РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Безопасное материнство"
на 2002-2004 годы



Принят
Читинской областной Думой
19 сентября 2001 года.

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Безопасное материнство" на 2002-2004 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

          Председатель областной Думы
          А.Ф.Эпов.

г. Чита
19 сентября 2001 года
№ 312-ЗЧО



Приложение
к  Закону Читинской области
"Об областной целевой программе
"Безопасное материнство"
на 2002-2004 годы"
от 19.09.2001  № 312-ЗЧО

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Безопасное материнство
на 2002-2004 годы

Наименование программы

Областная целевая программа "Безопасное материнство" на 2002-2004 годы (далее -программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Постановление Главы Администрации Читинской области от 21.03.2001 № 177 "О разработке областной целевой программы "Безопасное материнство" на 2002-2004 годы"

Дата утверждения программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе
     "Безопасное материнство"
на 2002-2004 годы" от 19.09.2001 г.

Государственный заказчик программы

Комитет здравоохранения Администрации Читинской области.

Основной разработчик программы

Комитет здравоохранения Администрации Читинской области.

Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели

Цель:
     - создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижение материнской заболеваемости и смертности, профилактика инвалидности, повышение качества
здоровья новорожденных.
Задачи:
     - улучшение подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, порядка оценки их знаний и допуска к работе;
     - совершенствование организации и качества акушерско- гинекологической помощи;
     - проведение специальных научных исследований;
     - разработка и внедрение мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, грудного вскармливания, рождения и воспитания здорового ребенка, здорового образа
     жизни;
     - укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений.
     Важнейшие целевые показатели:
     - снижение материнской смертности на 10%;
     - снижение перинатальной смертности на 10%.

Сроки и этапы реализации программы

     Сроки - 2002-2004 годы.
     Первый этап ( 2002 год) - подготовка и реализация первоочередных  неотложных мероприятий.
     Второй этап ( 2003-2004 годы) - реализация основных мероприятий и завершение выполнения программы.

Перечень основных мероприятий

     Материально-техническая база.
     Подготовка кадров.
     Совершенствование организации и качества акушерско- гинекологической помощи.
     Лекарственное обеспечение.
     Обеспечение медицинским оборудованием.
     Научно-практическая работа.

Исполнители основных мероприятий

     Комитет здравоохранения Администрации Читинской области, Читинская государственная
медицинская академия (ЧГМА), Читинский  институт  педиатрии,   Территориальный  фонд обязательного  медицинского  страхования  Читинской  области (ТФОМС Читинской области), Министерство здравоохранения Российской Федерации (по согласованию).

Объемы и источники финансирования

Стои мость
прог рам мы:

Всего

в том числе:

2002 год

2003 год

2004 год

Общий   объем   финансирования       программы, тыс. руб., в том числе:

48673

19518

18068

11087

федеральный бюджет

5400

3200

2200

-

областной бюджет

33823

13168

12718

7937

средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Читинской области

9450

3150

3150

3150

Ожидаемые конечные результаты

     - снижение материнской смертности на 10%;
     - снижение перинатальной смертности на 10%;
     - снижение количества абортов на 10%.

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за исполнением программы осуществляется Координационным советом по социальному развитию Администрации Читинской области и Комитетом здравоохранения Администрации Читинской области путем заслушивания отчетов исполнителей программы 2 раза в год на заседаниях коллегии и Совете главных врачей.

     

     1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
     ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

  

Концепция безопасного материнства сформулирована в 80-х годах Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных здоровых детей без отрицательного влияния на здоровье женщин, обеспечивающих воспитание детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности.

В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство. В связи с актуальностью проблемы Комитетом здравоохранения Администрации Читинской области разрабатывалась аналогичная программа на 1998-2000 годы, принятая постановлением Читинской областной Думы от 8 августа 1998 № 155 "Об областной целевой программе "Безопасное материнство" на 1998-2000 годы".

Здоровье россиян и система оказания медицинской помощи находятся в критическом состоянии. Территориальные особенности Читинской области (климатические, медико-географические, эколого-гигиенические и прочие) усугубляют проблемы здравоохранения в области.

Традиционным явлением стало снижение репродуктивного здоровья населения на фоне нерешенных социальных проблем в обществе - пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Снижение покупательной способности населения привело к ухудшению структуры питания населения. Неудовлетворительное состояние питания женщин в определенной мере обуславливает высокий уровень заболеваемости как беременных женщин, так и новорожденных детей.

С каждым годом здоровье беременных женщин становится все хуже. Увеличивается частота анемий, ожирения, заболеваний эндокринной и мочеполовой сферы. Развитие беременности на фоне хронических заболеваний неминуемо приводит к высокому уровню осложнений беременности и родов, заболеваемости и смертности

новорожденных.

