Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2003 года № 246-А/п


Об утверждении областной целевой программы
"Электронное Забайкалье (2004 - 2008 годы)"

_____________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 26 декабря 2006 года № 316-А/п
______________________________________________________________



_____________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
     постановлением Администрации Читинской области от 14 декабря 2004 года № 216-А/п

_____________________________________________________________________________

В соответствии со статьей 64 Устава -Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 № 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21. 03.2002 № 91 (в редакции постановления Администрации Читинской области от 15.10.2002 № 240-А/п), в целях повышения эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий, создания условий для развития институтов гражданского общества за счет информационного обеспечения населения Читинской области Администрация Читинской области

постановляет:     

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Электронное Забайкалье (2004 - 2008 годы)".

2. Комитету экономики Читинской области (Т.И.Майзлингер), Комитету по финансам Читинской области (Б.В.Аюшиев) при формировании областного бюджета на очередной финансовый год включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета с учетом его возможностей.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области В. В. Окунева.

4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

                         И. о. Главы Администрации (Губернатора)
                         С. Б. ТРОФИМОВ.

                    УТВЕРЖДЕНА
                    постановлением Администрации
                    Читинской области
                    4.08.2003 № 246-А/п

                    

                    ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                    "ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ (2004 - 2008 ГОДЫ)"
                    

(С изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 14 декабря 2004 года № 216-А/п)


                    ПАСПОРТ
                    областной целевой программы "Электронное Забайкалье (2004 - 2008 годы)"



Наименование программы - Областная целевая программа "Электронное Забайкалье (2004 - 2008 годы)" (далее -программа).

Дата принятия решения о разработке программы - Распоряжение Администрации Читинской области от 14.05.2002 №13-А/р "О разработке областной целевой программы "Электронное Забайкалье (2004 - 2008 годы)" (в редакции распоряжения Администрации Читинской области от 11.07.2003 № 576 А/р).

Дата утверждения программы - Постановление Администрации Читинской области от 04.08.2003 №246-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Электронное Забайкалье (2004 - 2008 годы)".

Заказчик программы - Управление транспорта, промышленности, дорожного хозяйства и связи Читинской области.

Основной разработчик программы - Управление транспорта, промышленности, дорожного хозяйства и связи Читинской области.

Цель и задачи программы - Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), создание условий для развития институтов гражданского общества за счет информационного обеспечения населения Читинской области.

Задачами программы являются:

- формирование нормативной правовой базы развития информационного общества;

- обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления как между собой, так и с организациями и населением на основе широкого использования ИКТ;

- содействие развитию современной телекоммуникационной инфраструктуры Читинской области, решению проблем «последней мили»;

- формирование информационных ресурсов и реализация принципов их открытости и доступности для населения Читинской области;

- содействие внедрению ИКТ в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения населения.

Сроки реализации программы - 2004-2008 годы.

Перечень основных направлений программы - Совершенствование нормативной правовой базы использования информационных технологий в Читинской области.

Развитие современной информационно-коммуникационной инфраструктуры Читинской области.

Информационное взаимодействие органов государственной власти и организаций Читинской области.

Создание информационного портала Читинской области.

Информационно - коммуникационное обеспечение органов государственной власти Читинской области.

Информатизация органов местного самоуправления.

Система обеспечения информационной безопасности.

Создание и развитие ИКТ в образовании и сфере организации молодежного досуга. Создание и развитие ИКТ в сфере культуры. Создание и развитие ИКТ в здравоохранении. Создание и развитие ИКТ в сфере социального обеспечения. Создание и развитие ИКТ в средствах массовой информации.

Исполнители основных мероприятий программы - Органы государственной власти Читинской области, органы местного самоуправления, организации, определяемые на основе ежегодно проводимого конкурса.

Объёмы и источники финансирования программы -

Источники

 

Финансовые затраты, тыс. руб.

финансирования

всего

в том числе по годам



2004

2005

2006

2007

2008

Федеральный бюджет

24960

4850

4575

4775

5150

5610

Областной бюджет

110695

22375

21015

21500

22180

23625

Местные бюджеты

32205

6135

6485

6570

6315

6700

Внебюджетные источники

7580

1435

1440

1470

1550

1685

Итого

175440

34795

33515

34315

35195

37620


Ожидаемые результаты реализации программы - Повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления на основе внедрения современных ИКТ, создание условий для развития институтов гражданского общества за счет информационного обеспечения населения Читинской области.

