Развитие современного общества в настоящее время невозможно без дальнейшего широкого внедрения перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах деятельности человека. Принятие в 2002 году федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее - ФЦП) определяет государственную политику по основным направлениям использования ИКТ в обществе. Для выполнения программы необходимы скоординированные действия органов государственного управления всех уровней, структур гражданского общества и бизнеса.
Предлагаемая областная целевая программа разработана на основании распоряжения Администрации Читинской области от 14.05.2002 № 13-А/р, в соответствии с Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91, и является развитием ФЦП на региональном уровне.
Современное состояние ИКТ на территории Читинской области характеризуется следующими основными факторами:
1. Недостаточная нормативная правовая основа внедрения и использования ИКТ. Это касается вопросов принятия перспективных планов и программ информатизации (за исключение сферы образования, отрасли связи и создания автоматизированной системы земельного кадастра), информационного взаимодействия различных структур, обеспечения информационной безопасности, переподготовки и аттестации специалистов в области ИКТ и пр.
2. Наличие достаточно большого количества персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей, не связанных между собой даже в рамках одного ведомства, включая Администрацию Читинской области (14 локальных вычислительных сетей), что отрицательно сказывается на эффективности использования дорогостоящего оборудования, сроках и качестве принимаемых решений. Отсутствует единая система электронного документооборота как внутри-, так и межведомственного. Низка квалификация пользователей персональных компьютеров в части сетевого взаимодействия, подготовки документов (за исключением текстовых), электронной почты.
3. Значительные расходы на услуги междугородней телефонной, факсимильной и почтовой связи (10-12 млн.руб.в год только в Администрации Читинской области), слабое внедрение современных видов связи - спутниковой, сотовой (1 оператор, 10 тыс. абонентов), IP-телефонии, электронной почты.
4. Отдельные попытки внедрения систем информационной безопасности в компьютерных сетях носят нерегулярный, очаговый характер. Отсутствует единый региональный удостоверяющий центр по внедрению электронной цифровой подписи. Низок процент использования лицензионных программных продуктов, включая антивирусное программное обеспечение.
5. В результате выполнения программ "Компьютеризация сельских школ", "Компьютеризация городских и поселковых школ" в 2000-2002 годах в 274 из 593 (46%) образовательных школах области было установлено 2355 современных компьютеров, которые сгруппированы в 297 компьютерных классах. Обеспечено равномерное распределение вычислительной техники между городскими (71 учащийся на 1 компьютер) и сельскими школами (60 учащихся на 1 компьютер), что превышает плановые нормативы, установленные в ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)". Более 200 учителей ежегодно проходят курсы повышения квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе в вузах области и открытом в 2002 году Региональном центре Федерации Интернет образования. Тем не менее недостаточная квалификация специалистов по разработке, сопровождению, ремонту и техническому обслуживанию программных и технических средств ИКТ, необеспеченность доступа в глобальную информационную сеть, особенно в сельской местности, отсутствие специализированных учебных центров ведущих мировых и отечественных производителей, единой корпоративной образовательной сети тормозит дальнейшее развитие ИКТ и отрицательно сказывается на качестве обучения.
6. Количество пользователей Интернета, которые хотя бы раз за 2002 год пользовались Сетью, достигло 16, 5 тыс. человек, что составляет 1, 4% населения области (средний показатель по России - 6, 5%). Распределение пользователей на территории области крайне неравномерно и основное количество сосредоточено в г. Чите - 86%, г. Краснокаменске - 4%, п. Забайкальск - 3%. В муниципальных образованиях выход в Интернет осуществляется в основном через местные узлы телекоммуникаций Регионального филиала "Читателеком" ОАО "Сибирьтелеком", количество пользователей в среднем не превышает нескольких десятков единиц.
7. Общий разовый тираж 82 печатных изданий (только 4 из них представлены в Интернете для общего доступа) составляет около 400 тыс. экземпляров. Электронные средства массовой информации, кроме центральных телеканалов, представлены Читинским филиалом ГТРК, Агинской ГТРК, телеканалом «Альтес», 6 муниципальными телестудиями и 13 радиоредакциями. Не используются возможности проведения видеоконференций в реальном режиме времени при освещении деятельности органов власти, состояния и проблем общества и населения. Привлекая средства областного бюджета, редакции районных изданий приобретают современную компьютерную технику и полиграфическое оборудование. Дальнейшее развитие СМИ с использованием ИКТ сдерживается недостатком квалифицированных кадров, низкой пропускной способностью существующих каналов связи, отсутствием единой перспективной программы действий.
8. В настоящее время 109 из 220 лечебно-профилактических учреждений (далее -ЛПУ) области оснащены вычислительной техникой; ряд ЛПУ, расположенных в городе Чите, и 10 из 28 центральных районных больниц имеют выход в Интернет и пользуются электронной почтой. Свыше 40 ЛПУ используют в своей работе многофункциональные программно-вычислительные комплексы мониторинга деятельности учреждения и взаимодействия с территориальным Фондом обязательного медицинского страхования и медицинскими страховыми компаниями. Комитетом здравоохранения Читинской области в текущем году утверждена "Концепция информатизации здравоохранения Читинской области на 2003-2008 гг. ", в 2003 году планируется открыть областной центр телемедицинских консультаций на базе Областного диагностического центра. Однако слабое развитие телекоммуникационных технологий в регионе, недостаточное оснащение лечебных учреждений вычислительной техникой и современным лицензионным программным обеспечением, низкая квалификация специалистов в области современных ИКТ существенно тормозят создание единой корпоративной медицинской сети, что отрицательно сказывается на оперативности взаимодействия между структурами здравоохранения, понижает качество управления субъектами отрасли и негативно влияет на качество медицинских услуг, оказываемых населению.
9. На учете в муниципальных органах социальной защиты, стационарных учреждениях, центрах социального обслуживания, центрах помощи семье и детям находится более 260 тыс.чел., из них более 56 тыс.чел. - инвалидов, 5,7 тыс.чел. - участников и инвалидов ВОВ, более 5 тыс.чел. - детей-инвалидов, 137 тыс.граждан, имеющих детей и получающих пособия. На оказание социальной помощи населению, оплату льгот в 2002 году было израсходовано более 72 млн.руб. В своей работе органы социальной защиты населения взаимодействуют с различными государственными и общественными организациями, проводят сверки с организациями, предоставляющими льготы, обмениваются данными с отделениями пенсионного фонда, налоговыми органами и органами МВД, образования, медицинскими учреждениями, банками. Совершенствование информационного обмена и учета данных по каждому конкретному человеку на основе использования современных ИКТ, оказание необходимой адресной помощи со стороны государства становится одной из первостепенных задач общества.
Мероприятия программы имеют социальную и гуманитарную направленность, предполагают комплексный и системный подход к решению проблем движения Читинской области к информационному обществу. Выполнение мероприятий через механизмы реализации с соответствующим ресурсным обеспечением позволит достичь основные цели и задачи программы по повышению жизненного уровня населения Читинской области, повысить эффективность функционирования экономики и государственного управления.