РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА



ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Вакцинопрофилактика" на 2002-2006 годы     

____________________________________________________________________

            Действие подпунктов 5.2.2, 5.2.3, 5.3.1, 5.4.1, 5.5.1-5.5.3, частично 5.1.2 раздела 5 перечня мероприятий программы в части финансирования из областного бюджета в 2006 году на сумму 10582,7 тыс. рублей приостанавливается в 2006 году на основании Закона Читинской области "О внесении изменений в Закон Читинской области "Об областном бюджете на 2006 год" от 19 апреля 2006 года № 788-ЗЧО (Приложение № 38)

 ____________________________________________________________________

Принят
Читинской областной Думой
19 сентября 2001 года.


Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Вакцинопрофилактика" на 2002-2006 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Председатель областной Думы
     А.Ф.Эпов.

          г.Чита
          19 сентября 2001 года
          № 311-ЗЧО


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Вакцинопрофилактика"
на 2002-2006 годы

     

Наименование программы

- Областная целевая программа "Вакцинопрофилактика" на 2002-2006 годы (далее-программа).

Дата принятия решения о разработке программы

 - Постановление Главы Администрации Читинской области от 26.03.2001 №181 "О разработке областной целевой программы "Вакцино профилактика на 2002-2006 годы".

Дата утверждения программы

- Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Вакцинопрофилактика" на 2002-2006 годы" от 19.09.2001 г.

Государственный заказчик программы

- Комитет здравоохранения Администрации Читинской области.

Основные разработчики программы

- Федеральное государственное учреждение "Центр Госсанэпиднадзора в Читинской области",
- Комитет здравоохранения Администрации Читинской области.

Цель и задачи программы, важнейшие целевые показате- ли

Цель:
- предупреждение эпидемического распространения заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики, снижение уровня заболеваемости и смертности.
Задачи:
- достижение высокого уровня охвата населения профилактическими прививками;
- совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических  мероприятий;
- создание эффективной системы транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов;
- подготовка медицинских кадров, отвечающих за реализацию областной и районных программ "Вакцинопрофилактика";
- развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.
Важнейшие целевые показатели:
- охват профилактическими прививками не менее 95% населения области;
- снижение показателей заболеваемости населения области прививаемыми инфекциями до единичных случаев.

Сроки реализации программы

2002-2006 годы.

Перечень основных мероприя- тий

Достижение высокого уровня охвата населения профилактическими прививками.
Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Создание эффективной системы транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов.
Подготовка медицинских кадров, отвечающих за реализацию областной и районных программ "Вакцинопрофилактика".
Развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

Исполнители основных мероприятий программы

- Комитет здравоохранения Администрации Читинской области,
- Федеральное государственное учреждение (ФГУ) "Центр госсанэпид- надзора в Читинской области",
- Читинская государственная медицинская академия (ЧГМА).

Объемы и источники финансирования программы

- 66894,172 тыс.руб. из средств областного бюджета.

Ожидаемые конечные резуль- таты реализации программы

- Ликвидация паралитического полиомиелита и врожденной краснухи;
- снижение заболеваемости корью, дифтерией, краснухой, коклюшем, эпидемическим паротитом, менингококковой инфекцией, вирусным гепатитом В;
- поддержание высокого уровня охвата детей и взрослых  профилакти- ческими прививками (95-99%).

Система организации контроля за исполнением программы

- Ежегодное рассмотрение вопросов по реализации программы на коллегии ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" и Комитета здравоохранения Администрации Читинской области.
- Ежегодный отчет исполнителей программы на заседании Координационного совета по социальному развитию Администрации Читинской области.
- Ежеквартальное представление в Администрацию Читинской области отчета исполнителей мероприятий программы об использовании средств и реализации программы.

1. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ  ЕЕ  РЕШЕНИЯ  ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Областная целевая программа "Вакцинопрофилактика" на 2002-2006 годы разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 года №1260 "О федеральной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года" и постановлением Главы Администрации Читинской области от 26.03.2001 №181 "О разработке областной целевой программы "Вакцинопрофилактика на 2002-2006 годы".

Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к областной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 1998-2000 годы", утвержденной постановлением Читинской областной Думы от 05.02.98 № 29.

В результате реализации организационных, профилактических и медицинских мероприятий в рамках областной целевой программы "Вакцинопрофилактика" достигнут нормативный уровень охвата ревакцинацией против дифтерии и коклюша детей в возрасте трех лет, подростков и взрослых против дифтерии, вакцинацией против кори и эпидемического паротита детей в возрасте двух лет, ревакцинацией против кори семилетних детей. Нормативные уровни охвата вакцинацией и ревакцинацией против полиомиелита достигнуты во всех декретированных возрастах.

В 2000 году на территории области не регистрировалось эпидемическое распространение "прививаемых" инфекций. Удалось изменить негативную тенденцию роста заболеваемости дифтерией, число больных в 2000 году по сравнению с 1996 годом сократилось на 92%. Впервые за весь период регистрации кори число случаев этой инфекции в 1998 году составило 0,56 на 100 тысяч населения. Снижена заболеваемость эпидемическим паротитом и коклюшем. Главным направлением в снижении заболеваемости остается использование средств специфической профилактики.

Для поддержания высокого уровня коллективного иммунитета против кори, дифтерии, столбняка, паротита, полиомиелита, коклюша, туберкулеза ежегодно в соответствии с потребностью учреждений здравоохранения в область поступает более 400 тысяч доз вакцин в рамках национального календаря профилактических прививок.

Вместе с тем, в области остается напряженной эпидемиологическая ситуация по ряду инфекций, для борьбы с которыми в настоящее время имеются средства специфической профилактики. В течение последних десяти лет ежегодно регистрируется от 570 до 3100 случаев краснухи, экономический ущерб от этого заболевания измеряется от 427 до 2325 тыс. рублей ежегодно. Актуальность краснухи определяется серьезными осложнениями этого заболевания (врожденная глухота, слепота, пороки сердца). Тревожным фактором является высокий удельный вес новорожденных с врожденными пороками развития. По данным социально-гигиенического мониторинга в 2000 году число новорожденных детей с врожденными аномалиями составило 192 (17,5 на 1000 родившихся), из них каждый пятый ребенок имеет врожденный порок сердечно-сосудистой системы.

Несмотря на снижение заболеваемости корью, продолжается регистрация групповой заболеваемости среди школьников и подростков, студентов ВУЗов и учащихся средних специальных учебных заведений.

Заболеваемость менингококковой инфекцией превышает эпидемический порог, ежегодно умирает каждый четвертый ребенок с диагнозом менингококцемия.

Продолжается рост заболеваемости вирусным гепатитом В, особенно выраженным среди подростков и лиц молодого возраста (20-29 лет). Тяжесть эпидемиологической ситуации определяется вовлечением в эпидемиологический процесс подростков и молодежи, распространяющих инфекцию внутривенным введением наркотических средств (20-27% от числа зарегистрированных больных).

Есть основания полагать, что большинство из менингитов неустановленной этиологии вызваны гемофильной инфекцией. Совершенствование эпидемиологического надзора за гемофильной инфекцией требует организации лабораторной диагностики с целью этиологической расшифровки всех случаев бактериальных менингитов, а также пневмоний у детей младшего возраста. Это, в свою очередь, потребует расширения объема бактериологических и серологических исследований.

В создавшейся эпидемиологической обстановке единственной радикальной мерой в борьбе с перечисленными инфекциями и защите детей от этих заболеваний является вакцинопрофилактика.

Областная целевая программа 1998 -2000 годов реализована не полностью из-за неудовлетворительного бюджетного финансирования. По результатам анализа комиссии по контролю за реализацией программы объем финансирования в 1998 году составил 9,8% от запланированного, в 1999 г - 6,1%. Не выделялись денежные средства на приобретение вакцины против вирусного гепатита В, не создана единая компьютерная сеть, обеспечивающая передачу и сбор информации о проведенных прививках, состоянии коллективного иммунитета. Укомплектованность лечебно-профилактических учреждений оборудованием для хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов составила соответственно 79,4% и 84,3%.