Система организации контроля за исполнением программы - Контроль за реализацией программы осуществляется Комитетом экономики Читинской области, первым заместителем Главы Администрации (Губернатора) Читинской области.

                         1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Развитие современного общества в настоящее время невозможно без дальнейшего широкого внедрения перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах деятельности человека. Принятие в 2002 году федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее - ФЦП) определяет государственную политику по основным направлениям использования ИКТ в обществе. Для выполнения программы необходимы скоординированные действия органов государственного управления всех уровней, структур гражданского общества и бизнеса.

Предлагаемая областная целевая программа разработана на основании распоряжения Администрации Читинской области от 14.05.2002 № 13-А/р, в соответствии с Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91, и является развитием ФЦП на региональном уровне.

Современное состояние ИКТ на территории Читинской области характеризуется следующими основными факторами:

1. Недостаточная нормативная правовая основа внедрения и использования ИКТ. Это касается вопросов принятия перспективных планов и программ информатизации (за исключение сферы образования, отрасли связи и создания автоматизированной системы земельного кадастра), информационного взаимодействия различных структур, обеспечения информационной безопасности, переподготовки и аттестации специалистов в области ИКТ и пр.

2. Наличие достаточно большого количества персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей, не связанных между собой даже в рамках одного ведомства, включая Администрацию Читинской области (14 локальных вычислительных сетей), что отрицательно сказывается на эффективности использования дорогостоящего оборудования, сроках и качестве принимаемых решений. Отсутствует единая система электронного документооборота как внутри-, так и межведомственного. Низка квалификация пользователей персональных компьютеров в части сетевого взаимодействия, подготовки документов (за исключением текстовых), электронной почты.

3. Значительные расходы на услуги междугородней телефонной, факсимильной и почтовой связи (10-12 млн.руб.в год только в Администрации Читинской области), слабое внедрение современных видов связи - спутниковой, сотовой (1 оператор, 10 тыс. абонентов), IP-телефонии, электронной почты.

4. Отдельные попытки внедрения систем информационной безопасности в компьютерных сетях носят нерегулярный, очаговый характер. Отсутствует единый региональный удостоверяющий центр по внедрению электронной цифровой подписи. Низок процент использования лицензионных программных продуктов, включая антивирусное программное обеспечение.

5. В результате выполнения программ "Компьютеризация сельских школ", "Компьютеризация городских и поселковых школ" в 2000-2002 годах в 274 из 593 (46%) образовательных школах области было установлено 2355 современных компьютеров, которые сгруппированы в 297 компьютерных классах. Обеспечено равномерное распределение вычислительной техники между городскими (71 учащийся на 1 компьютер) и сельскими школами (60 учащихся на 1 компьютер), что превышает плановые нормативы, установленные в ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)". Более 200 учителей ежегодно проходят курсы повышения квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе в вузах области и открытом в 2002 году Региональном центре Федерации Интернет образования. Тем не менее недостаточная квалификация специалистов по разработке, сопровождению, ремонту и техническому обслуживанию программных и технических средств ИКТ, необеспеченность доступа в глобальную информационную сеть, особенно в сельской местности, отсутствие специализированных учебных центров ведущих мировых и отечественных производителей, единой корпоративной образовательной сети тормозит дальнейшее развитие ИКТ и отрицательно сказывается на качестве обучения.

6. Количество пользователей Интернета, которые хотя бы раз за 2002 год пользовались Сетью, достигло 16, 5 тыс. человек, что составляет 1, 4% населения области (средний показатель по России - 6, 5%). Распределение пользователей на территории области крайне неравномерно и основное количество сосредоточено в г. Чите - 86%, г. Краснокаменске - 4%, п. Забайкальск - 3%. В муниципальных образованиях выход в Интернет осуществляется в основном через местные узлы телекоммуникаций Регионального филиала "Читателеком" ОАО "Сибирьтелеком", количество пользователей в среднем не превышает нескольких десятков единиц.

7. Общий разовый тираж 82 печатных изданий (только 4 из них представлены в Интернете для общего доступа) составляет около 400 тыс. экземпляров. Электронные средства массовой информации, кроме центральных телеканалов, представлены Читинским филиалом ГТРК, Агинской ГТРК, телеканалом «Альтес», 6 муниципальными телестудиями и 13 радиоредакциями. Не используются возможности проведения видеоконференций в реальном режиме времени при освещении деятельности органов власти, состояния и проблем общества и населения. Привлекая средства областного бюджета, редакции районных изданий приобретают современную компьютерную технику и полиграфическое оборудование. Дальнейшее развитие СМИ с использованием ИКТ сдерживается недостатком квалифицированных кадров, низкой пропускной способностью существующих каналов связи, отсутствием единой перспективной программы действий.

