ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2003 года № 282-А/п
Об утверждении областной целевой программы
"Поддержка академической, отраслевой, вузовской науки и интеграционных
процессов в научно-образовательной сфере (2004 - 2006 годы)"
_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________
В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 № 349- ЗЧО "Об Администрации Читинской области", Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91 (в редакции постановления Администрации Читинской области от 15.10.2002 240-А/п), в целях обеспечения комплексного развития науки и профессионального образования всех уровней на основе дальнейшего расширения интеграционных процессов в научно-образовательной сфере Администрация Читинской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Поддержка академической, отраслевой, вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере (2004 - 2006 годы)" (далее - программа).
2. Комитету экономики Читинской области (Т.И.Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании проекта областного бюджета в 2004-2006 годах включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом его возможностей.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам К.И.Карасева.
5. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава Администрации (Губернатор)
Р.Ф.Гениатулин.
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Поддержка академической, отраслевой, вузовской науки
и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере
(2004-2006 годы)»
Наименование программы - Областная целевая программа "Поддержка академической, отраслевой, вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере (2004-2006 годы)" (далее - программа).
Дата принятия решения о разработке программы - Распоряжение Администрации Читинской области от 10.06.2003 № 463-А/р "О разработке областной целевой программы "Поддержка академической, отраслевой, вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере (2004-2006 годы)".
Дата утверждения программы - Постановление Администрации Читинской области от 23.09.2003 № 282-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Поддержка академической, отраслевой, вузовской науки и интеграционных процессов в научно-образовательной сфере (2004-2006 годы)".
Заказчик программы - Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области.
Основной разработчик программы - Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области.
Сроки реализации программы - Программа рассчитана на 2004-2006 годы.
Перечень основных мероприятий программы
1. Подготовка научных кадров.
2. Развитие инновационной деятельности в интересах региона.
3. Внедрение информационных технологий в образование и научные исследования, издательская деятельность.
4. Укрепление материально-технической и приборной базы научных и образовательных учреждений.
Исполнители основных мероприятий программы - Читинский институт природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук (ЧИПР СО РАН); Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальский комплексный научно-исследовательский институт" (ФГУП "ЗабНИИ"); Читинский государственный университет (ЧитГУ); Забайкальский государственный педагогический университет (ЗабГПУ); научные и образовательные учреждения Читинской области
Объемы и источники финансирования программы
Потребность в финансировании программы на 2004-2006 годы составляет:
всего-13800 тыс, руб.. в т.ч.:
из областного бюджета:
2004 год - 4000 тыс.руб.
2005 год - 4000 тыс.руб.
2006 год - 4000 тыс.руб.
итого: - 12000 тыс.руб.
из внебюджетных источников (собственные средства научных и образовательных учреждений):
2004 год - 600 тыс.руб.
2005 год - 600 тыс.руб.
2006 год - 600 тыс.руб. итого:- 1800 тыс.руб.
Ожидаемые результаты реализации программы
Повышение эффективности использования имеющегося научного потенциала для решения социально-экономических проблем региона. Создание электронной библиотеки научно-образовательной системы Забайкалья.
Развитие приоритетных для региона направлений науки, техники и технологий, расширение инновационной деятельности. Укрепление материально-технической базы научных и образовательных учреждений. Более широкое привлечение молодежи к научной работе и обеспечение ее научно-профессионального роста.
Система организации контроля за исполнением программы
Контроль за ходом исполнения мероприятий программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по социальным вопросам в установленном порядке.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Данная программа является организационной основой государственной политики области научно-технического прогресса.
Разработка программы вызвана тем, что инновационный путь развития российской экономики, отвечающий общемировым тенденциям, требует формирования нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Необходимо формирование интегрированных научно-образовательных коллективов, способных не только эффективно решать региональные проблемы, но и разрабатывать и создавать наукоемкую продукцию.
1.1. Подготовка научных кадров
Экономическое и социальное развитие Читинской области в XXI веке во многом будет определяться состоянием научных кадров. В Читинской области сформировалась сеть научных учреждений в соответствии с основными направлениями развития региона. Она включает в себя представителей академической, отраслевой, вузовской науки. В настоящее время на территории области функционируют 8 научных учреждений различной ведомственной подчиненности, из них 6 относятся к академической, а два к отраслевой науке.
Кадровый научный потенциал Читинской области представляют 94 доктора и 620 кандидатов наук.
Общая численность работающих в учреждениях академической науки составляет 288 человек, в числе которых 15 докторов и 47 кандидатов наук. Таким образом, количество сотрудников, имеющих ученые степени, составляет 21,5%.
Анализ распределения научных кадров по возрастным категориям показывает, что основную долю работающих в учреждениях академической науки составляет категория старше 50 лет. Молодежь в возрасте до 33 лет составляет 14,8%, а сотрудники до 49 лет -18,75%. Сравнивая с показателями предыдущего года, (соответственно 22,6% и 23,8%) можно отметить тенденцию оттока молодежи из академической науки. Это, очевидно, связано с невысоким уровнем заработной платы, с проблемой жилья и со снижением престижности научной деятельности.
В отраслевых научно-исследовательских институтах работает 309 человек, из них всего лишь 17 имеют ученые степени кандидатов наук, это составляет 5,5%, что крайне не достаточно.