Требуется дальнейшее продолжение работы по подготовке медицинских кадров по вопросам вакцинопрофилактики.

Проблема специфической профилактики инфекционных заболеваний должна решаться программными методами, включающими комплекс организационных, медицинских, экономических мер.

Вакцинопрофилактику следует отнести к бюджетным приоритетам, так как одним из условий ее экономической эффективности является своевременная поставка вакцин для программ массовой иммунизации и своевременное финансирование закупок, в том числе из средств местных бюджетов.

Выполнение этих условий, в свою очередь, обеспечит максимальный охват прививками и высокую эффективность вакцинопрофилактики.

Необходимость государственной поддержки мер борьбы с инфекционными заболеваниями возрастает в связи со сложным социально-экономическим положением, ухудшением состояния здоровья населения, в первую очередь, подрастающего поколения.


2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: предупреждение эпидемического распространения заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики, снижение уровня заболеваемости и смертности.

Основными задачами программы являются:

- достижение высокого уровня охвата населения профилактическими прививками;

- совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- создание эффективной системы транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов;

- подготовка медицинских кадров, отвечающих за реализацию областной и районных программ "Вакцинопрофилактика";

- развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

Реализация мероприятий программы рассчитана на 2002-2006 годы.


3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ, МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Основным источником ресурсного обеспечения программы является областное бюджетное финансирование.

На реализацию программы предусматривается 66894,172тыс.рублей из средств областного бюджета.

Механизм реализации программы предусматривает контроль, осуществляемый Координационным советом по социальному развитию Администрации Читинской области, который ежегодно заслушивает отчеты исполнителей программы, ежегодное рассмотрение вопросов по реализации программы на коллегиях ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области" и Комитета здравоохранения Администрации Читинской области.

Государственный заказчик ежегодно с учетом выделенных на реализацию программы бюджетных средств уточняет затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий. В соответствии с уточненными объемами финансирования программы ежегодно исполнителями разрабатывается рабочий план основных мероприятий по реализации программы с распределением финансовых средств. Указанный план утверждается государственным заказчиком программы.

Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров (контрактов, соглашений) и включает:

- контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств;      

- контроль за соблюдением сроков и качества выполнения запланированных ме роприятий.      

Исполнители ежеквартально представляют в Администрацию области статистическую и аналитическую информацию об использовании средств и выполнении программных мероприятий, два раза в год проводят анализ, обобщение информации о ходе выполнения программы и ежегодно к 1 июля и к 1 января направляют ее в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации.


4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий программы позволит:

- ликвидировать паралитический полиомиелит и врожденную краснуху;

- снизить заболеваемость корью, краснухой, дифтерией до единичных случаев;

- снизить заболеваемость коклюшем до 3 случаев на 100 тысяч населения;

- снизить заболеваемость эпидемическим паротитом до 5 случаев на 100 тысяч населения;      

- снизить заболеваемость вирусным гепатитом В до 10 случаев на 100 тысяч на селения;      

- снизить заболеваемость менингококковой инфекцией до 2 случаев на 100 тысяч населения;

- обеспечить охват профилактическими прививками к 2006 году:

против дифтерии: дети - 95-99%, взрослые - 95%,

против коклюша (дети) - 90-95%,

против полиомиелита (дети) - 99%,

против кори (дети) - 95%,

против эпидемического паротита (дети) - 95%,

против туберкулеза в возрасте 1 года - 95%,

против краснухи (дети) - 95%;

- организовать проведение иммунизации против менингококковой и гемофильной инфекции, вирусного гепатита В отдельных категорий населения;

- внедрить современные методы диагностики кори, краснухи, коклюша, гемофильной инфекции и обеспечить раннюю и качественную диагностику этих заболеваний;

- создать единую автоматизированную информационную систему "Вакцинопрофилактика";

- создать эффективную систему транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов.   

  

     5. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
     областной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 2002-2006 годы
    

№№

Мероприятия

Исполнители

Объемы финансирования в ценах на 01.01.2001
года(тыс.руб.)

Источники финанси
рования

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Всего

5.1. Достижение высокого уровня охвата населения профилактическими прививками.

     5.1.1.