8. В настоящее время 109 из 220 лечебно-профилактических учреждений (далее -ЛПУ) области оснащены вычислительной техникой; ряд ЛПУ, расположенных в городе Чите, и 10 из 28 центральных районных больниц имеют выход в Интернет и пользуются электронной почтой. Свыше 40 ЛПУ используют в своей работе многофункциональные программно-вычислительные комплексы мониторинга деятельности учреждения и взаимодействия с территориальным Фондом обязательного медицинского страхования и медицинскими страховыми компаниями. Комитетом здравоохранения Читинской области в текущем году утверждена "Концепция информатизации здравоохранения Читинской области на 2003-2008 гг. ", в 2003 году планируется открыть областной центр телемедицинских консультаций на базе Областного диагностического центра. Однако слабое развитие телекоммуникационных технологий в регионе, недостаточное оснащение лечебных учреждений вычислительной техникой и современным лицензионным программным обеспечением, низкая квалификация специалистов в области современных ИКТ существенно тормозят создание единой корпоративной медицинской сети, что отрицательно сказывается на оперативности взаимодействия между структурами здравоохранения, понижает качество управления субъектами отрасли и негативно влияет на качество медицинских услуг, оказываемых населению.

9. На учете в муниципальных органах социальной защиты, стационарных учреждениях, центрах социального обслуживания, центрах помощи семье и детям находится более 260 тыс.чел., из них более 56 тыс.чел. - инвалидов, 5,7 тыс.чел. - участников и инвалидов ВОВ, более 5 тыс.чел. - детей-инвалидов, 137 тыс.граждан, имеющих детей и получающих пособия. На оказание социальной помощи населению, оплату льгот в 2002 году было израсходовано более 72 млн.руб. В своей работе органы социальной защиты населения взаимодействуют с различными государственными и общественными организациями, проводят сверки с организациями, предоставляющими льготы, обмениваются данными с отделениями пенсионного фонда, налоговыми органами и органами МВД, образования, медицинскими учреждениями, банками. Совершенствование информационного обмена и учета данных по каждому конкретному человеку на основе использования современных ИКТ, оказание необходимой адресной помощи со стороны государства становится одной из первостепенных задач общества.

Мероприятия программы имеют социальную и гуманитарную направленность, предполагают комплексный и системный подход к решению проблем движения Читинской области к информационному обществу. Выполнение мероприятий через механизмы реализации с соответствующим ресурсным обеспечением позволит достичь основные цели и задачи программы по повышению жизненного уровня населения Читинской области, повысить эффективность функционирования экономики и государственного управления.

                         

                         2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, создание условий для развития институтов гражданского общества за счет информационного обеспечения населения Читинской области.

Задачами программы являются:

формирование нормативной правовой базы развития информационного общества;

обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления как между собой, так и с организациями и населением на основе широкого использования ИКТ;

содействие развитию современной телекоммуникационной инфраструктуры Читинской области, решению проблем "последней мили";

формирование информационных ресурсов и реализация принципов их открытости и доступности для населения Читинской области;

содействие внедрению ИКТ в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения населения.

В соответствии с целями и задачами программы сформированы следующие основные взаимосвязанные направления, по которым распределены программные мероприятия:

1. Совершенствование нормативной правовой базы использования информационных технологий в Читинской области.

Целью мероприятий данного направления является создание эффективной нормативной правовой базы для широкого использования ИКТ в обществе и бизнесе, а также во взаимоотношениях государства с гражданами и организациями.

Выполнение мероприятий будет основываться на следующих принципах:

- обеспечение равных прав на доступ к открытым государственным и общественным информационным ресурсам, прав на защиту персональной информации, гласность и открытость разработки регулирующих норм с широким привлечением общественности к подготовке проектов нормативных актов и их обсуждению;

- обеспечение единства информационного пространства на территории России, ликвидация барьеров на пути распространения информации (межведомственных, межрегиональных и пр. );

- создание равных условий конкуренции и устранение монополизма на рынке инфокоммуникационных продуктов и технологий;

- разработка норм и правил подготовки и распространения электронных документов, установление равноправности электронных документов и документов на других носителях;

- применение систем информационной безопасности в сфере гражданско-правовых отношений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»