АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2004 года № 146-А/п
Об утверждении областной целевой градостроительной
программы Читинской области на 2004-2008 годы
_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Администрации области от 26 октября 2004 года № 186-А/п
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 № 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 15.10.2002 № 240-А/п), в целях формирования системы градостроительного планирования развития территории Читинской области, а также территорий муниципальных образований Читинской области, обеспечивающей конституционные права населения на благоприятную среду жизнедеятельности, Администрация Читинской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую градостроительную программу Читинской области на 2004-2008 годы (далее - Программа).
2. Комитету экономики Читинской области (Т. И. Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б. В. Аюшиев) при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год включать Программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом его возможностей.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Н.И. Семенова.
4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава Администрации (Губернатор)
Р.Ф. Гениатулин.
Утверждена
постановлением Администрации
Читинской области
от 6.07. 2004 №146-А/п
Областная целевая градостроительная программа
Читинской области на 2004-2008 годы
(С изменениями, внесенными постановлением Администрации области от 26 октября 2004 года № 186-А/п)
Паспорт
областной целевой градостроительной программы
Читинской области на 2004- 2008 годы
Наименование Программы
Областная целевая градостроительная программа Читинской области на 2004-2008 годы (далее-Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы
Распоряжение Администрации Читинской области от 22.04.2003 № 279-А/р "О разработке областной целевой градостроительной программы Читинской области на 2004-2010 годы" (с изменениями, внесенными распоряжением Администрации Читинской области от 06.07.2004 № 577а-А/р)
Дата утверждения Программы
Утверждена постановлением Администрации Читинской области от 6.07.2004 № 146-А/п "Об утверждении областной целевой градостроительной программы Читинской области на 2004-2008 годы".
Заказчик Программы
Главное управление архитектуры и градостроительства Читинской области.
Основной разработчик Программы
Федеральное государственное унитарное предприятие Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики Госстроя России (далее - РосНИПИУрбанистики).
Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение конституционных прав населения Читинской области на благоприятную среду жизнедеятельности и на участие в осуществлении градостроительной деятельности.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
- разработка и утверждение нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность в пределах компетенции органов государственной власти Читинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Читинской области;
- разработка, утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий в Читинской области;
- организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности на территории Читинской области.
Сроки и этапы реализации Программы
2004-2008 годы.
Перечень основных мероприятий Программы
- разработка нормативных правовых актов в сфере регулирования градостроительной деятельности;
- разработка градостроительной документации областного уровня;
- формирование и предоставление фондов государственного градостроительного кадастра;
- разработка правил землепользования и застройки муниципальных образований;
- разработка территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий муниципальных образований и схем границ муниципальных образований;
- разработка генеральных планов городских и сельских поселений с проектом городской (поселковой) черты.
Исполнители основных мероприятий Программы
Главное управление архитектуры и градостроительства Читинской области, подрядные организации на конкурсной основе.
Объемы и источники финансирования Программы
Общая стоимость программных мероприятий - 254542,14 тыс.руб., в том числе:
областной бюджет - 103399,5 тыс.руб.;
местные бюджеты - 94403,75 тыс.руб.;
внебюджетные источники - 56738,9 тыс.руб.
Мероприятия программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация норм градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации в сфере регулирования градостроительной деятельности и землепользования, обеспечивающих конституционные права граждан и законные интересы юридических лиц.
Формирование условий для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с мировыми стандартами и требованиями, повышение инвестиционной привлекательности региона.
Ожидаемая налоговая эффективность проекта (поступления налоговых платежей от разработчиков документации во все уровни бюджетной системы) - 79570 тыс.руб.
Ожидаемая экономия бюджетных ресурсов от реализации предлагаемых программных мероприятий (за счет привлечения средств из внебюджетных источников) - 56738,9 тыс.руб.
Система организации контроля за исполнением программы
Контроль за выполнением программных мероприятий осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по транспорту, дорожному хозяйству, промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству и строительству в установленном порядке.
Введение
Регулирование градостроительной деятельности и землепользования является основным условием устойчивого планомерного развития территорий и поселений на современном этапе. Острота проблемы возрастает в отсутствие такого регулирования, предусмотренного градостроительным и земельным законодательством.
Читинская область является одним из наиболее слабо развивающихся регионов Российской Федерации, что отражается, в частности, в концептуальных градостроительных документах Российской Федерации, где Читинской области уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем Читинская область обладает огромным природным потенциалом, позволяющим рассматривать ее как территорию перспективного градостроительного развития межрегионального и общероссийского значения. Вовлечение инвестиционных ресурсов в осуществление градостроительной деятельности на территории Читинской области сдерживается в связи с отсутствием необходимой для этого градостроительной документации о планировании развития ее территорий и поселений, а также нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность на территории ее муниципальных образований.
Значительное устаревание либо отсутствие градостроительной документации о планировании развития территорий, отсутствие актуальных топографо-геодезических материалов, а также государственного градостроительного кадастра не позволяют эффективно управлять территориями и поселениями, препятствуют реализации прав граждан и юридических лиц, гарантируемых федеральным градостроительным и земельным законодательством.
Часть поселений Читинской области относится к историческим поселениям, а значительная часть природных территорий - к особо охраняемым, что требует особого регулирования градостроительной деятельности.
Отсутствие или недостаточность градорегулирования и осуществление землепользования в условиях недостаточного градорегулирования порождает стремительное нарастание различного рода правонарушений, способных повлечь за собой значительные издержки бюджетов всех уровней и собственных средств хозяйствующих субъектов на компенсацию вреда, нанесенного этими правонарушениями. В области отмечается рост числа судебных исков, связанных с осуществлением градостроительной деятельности, не основанной на документах градорегулирования.