В Читинской области традиционно высокими остаются показатели младенческой и материнской смертности, что на фоне низкой рождаемости и высокой общей смертности населения обуславливает неблагоприятную демографическую обстановку.

Актуальность проблемы требует незамедлительного принятия комплекса государственных мер.

Областная целевая программа "Безопасное материнство" на 2002-2004 годы разработана в соответствии с постановлением Главы Администрации Читинской области от 21 марта 2001  г.№ 177 "О разработке областной целевой программы "Безопасное материнство" на 2002-2004 годы".

          2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     

Целью программы является создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижение материнской заболеваемости и смертности, профилактика инвалидности, повышение качества здоровья новорожденных.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- улучшение подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, порядка оценки их знаний и допуска к работе;

- совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи;

- проведение специальных научных исследований;

- разработка и внедрение мер информационного обеспечения населения по во просам безопасного материнства, грудного вскармливания, рождения и воспитания здорового ребенка, здорового образа жизни;

- укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений.

Сроки реализации программы: 2002-2004 годы.

Первый этап (2002 год) - подготовка и реализация первоочередных неотложных мероприятий.

Второй этап (2003-2004 годы) - реализация основных мероприятий и завершение выполнения программы.

          3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ,
          МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЗА
          ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Объемы и источники финансирования программы:

стоимость программы составляет 48673 тысяч рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет - 5400 тысяч рублей,

- областной бюджет - 33823 тысяч рублей,

- средства ТФОМС Читинской области - 9450 тысяч рублей.

Механизм реализации программы предусматривает контроль, осуществляемый Координационным советом по социальному развитию Администрации Читинской области и Комитетом здравоохранения Администрации Читинской области путем заслушивания отчетов исполнителей программы 2 раза в год на заседаниях коллегии и Совете главных врачей, ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям. Государственный заказчик и исполнители мероприятий программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию программы.

          4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
          РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Реализация программы позволит:

- внедрить эффективную систему подготовки кадров, работающих в учреждениях родовспоможения;

- обеспечить современный уровень медицинских технологий, особенно для бере менных высокого риска перинатальной и материнской смертности;

- внедрить стандарты оказания медицинской помощи при основных видах акушерской патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери;

- снизить уровень материнской заболеваемости и смертности на 10 %;

- снизить уровень перинатальной смертности на 10%;

- снизить количество абортов на 10 %.

          5. Мероприятия  областной целевой программы "Безопасное материнство" на 2002-2004 годы

И

№ п/п

Наименование мероприятий

Исполнитель

Объ     ём фина

В том числе:

Источник финанси
рования

нсиро    вания (всего в т.р.)

2002 год

2003 год

2004 год

5.1. Материально-техническая база

5.1.1.

     Строительство областного перинатального центра в г. Чите.

     Комитет здравоохранения Администрации Читинской области
     Министерство здравоохранения Российской Федерации (по согласованию)



8400



3200



5400



4000



4400



2200



-




-



Областной бюджет

     Федераль
 ный бюджет

Итого:

13800

7600

6200

5.2. Подготовка кадров

5.2.1.

     Проведение выездных циклов повышения квалификации специалистами института последипломной подготовки, в том числе:
     - г. Москва ("Роль современных технологий в снижении материнской смертности");
     - г. Иркутск ("Экстрагенитальная патология у беременных");
     - г. Новокузнецк ("Гинекологическая эндокринология");
     - г. Иркутск ("Актуальные вопросы гинекологии детского и подросткового возраста").

     Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

345



125

80

60
80

80




-


80


-

-

80




-


-


-

80

185



125


-


60

-

Областной бюджет

5.2.2.

     Подготовка врачей по вопросам родовспоможения на центральной базе.

     Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

235

120

90

25

Областной бюджет

Итого:

580

200

170

210

5.3. Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи.

5.3.1.

     Внедрение пренатальной диагностики (допплерометрия, хорионбиопсия, кордоцентез).

     Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

30

10

10

10

Областной бюджет

5.3.2.

     Создание системы контроля врожденных аномалий развития плода.

     Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

5

2

2

1

Областной бюджет

5.3.3.

     Внедрение современных методик по выявлению инфекций, передающихся половым путем (ИППП), у девочек, подростков, беременных, родильниц, приобретение реактивов для диагностики ИППП.

     Комитет  здравоохранения Администрации       Читинской области

30

10

10

10

Областной бюджет

5.3.4.

     Организация на постоянно действующей основе выездов бригад областных специалистов в составе терапевта, педиатра, специалиста ультразвуковой диагностики в районы области с низкой укомплектованностью врачебными кадрами.

     Комитет здравоохранения Администрации Читинской области

210

70

70

70

Областной бюджет

5.3.5

Внедрение обследования беременных для выявления генетической  патологии.

     Комитет здравоохранения Администрации Читинской области
Читинский институт педиатрии

100


50


35



20


30



15


35



15

Областной бюджет

Итого:

425

142

142

141

5.4. Лекарственное обеспечение

5.4.1.

Приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов:

     Комитет здравоохранения Администрации      Читинской области

Областной бюджет

- "Антирезус иммуноглобулин";


60

20

20

20


- биопрепаратов для новорожденных от социально-неадаптированных  матерей  из отделений  патологии новорожденных;


240

80

80

80


- иммуноглобулина для лечения септических заболеваний в родовспомогательных учреждениях;


150

50

50

50


- современного шовного материала для акушерских операций;


240

80

80

80


- препаратов крахмала (внутривенных) для оказания срочной помощи больным с кровотечениями в родовспомогательных учреждениях;


900

300

300

300


- белковых препаратов для внутривенного введения


1350

450

450

450


- антибиотиков 3-4 поколения.


4500

1500

1500

1500


Итого:

7440

2480

2480

2480

5.5. Обеспечение медицинским оборудованием

5.5.1.

Оснащение современной аппаратурой      областных родовспомогательных учреждений   (ОДКБ, ОБ №3, ОБ № 4, ОПЦ , ОДЦ):

- ультразвуковыми аппаратами (ОПЦ-2; ОДЦ-1);

ТФОМС Читинской области

9450

3150

3150

3150

ТФОМС

- люминисцентным микроскопом (ОДЦ, ОПЦ, ОКВД);

    Комитет  здравоохранения
Администрации       Читинской
области
     Комитет   здравоохранения Администрации      Читинской области

1350

450

450

450

Областной бюджет

- аппаратом для искусственной вентиляции легких "Сикрест" (ОДКБ-2, ОБ № 2-2, ОБ № 4-3, ОПЦ-6);


6500

2500

2500

1500

Областной бюджет

наборами       для       реанимации       новорожденных (ОДКБ-15, ОБ № 3-5, ОБ № 4-10, ОПЦ-20);

     Комитет здравоохранения Администрации      Читинской области

1500

500

500

500

Областной бюджет

- оснащение отделения детской гинекологии ОДКБ;

     Комитет здравоохранения Администрации      Читинской области

20

20

-

-

Областной бюджет

- следящим монитором реанимационным (ОПЦ -5, ОБ №4-1, ОБ №3-1,  ОДКБ-1);

     Читинский  институт  педиатрии

720

180

180

360

Областной бюджет

фетальным   монитором     (ОПЦ-4,   ОДКБ-1,   ОБ №4-1);

     Читинский  институт  педиатрии

1320

440

440

440

Областной бюджет

-   реанимационными   столами  для  новорожденных (ОПЦ-6, ОДКБ-2, ОБ № 4-2, ОБ № 3-2);

     Читинский  институт  педиатрии

720

240

240

240

Областной бюджет

- лампами для фототерапии (ОПЦ-2, ОБ № 4-1);

     Читинский  институт педиатрии

48

16

16

16

Областной бюджет

- кювезами для новорожденных (ОПЦ- 15, ОДКБ-7, ОБ № 4-5, ОБ №3-3);

     Читинский  институт педиатрии

2100

700

700

700

Областной бюджет

- реактивами для определения хромосомной патологии (ОДЦ);

     Читинский  институт педиатрии

150

50

50

50

Областной бюджет

- лапороскопами, гистероскопами (ОПЦ-2, ОКБ- 1, ОДЦ-1, ОБ №3-1, ОБ №4-1);

     Читинский  институт  педиатрии

600

200

200

200

Областной бюджет

- дозаторами шприцевыми (ОПЦ- 10, ОБ № 4-1, ОБ № 3-1);

     Читинский  институт  педиатрии

600

200

200

200

Областной бюджет

- гинекологическими креслами и инструментарием для ОПЦ;

     Читинский  институт  педиатрии

900

300

300

300

Областной бюджет

- кольпоскопами (ОПЦ-2; ОКБ-1).

     Читинский  институт  педиатрии

360

120

120

120

Областной бюджет

Итого:

26338

9066

9066

8226

5.6. Научно-практическая работа

Комитет   здравоохранения

Издательство сборника научно-практических трудов

Администрации      Читинской области

15

5

5

5

5.6.1.

"Актуальные вопросы акушерства, гинекологии и перинатологии"

Читинская государственная
медицинская академия

15

5

5

5

Областной бюджет

5.6.2.

Изучение уровня гормонов у беременных и гинекологических больных.

Читинский   институт  педиатрии

60

20

20

20

Областной бюджет

Итого:

90

30

30

30

2002- 2004 годы

2002 год

2003 год

2004 год

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ (тысяч рублей): в т.ч. за счет:

48673

19518

18068

11087

федерального бюджета

5400

3200

2200

-

областного бюджета

33823

13168

12718

7937

Территориального фонда обязательного медицинского страхования Читинской области

9450

3150

3150

3150

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»