладокомбинат" г. Чита;
ОАО "Мясокомбинат" г. Чита;
ОАО "Молочный комбинат г. Чита;
ОАО "Мясокомбинат" г. Борзя;
ОАО "Мясокомбинат" г. Сретенск;
ОАО "Мясокомбинат" г. Нерчинск;
ОАО "Мясокомбинат" г. Петровск-Забайкальский;
МУП "Водоканал" г. Чита.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем затрат на выполнение мероприятий Программы за счет всех источников составляет 170911,1 тыс. руб.:
- за счет областного бюджета - 48045,2 тыс. руб.;
- за счет бюджетов муниципальных образований  -  48810,0 тыс.р.  
Сумма согласована с органами местного самоуправления муниципальных образований области и предусмотрена на развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, системы связи и оповещения, на реализацию мер по организации дежурных и диспетчерских служб на территории области, на создание системы резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- собственные средства организаций - 74055,9 тыс. руб.
Сумма согласована с организациями и предусмотрена, в основном, на создание и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области, модернизацию оборудования, внедрение автоматизированных систем управления для осуществления контроля за химической и радиационной безопасностью, строительство локальных систем оповещения населения на химически опасных объектах.

    
 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Настоящая Программа разработана как один из механизмов реализации на территории области требований Конституции Российской Федерации, федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 № 68-ФЗ, "О гражданской обороне" от 12.02.98 № 28-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 05.11.95 № 1113, "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" от 24.07.95 № 738, "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" от 02.11.2000 № 841.

Современный период развития общества характеризуется все  более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последнее десятилетие XX века оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения, его среду обитания.

По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы в нашей стране может составить от 5 до 7 % валового внутреннего продукта России.

А по многократно подтвержденным жизненной практикой расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук затраты на прогнозирование и обеспечение готовности системы к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба. К примеру, ущерб государству, нанесенный в Читинской области в 2000-м году только по лесным пожарам, составил около 300 млн. рублей, а предварительные затраты, которых область не получила на  проведение подготовительных мероприятий,  позволивших бы не допустить этой суммы ущерба, составляют только 40-45 млн. рублей.

На территории области сохраняется высокий уровень техногенной и природной опасности. Только за 2001 год произошло 15 чрезвычайных ситуаций, в том числе:

     техногенных -11;
     природных    - 4.
     По масштабам:
     локальных - 4;
     местных     - 9;
     территориальных - 1;
     федерального уровня - 1.

Общий ущерб от чрезвычайных ситуаций составил свыше 450 млн. руб. В результате чрезвычайных ситуаций погибло 7, а пострадало - 3285 чел.

2001 год стал для Читинской области проблемным по заболеваемости вирусным гепатитом. Число больных этой инфекцией возросло по сравнению с 2000 годом в 4,7 раза и составило более 7 тыс. человек.

Сложная эпизоотическая обстановка возникла в 2001 году в приграничных районах области в связи с заболеванием ящуром диких животных (дзеренов) в Восточном и Сухэ-Баторском аймаках республики Монголия и миграцией их на территорию области.

Ежегодно наносят невосполнимый ущерб экологии, территориям и населению области лесные (степные) пожары.

Жилищно -коммунальное хозяйство Читинской области в течение длительного времени находится в сложных хозяйственных и финансово-экономических условиях. Котельные, тепловые сети, наружные и внутридомовые инженерные коммуникации большинства населенных пунктов работают в аварийном режиме.     .

Жилищный фонд Читинской области изношен на 45 процентов. Около девяносто пяти процентов сетей водоснабжения и водоотведения имеют износ от 75 до 100 %, износ тепловых сетей составляет 40-70%.

Анализ и управление рисками должны лечь в основу деятельности областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Именно это обеспечит преодоление роста числа чрезвычайных ситуаций.