В последние годы в связи с отсутствием целевого финансирования разработки градостроительной документации и нормативных правовых актов в сфере регулирования градостроительной деятельности проблема обострилась не только в Читинской области, но и в целом по стране и потребовала безотлагательного решения на федеральном уровне. Потому Госстроем России направлены в Правительство Российской Федерации предложения об усилении работы в сфере градостроительного регулирования на всех уровнях власти. В связи с этим было принято распоряжение Администрации Читинской области от 22.04.2003 № 279-А/р "О разработке областной целевой градостроительной программы Читинской области на 2004-2010 годы" (с изменениями, внесенными распоряжением Администрации Читинской области от 06.07.2004 № 577а-А/р).
При разработке Программы была использована градостроительная документация о планировании градостроительного развития Читинской области и ее муниципальных образований, а также методические материалы Госстроя России и авторские разработки РосНИПИУрбанистики. Основой для разработки Программы явились исходные данные, полученные в Главном управлении архитектуры и градостроительства Читинской области, органах местного самоуправления муниципальных образований. В разработке отдельных разделов использованы данные Читинского областного комитета государственной статистики.
Краткая географическая и социально-экономическая характеристика территории
Население области, по данным Всероссийской переписи (без Агинского Бурятского автономного округа), составляет 1156,2 тыс.человек (на 01.01.2000), в том числе: 739,6 тыс.- городское и 416,6 - сельское. В области имеется 10 городов, 44 поселка городского типа, 14 сел - райцентров и 547 сел. В 8 селах нет жителей, в 34 -население менее 10 человек, а в 596 - более 100 человек.
Исходя из анализа сложившейся социально-экономической ситуации, можно сделать вывод, что в области существенно изменились базовые показатели, на основе которых осуществлялось планирование градостроительного развития территорий и поселений до 1990 года. Действующая в настоящий момент градостроительная документация не соответствует реальному состоянию и оцениваемым перспективам развития территорий и поселений.
Состояние существующей нормативной правовой базы в сфере регулирования градостроительной деятельности и потребность Читинской области в градостроительных документах
С принятием в 1998 году Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в 2001 году Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления становятся участниками процесса правового регулирования градостроительных и земельных правоотношений. В Читинской области в настоящий момент практически отсутствуют разработанные и утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в сфере регулирования градостроительной деятельности и землепользования, предусмотренные федеральным законодательством, в том числе такие основополагающие как правила землепользования и застройки поселений и иных муниципальных образований (правила разработаны для таких муниципальных образований как город Чита, Читинский и Улетовский районы).
В Читинской области наблюдается значительное устаревание топографо-геодезических материалов и градостроительной документации о планировании развития территорий и поселений. Основная доля документов была выполнена в 60-80-х годах прошлого века. По данным Главного управления архитектуры и градостроительства Читинской области, только для 37,7% поселений разработаны генеральные планы. В настоящее время завершается разработка Концепции генерального плана п.Забайкальск и продолжается разработка Концепции генерального плана города Читы.
Обеспеченность поселений топографо- геодезическими материалами соответствующего масштаба и градостроительной документацией близка к 60%. Таким образом, около 40% поселений Читинской области никогда не имели утвержденной в установленном порядке градостроительной документации и топографо-геодезических материалов соответствующего масштаба.
В Читинской области не ведется государственный градостроительный кадастр. С 1998 года эта обязанность была закреплена за органами государственной власти, а с 1999 года - и за органами местного самоуправления.
Читинская область остро нуждается в скорейшей разработке нормативных правовых актов в сфере регулирования градостроительной деятельности и градостроительной документации о планировании развития территорий и поселений, а также в ведении государственного градостроительного кадастра на ее территории.
Данная проблема может быть успешно решена программными методами.
Целью Программы является обеспечение конституционных прав населения Читинской области на благоприятную среду жизнедеятельности и на участие в осуществлении градостроительной деятельности на территории Читинской области.
Для обеспечения достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- разработка и утверждение нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность в пределах компетенции органов государственной власти Читинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Читинской области. Система нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность, содержит: Градостроительный устав Читинской области; нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Читинской области в пределах их компетенции; правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Читинской области;
- разработка, утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий в Читинской области, которая подразделяется на следующие виды: территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития Читинской области; территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий муниципальных образований Читинской области; генеральные планы городских и сельских поселений в границах городской (поселковой) черты; проекты границ муниципальных образований и черты городских и сельских поселений;
- организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности на территории Читинской области.
Сроки реализации программы: 2004-2008 годы.
Сроки реализации Программы определены исходя из возможностей областного бюджета в финансировании программных мероприятий (расходы консолидированного бюджета на осуществление программных мероприятий не превышают 0,3% совокупных расходов текущего финансового года). При определении срока учтены реальные возможности выполнения значительного объема научно-исследовательских и проектных работ специализированными организациями. Программа реализуется в один этап.
Затраты на реализацию Программы приведены в разделе "Перечень мероприятий Программы" с распределением по годам и источникам финансирования. Совокупные затраты слагаются из:
- затрат на разработку проектов нормативных правовых актов в сфере регулирования градостроительной деятельности;
- затрат на разработку градостроительной документации областного уровня;
- затрат на разработку правил землепользования и застройки городских и сельских поселений Читинской области, с учетом затрат на изготовление (приобретение) топографо-геодезической основы;
- затрат на разработку проектов территориальных комплексных схем планирования градостроительного развития территорий муниципальных образований и концепций генеральных планов городских и сельских поселений, с учетом затрат на разработку проекта городской (поселковой) черты;
- расходов на формирование и предоставление фондов государственного градостроительного кадастра.
Потребность на реализацию программных мероприятий (с затратами на формирование и предоставление информационных фондов градостроительного кадастра) составляет 254542,14 тыс.руб. (в расчете на 1 год - 50908,428 тыс.руб. ).