Недействующий

Об областной целевой программе "Воспроизводство лесов Читинской области (2003-2010 годы)". Утратил силу с 01 января 2009 года

    
 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Лесной фонд Читинской области занимает более 31,9 млн.га или 70,5% ее территории.

Леса, являясь неотъемлемой частью окружающей среды, выполняют важнейшие многоцелевые функции. Они имеют большое лесохозяйственное, водоохранное, защитное, рекреационное значение, оказывают огромное воздействие на экологическое состояние природных комплексов. Леса служат огромным ресурсным потенциалом лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности области, обеспечивая в лучшие годы до трети ее бюджетных поступлений, занятость значительной части ее населения.

Леса Читинской области служат защитой для многочисленных рек бассейнов озера Байкал, рек Лена и Амур. Значительная площадь степей и лесостепей на территории Читинской области также обусловливает высокое значение лесов в этих районах как мощного средообразующего, водо- и почвозащитного фактора. Одновременно это и защита разветвленной сети железных и автомобильных дорог. В северных районах области леса обеспечивают стабильность хрупких северных экосистем. Вблизи городов и крупных населенных пунктов велико рекреационное значение лесов.

Таким образом, леса Читинской области - глобальный средообразующий фактор, условие жизнедеятельности населения, ресурсный потенциал для экономики Читинской области.

Несмотря на то, что лесистость Читинской области достаточная, сложившийся в настоящее время уровень лесопользования не позволяет поддерживать на должном уровне экологический и ресурсный потенциал лесов Читинской области, замена спелых и перестойных насаждений затягивается на длительный период. Кроме того, неоднократно повторяющиеся лесные пожары привели к накоплению не покрытых лесом земель и существенно подорвали способность к самовосстанавлению лесных экосистем в ряде районов области: Ононском, Кыринском, Улётовском, Акшинском, Петровск-Забайкальском, Тунгиро-Олекминском и других.

Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острой является обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, сгоревших и вырубленных лесов. Первоочередной задачей является восстановление лесов в Ононском лесхозе.

Основным способом восстановления лесов в Читинской области является естественное возобновление леса, однако на крупных гарях восстановление лесов зачастую может проводиться только искусственным путем ввиду отсутствия источников обсеменения и длительных сроков возобновления естественным путем.

Высокая трудоемкость и стоимость работ по лесовосстановлению и проведению мер ухода за лесом при недостаточном финансировании из областного бюджета и полном отсутствии финансирования из федерального бюджета может стать одной из главных причин уменьшения объемов лесовосстановления, увеличения площади не покрытых лесом земель, ухудшения породного состава лесов.

Площадь земель лесного фонда, требующих лесовосстановления, составляет 524,1 тыс.га, из них на площади 135,2 тыс.га лесовосстановление может быть осуществлено за счет проведения мероприятий по содействию естественному возобновлению леса, в том числе на 94,3 тыс.га меры содействия естественному возобновлению леса уже проведены, но возобновление главными породами не закончено. Поэтому в Программе рассчитаны объемы по содействию естественному возобновлению леса исходя из наличия не покрытых лесом земель и прогноза сплошных рубок с учетом рекомендаций лесоустройства. Анализ динамики изменения земель, нуждающихся в лесовосстановлении и лесоразведении, показан в таблицах № 6, 7 государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2001 и на 01.01.2002.

По данным государственного учета лесного фонда на 01.01.2002, в области насчитывается 30,0 тыс. га земель лесного фонда, требующих искусственного лесовосстановления и доступных для хозяйственного воздействия по условиям рельефа и почвы, транспортной доступности (лесокультурный фонд).

На остальной площади лесного фонда лесовосстановление будет обеспечиваться за счет естественного заращивания.

Для ежегодного обеспечения лесокупьтурных работ необходимо 17-19 млн.штук стандартного посадочного материала, который выращивается лесхозами в питомниках и теплицах. Лесхозами области формируется постоянная лесосеменная база для постепенного перевода лесокультурного производства на генетико-селекционную основу. С целью повышения продуктивности и устойчивости создаваемых насаждений проводятся работы по селекционному семеноводству. Для получения семян известного происхождения и сбора их в течение длительного срока созданы постоянные лесосеменные участки на площади 3964 га, из которых аттестовано 2302 га. В государственный реестр включено 244 плюсовых дерева, создано 68,5 га плантаций. В области имеется Ононский опытный лесхоз, который специализируется в вопросах семеноводства.

С 1993 года был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных программ, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики страны и регионов природными ресурсами, на охрану и воспроизводство лесов. Однако эти программы не были выполнены полностью в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось. Кроме того, причинами неудовлетворительного выполнения указанных программ являлись:

- недостаточно четкое определение программных приоритетов, что в условиях слабого финансирования отрицательно сказалось на концентрации средств, необходимых для реализации мероприятий главных направлений;

- отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий в области реализации федеральных программ между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

За период 1996-2000 годов в Читинской области лесовосстановительные работы проведены на площади 127,1 тыс.га, в том числе посадка лесных культур - 24,0 тыс.га.

Мероприятия по воспроизводству лесов выполнялись за счет средств областного бюджета, собственных средств лесхозов, сил и средств лесопользователей.

Как показал анализ выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, необеспеченность объемов финансирования приводит к тому, что комплекс агротехнических мероприятий  выполняется не в полном объеме, применяются более дешевые технологии, не всегда  эффективные в данных условиях. Следствие - снижение качества работ и более длительный  срок перевода не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли.

Начавшийся рост промышленного производства в Читинской области может обострить экологическую обстановку. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих природно-ресурсную базу Читинской области для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранения и воспроизводства ресурсного потенциала.

На решение указанных проблем направлена настоящая областная целевая Программа.

Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "Об охране озера Байкал" и другим нормативным правовым документам по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов.

При разработке программы использованы материалы учета лесного фонда (данные на 01.01.2002), результаты анализа современного состояния и динамики лесного фонда (таблица 5 и 5а), данные федеральной целевой программы "Леса России на 1998-2000 годы", подпрограммы "Леса" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", Закон Читинской области "Об установлении ставок лесных податей", Положение об областном целевом бюджетном фонде воспроизводства лесов, утвержденное постановлением Читинской областной Думы от 28.03.2001 № 134  (с изменениями, внесенными постановлением Читинской областной Думы от 13.03.2003 № 44).