С 2000 года у нас в стране принята и реализуется Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года". На сегодняшний день завершен первый этап - создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в Читинской области - территориальной ее подсистемы. На этом этапе, в основном, решались задачи спасения пострадавшего населения, сформировалась основа нормативно-правовой базы деятельности созданной системы. До 2003 года предстоит завершить формирование законодательной базы по вопросам гражданской обороны, снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий.

Главная задача второго этапа (2004-2006 годы) - осуществление комплекса практических превентивных мер с целью уменьшения количества чрезвычайных ситуаций, смягчения их влияния, сохранения жизни и здоровья забайкальцев, сокращение размеров ущерба природной среде и материальных потерь.

Целью проведения на территории Читинской области государственной политики по вопросам снижения рисков чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий должно стать повышение безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для современного государства риска.

Проблема не может решиться только на основе существующего механизма реагирования на чрезвычайные ситуации и мер защиты от них населения и территории области. Нужен принципиально иной подход к ее решению, в основу которого целесообразно положить принцип приемлемого риска.

Поэтому рассматриваемая Программой проблема имеет на данном этапе развития области первостепенное значение, и ее решение относится, согласно Федеральному законодательству, к приоритетной сфере деятельности государства -обеспечению национальной безопасности. Именно для решения этой проблемы разработана и осуществляется Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года". Для ее реализации на местах и, в частности, в Читинской области требуется принятие неотложных мер во избежание потери условий, обеспечивающих социальную стабильность населения, способность к расширенному воспроизводству в отраслях экономики и устойчивое развитие Забайкалья в целом. Проблема носит межведомственный и даже межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов власти и руководителей всех уровней за своевременное осуществление достаточного комплекса мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения -своевременных усилий по ликвидации последствий и первоочередному жизнеобеспечению пострадавших.

Современное состояние подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Читинской области и уровень развития ее территориальных звеньев и функциональных структур не в полной мере обеспечивают комплексное решение рассматриваемой проблемы защиты населения и территории Читинской области от чрезвычайных ситуаций. Механизмом практической реализации основных положений государственной политики в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать именно программно-целевой метод реализации мероприятий данной Программы.

          

     
               2. Основные цели, задачи, сроки и этапы
               реализации Программы. Система программных мероприятий

Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий на территории Читинской области в интересах повышения уровня безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защиты окружающей среды и создания необходимых условий для устойчивого развития отраслей экономики.

Основными задачами Программы являются:

1. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков чрезвычайных ситуаций.

2. Разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций.

3. Развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, системы связи и оповещения.

4. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций.

5. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

     Программа рассчитана на 2002-2006 годы.

Исходя из существующего научно-технического и производственного потенциала отраслей экономики, а также учитывая экономическое положение области, выполнение программных мероприятий планируется реализовать в два связанных между собой этапа:

1 этап 2002-2003 годы.

Цель этапа - определение путей и мер для приостановки неблагоприятной тенденции роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Читинской области.

Для решения этих задач разрабатываются и предусмотрены наиболее эффективные, быстрореализуемые, малозатратные меры, обеспечивающие закладку основных направлений программных мер и создание научно-технических, нормативно-правовых, методических, организационных и экономических основ (базиса) для реализации программных мероприятий в полном объеме на втором этапе в 2004-2006 годах.

Цель второго этапа - обеспечить реализацию Программы в полном объеме и осуществить на практике основные положения государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Читинской области.

Предусматривается возможность корректировки этого этапа на основе анализа результатов, полученных на первом этапе и выделенных объемов финансовых средств.

Для реализации Программы необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям:

2.1. Разработка методического обеспечения деятельности территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

Нормативно-правовое регулирование включает:

создание нормативно-правовых механизмов реализации мероприятий Программы;

снижение рисков и смягчение последствий с учетом особенностей региона;

внедрение государственных стандартов, системы нормирования допустимого, приемлемого и пренебрежительного природного и техногенного риска, стандартов мониторинга, прогнозирования и оценку возможного ущерба;

создание нормативно-методической базы страхования и перестрахования рисков чрезвычайных ситуаций;

правовое регулирование проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;

организацию жизнеобеспечения пострадавших и структуру взаимоотношений участников выполняемых действий в отношении пострадавших территорий и населения Читинской области.