Обеспечить лечебно- профилакти ческие учреждения медицинскими иммунобиологическими препаратами.

Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

1243,5

853,5

853,5

1243,5

853,5

5047,5

Областной бюджет

     5.1.2.

Организовать проведение областных дней иммунизации против вирусного гепатита В.

Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

11400,0

11400,0

11400,0

11400,0

11400,0

57000,0

Областной бюджет

 ИТОГО по подразделу 5.1.:
 в т.ч. Комитет здравоохранения Администрации
Читинской области

12643,5 12643,5

12253,5 12253,5

12253,5 12253,5

12643,5 12643,5

12253,5 12253,5

62047,5 62047,5

Областной бюджет

5.2. Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий.

     5.2.1.

Оснастить органы и учреждения госсанэпидслужбы и здравоохранения компьютерной техникой.

ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области",
Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

45,0





45,0

-





45,0

-





45,0

-





45,0

-





45,0

45,0





225,0




Областной бюджет

5.2.2.

Оснастить учреждения госсанэпидслужбы и здравоохранения лабораторным оборудованием, тест-системами.

ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области",
Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

154,23





1200,0

54,23





1200,0

429,702





-

234,23





-

234,23





-

1106,622





2400,0




Областной бюджет

5.2.3.

Подготовить и распространить информационные бюллетени, аналитические обзоры заболеваемости.

ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области"

3,51

3,51

3,51

3,51

3,51

17,55

Областной бюджет

ИТОГО по подразделу 5.2.:
в т.ч. ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области"
Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

1447,74 202,74


1245,0

1302,74 57,74


1245,0

478,212 433,212


45,0

282,74 237,74


45,0

282,74 237,74


45,0

3794,172 1169,172


2625,0

Областной бюджет

5.3. Создание эффективной системы транспортирования медицинских иммунобиологических препаратов.

5.3.1.

Оснастить учреждения здравоохранения холодильным оборудованием для хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов.

Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

530,5

280,5

9,5

9,5

2,5

832,5

Областной бюджет

ИТОГО по подразделу 5.3. :
в т.ч. Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

530,5 530,5

280,5 280,5

9,5
9,5

9,5
9,5

2,5
2,5

832,5 832,5

Областной бюджет

5.4. Подготовка медицинских кадров, отвечающих за реализацию областной и районных программ "Вакцинопрофилактика"

5.4.1.

Организовать подготовку специалистов учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы в институтах повышения квалификации, на курсах информации и стажировки.

ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области",
Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

6,0





5,0

6,0





5,0

6,0





5,0

6,0





5,0

6,0





5,0

30,0





25,0

Областной бюджет

ИТОГО по подразделу 5.4.:  
в т. ч. ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области"
Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

11,0
6,0

5,0

11,0
6,0

5,0

11,0
6,0

5,0

11,0
6,0

5,0

11,0
6,0

5,0

55,0
30,0

25,0

Областной бюджет

5.5. Развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

5.5.1.

Организовать трансляцию по каналам местного телевидения тематических видеоклипов.

ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области"

10,08

10,08

10,08

10,08

10,08

50,4

Областной бюджет

5.5.2.

Обеспечить тиражирование и распространение по районам области средств гигиенического воспитания и обучения населения.

ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области"

22,5

22,5

22,5

22,5

22,5

112,5

Областной бюджет

5.5.3.

Организовать публикации в печати, выступления по радио и телевидению ведущих специалистов органов госсанэпидслужбы и здравоохранения .

ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области"

0,426

0,426

0,426

0,426

0,426

2,13

Областной бюджет

ИТОГО по подразделу 5.5.:
в т.ч. ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Читинской области"

 

33,0
33,0

33,0
33,0

33,0
33,0

33,0 33,0

33,0 33,0

165,0 165,0

Областной бюджет

ВСЕГО по ПРОГРАММЕ:

14665,74

13880,74

12785,212

12979,74

12582,74

66894,172

Областной бюджет

в том числе по исполнителям:

Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

14424,0

13784,0

12313,0

12703,0

12306,0

65510,0

ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в Читинской области"

241,74

96,74

472,212

276,74

276,74

1384,172

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»