По состоянию на 1 января 2003 года в Читинской области функционируют 10 высших учебных заведений, в том числе 7 филиалов, реализующих программы высшего профессионального образования.
Профессорско-преподавательский состав в вузах составляет (без учета внешних совместителей) 1452 человека. Из них имеют ученую степень доктора наук 77 преподавателей, кандидата наук - 556.
Следует признать, что в течение ряда лет при реформировании экономики России и реорганизации науки не уделялось должного внимания кадровому обеспечению научно-технической сферы. В результате резко снизилась численность персонала, занятого исследованиями и разработками, наметились устойчивые тенденции старения научных кадров. В настоящее время в Читинской области свыше 66% научных работников имеют возраст, превышающий 50 лет, при аналогичном общероссийском показателе 46%. Вызывает исключительную тревогу процесс миграции молодых ученых в возрасте от 23 до 35 лет в сферы деятельности, не связанные с научными исследованиями. Все это замедляет научный прогресс, ведет к разрыву научной преемственности поколений.
1.2. Инновационная деятельность
Читинская область, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие в наличии природных богатств, научно-технического потенциала и квалифицированных кадров, нуждается в формировании инновационной системы, которая явилась бы неотъемлемой частью экономической политики области.
Анализ научно-технической и хозяйственной деятельности ряда российских регионов, проводящих активную инновационную политику, показывает, что одним из ключевых моментов развития экономики является поддержка малого инновационного бизнеса.
В Читинской области практически отсутствуют предприятия малого бизнеса, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию.
Не создаются условия для внедрения передовых технологий и подготовки кадров, способных создавать и использовать такие технологии.
Отсутствие инновационной системы привело к миграции в другие регионы молодых ученых и специалистов, которые могли бы организовать и обеспечить развитие малого наукоемкого бизнеса.
1.3. Информационные технологии в образовании
и научных исследованиях
Широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий, особенно в науке и образовании. Читинская область, несмотря на предпринимаемые в последнее время меры, не смогла обеспечить сокращения разрыва с промышленно-развитыми регионами России в уровне информатизации научно-образовательного процесса.
Практически все вузы Читинской области в настоящее время имеют доступ к компьютерным сетям. Однако уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них еще низок.
В области недостаточно используются дистанционные технологии обучения как важнейший компонент складывающейся системы открытого образования.
Использование Интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения.
Сложилась совершенно недопустимая ситуация, когда научно-исследовательские организации, в том числе и академические, не имеют качественного доступа в Интернет.
Средства обработки информации, компьютерные сети дают возможность для реализации интегрированных научно-образовательных и инновационных комплексов на всей территории области, что для нашего региона, отличающегося неравномерным распределением научно-технического и образовательного потенциала, является особенно актуальным.
1.4. Материально-техническая и приборная база научно-исследовательских учреждений
Потеря государственного интереса к организации и проведению научных исследований, которая отмечалась в 1995-1999 годах, привела практически к полной утрате материально-технической и приборной базы исследовательских учреждений.
Обеспеченность современным оборудованием большинства лабораторий в таких удаленных от федерального центра регионах, как Читинская область, следует признать весьма неудовлетворительной. Это ведет к прогрессирующему отставанию уровня научных исследований, ставит под сомнение достоверность результатов, полученных с использованием устаревшего оборудования, снижает качество подготовки студентов и аспирантов - ближайшего кадрового резерва науки.
Одним из существенных недостатков в развитии научно-технического потенциала области является все увеличивающийся разрыв между академической и вузовской наукой. Это приводит к распылению средств, разобщенности ученых и к снижению качества образования, делает практически недоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов Российской академии наук и отраслевых институтов.
В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно-научных центров. Для своего функционирования эти центры должны обладать хорошо развитой инфраструктурой, в том числе и социальной, иметь уникальную научную аппаратуру и установки, необходимые объемы лабораторного оборудования и реактивов.
Предотвращение этих тенденций в современных условиях возможно на базе реальной интеграции науки и высшего образования в Читинской области. Основой этого процесса послужит создание Забайкальского аналитического центра коллективного пользования.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является обеспечение комплексного развития науки и профессионального образования всех уровней на основе дальнейшего расширения интеграционных процессов в научно-образовательной сфере, укрепление и эффективное использование научно-технического потенциала.
Задачами, на решении которых необходимо сосредоточить усилия органов государственной власти Читинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Читинской области, руководителей научных и образовательных учреждений, являются:
- развитие существующих научных школ и направлений, имеющих всероссийское и международное значение, оказание содействия в формировании новых научных направлений, имеющих важное социально-экономическое значение для Читинской области;
- реализация научно-технической деятельности в интересах региона;
- интеграция научных учреждений;
- реализация инновационной деятельности на территории Читинской области;
- повышение квалификации научных кадров для региона по приоритетным направлениям;
- привлечение ученых для решения социально-экономических проблем устойчивого развития региона;
- развитие материально-технической и учебной базы научно-образовательных учреждений;
- развитие и использование информационных технологий в образовании и научных исследованиях.
Программа рассчитана на 2004-2006 годы. Реализация программы будет осуществляться в один этап.
3. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Потребность в финансировании программы на 2004-2006 годы составляет:
всего - 13800 тыс. руб., в т.ч:
из областного бюджета:
2004 год - 4000 тыс.руб.