В результате реализации направления:

- на первом этапе - будет разработана правовая основа концепции управления комплексным риском на субъектовом уровне, в том числе концепция безопасного проживания населения в районах с высоким уровнем природного и техногенного риска, а также нормативно-правовые основы регулирования рисками на территориальном уровне и в различных отраслях экономики области;

- на втором этапе получит дельнейшее развитие нормативно-методическая база деятельности территориальных звеньев и функциональных подсистем (организаций) по проблемам декларирования безопасности потенциально-опасных производств (промышленных, энергетических и транспортных объектов) и территорий в целом; мониторинга обстановки, вопросов экономического регулирования процесса снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций (прогнозирование экономического ущерба, определение эффективности инвестиций в предупреждение чрезвычайных ситуаций, размеров резервирования средств на чрезвычайные ситуации, страхования рисков чрезвычайных ситуаций); развития и совершенствования сил оперативного реагирования, а также системы информационного обеспечения деятельности по защите населения и территорий   Читинской области от чрезвычайных ситуаций.

2.2. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных ситуаций.

Данное направление включает организацию и проведение научных исследований, опытно-конструкторских и проектных работ, а также испытаний по идентификации опасных факторов природного и техногенного риска, их классификацию, ранжирование, систематизацию; разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций, технических решений на ликвидацию факторов их порождающих; экспертизу состояния объектов повышенного техногенного и природного риска; оценку эффективности проведения превентивных мер и упреждающих инвестиций для снижения уровня рисков и смягчения их последствий.

В результате чего будет обобщена и получит дальнейшее развитие научно-методическая база оценки вероятности чрезвычайных ситуаций различного происхождения; предполагается разработка новых методов оценки вероятности возможных экологических проблем и крупных аварий в сложных технических системах на территории области, в т.ч. в топливно-энергетическом комплексе, горнодобывающей отрасли, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, на радиационно-опасных, взрывопожароопасных и химически-опасных объектах, продуктопроводах, гидротехнических сооружениях; проведение оценок вероятностей реализации природных факторов риска (смерчи, наледи, ландшафтные пожары, наводнения, сели, оползни, землетрясения), по эпизоотии, эпифитотиям; разработка группы методов оценки вероятностей реализации биосоциальных факторов риска, для здоровья населения Читинской области.

В итоге предполагается определить необходимую систему мер по выявлению опасностей, оценке риска природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций и уменьшению вероятности их возникновения.

2.3. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций.

С целью развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области предусматривается объединение всех действующих органов и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей природной среды и потенциально-опасных объектов в единую постоянно действующую сеть с единым информационным пространством, для чего планируется:

- продолжить работу по созданию системы мониторинга наледных образований и мерзлотных процессов в составе 5-ти стационарных пунктов наблюдения;

- возобновить работу 3-х сейсмостанций и оснастить их современным цифровым оборудованием;

-увеличить количество и оснащенность гидрометеорологических постов;

- обеспечить создание станций внешнего наблюдения на основных энергопредприятиях области;

- внедрить на объектах, использующих в технологических процессах активные химически опасные вещества, локальные системы оповещения и раннего обнаружения чрезвычайных ситуаций;

- оснастить учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля современным аналитическим оборудованием, в том числе мобильными аналитическими комплексами;

- совершенствовать систему грозомониторинга и мониторинга лесопожарной обстановки;

- создать единую электронную базу данных по источникам природной и техногенной опасности, обеспечить построение карт риска опасных природных, техногенных процессов и явлений, карт особо опасных природных и социальных очагов болезней человека и животных, вредителей сельскохозяйственных и лесных угодий с использованием цифровых технологий геоинформационных систем, краткосрочных комплексов и моделей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»