Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 24 июня 2003 № 206-А/п


Об утверждении областной целевой программы
"Развитие лесопромышленного комплекса
Читинской области на 2003-2007 годы"

__________________________________________________________
Утратило силу с 01 января 2007 года на основании постановления
Администрации Читинской области от 21 ноября 2006 года № 289-А/п
__________________________________________________________


В соответствии со статьей 64 Устава -Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 № 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области", Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 № 91 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 15.10.2002 № 240-А/п), в целях развития предприятий лесопромышленного комплекса Читинской области в 2003-2007 годы Администрация Читинской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие лесопромышленного комплекса Читинской области на 2003-2007 годы" (далее - Программа).

2. Комитету экономики Читинской области и Комитету по финансам Читинской области при формировании проектов областного бюджета на 2004-2007 годы включать Программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом  году, с учетом возможностей областного бюджета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по топливно-энергетическому комплексу и горнорудной промышленности В.М.Петухова.

4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.

     И.о. Главы Администрации (Губернатора)
     В.В.Окунев.

     

     
     Утверждена
     постановлением Администрации Читинской области
     24.06.2003 № 206-А/п

     

Областная целевая программа
"Развитие лесопромышленного комплекса Читинской области на 2003-2007 годы"



ПАСПОРТ

     областной целевой программы

     "Развитие лесопромышленного комплекса Читинской области на 2003-2007 годы"


Наименование Программы - Областная целевая программа "Развитие лесопромышленного комплекса Читинской области на 2003-2007 годы" (далее - Программа).

Дата принятия решения о разработке Программы - Постановление Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 24.12.2001 № 713 "О разработке областной целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Читинской области на 2003-2007 годы" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 17.09.2002 № 190-А/п).

Дата утверждения Программы - Постановление Администрации Читинской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Читинской области на 2003-2007 годы" от 24.06.2003 № 206-А/п.

Заказчик Программы - Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области.

Основной разработчик Программы - Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области.

Цели и задачи Программы - Цель Программы: создание условий, обеспечивающих наиболее перспективным лесозаготовительным и перерабатывающим предприятиям Читинской области выход на более высокий уровень развития, с увеличением объемов производства промышленной продукции, высокой степенью глубины переработки древесины, улучшение финансового состояния предприятий, создание новых рабочих мест в лесных поселках области и воспроизводство лесов как источника древесины в будущем.

Задачи Программы:

- развитие ряда наиболее перспективных предприятий лесопромышленного производства для удовлетворения потребности в лесопродукции народного хозяйства и населения, повышения экспортного потенциала области;

- снижение доли "круглых" (необработанных) лесоматериалов в экспортных поставках и в перспективе полное прекращение их экспорта;

- сокращение теневого сектора в лесопользовании;

- сохранение покрытой площади лесов.

Сроки и этапы реализации Программы - 2003-2007 годы.

Перечень основных мероприятий Программы - Развитие лесозаготовительного, деревообрабатывающего и мебельного производства, кадровые и прочие мероприятия.

Исполнители основных мероприятий Программы - ООО "Забайкальская лесная компания", ООО "ТранслесЧикой", ОАО "Карымская лесопромышленная компания", ЗАО "Трансснаб", ОАО "ЧМДК Даурия", ООО "Кудея", МУП "Харагунлес", МУП "Красночикойский леспромхоз", МУП "Газимур", ЧП "Токмаков", Читинский государственный технический университет, профессиональное училище № 19 в п.Баляга Петровск-Забайкальского района, Управление топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Читинской области, организации на конкурсной основе.

Объемы и источники финансирования Программы - Финансовое обеспечение для реализации Программы в 2003-2007 составляет:

всего - 233653,3 тыс. руб., в том числе:

из областного бюджета (в тыс. руб.):

2003 г. - -

2004 г. -15505,0

2005 г. - 14117,0

2006 г. - 8160,0

2007 г. - 7810,0

из местных бюджетов (в тыс. руб.):

2003 г. -1720,0

2004 г. - 10759,0

2005 г. - 8787,0

2006 г. - 6330,0

2007 г. - 5530,0

из внебюджетных источников (собственные средства предприятий) (в тыс. руб.):

2003 г.- 42721,9

2004 г. - 45749,6

2005 г. - 32983,8

2006 г. -18690,0

2007 г.-14790,0

Мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.

Ожидаемые результаты реализации Программы. Выполнение Программы позволит создать условия для дальнейшего развития предприятий лесопромышленного комплекса области, позволит выйти на объемы производства в 2003-2007 гг. в соответствии с прогнозными показателями, заложенными в Программу социально-экономического развития Читинской области на 2003-2005 годы.

Система организации контроля за исполнением Программы. Контроль за ходом исполнения мероприятий Программы осуществляют Комитет экономики Читинской области и заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам в установленном порядке.

     1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

     ее решения программными методами


Лесопромышленный комплекс Читинской области до начала реформ в стране имел важное значение для экономики региона и обеспечивал жизнедеятельность значительного количества поселений на территории области, где лесная отрасль играет первостепенную роль в занятости населения. При расчетной лесосеке более 13,5 млн. куб.м объем лесозаготовок превышал 6,0 млн. куб.м, при численности работающих свыше 14 тыс.человек.

В настоящее время лесопромышленный комплекс потерял свое прежнее значение, объемы производства упали в несколько раз и составили в 2002 году 1,78 млн. куб.м деловой древесины и 0,87 млн. куб.м по выпуску пиломатериалов (по факту выписанных лесорубочных билетов и объемов вывезенной за пределы области древесины).

Полностью прекращено производство жилых домов заводского изготовления, технологической щепы, клеенных деревянных конструкций, а также столярных и погонажных изделий. Наибольшее сокращение объемов производства имело место на предприятиях бывшего Минлеспрома СССР, которые фактически прекратили существование за годы реформ. Ликвидированы Оленгуйский, Ингодинский, Катангарский лесокомбинаты, Газимуро-Заводский, Зиловский, Красночикойский, Семиозерный, Хилокский и Читинский леспромхозы.

Сейчас лесопромышленный комплекс области представлен рядом мелких разрозненных лесозаготовительных организаций с частной формой собственности и небольшими объемами производства. Организации имеют морально устаревшее и физически изношенное технологическое оборудование, малочисленный персонал и не могут, в соответствии с требованиями рынка, резко увеличивать объемы производства или изменять номенклатуру выпускаемых изделий с более углубленной переработкой.

Существующее состояние отрасли, ее слабость и неспособность к быстрой ориентации в условиях рыночных отношений являются основными проблемами развития этой важной составляющей экономики области.

Однако следует отметить, что в 1999-2002 годы на предприятиях лесопромышленного комплекса отмечался рост объемов производства и расширение номенклатуры выпускаемых изделий, что видно из основных показателей работы лесной и деревообрабатывающей промышленности (таблица 1).

Несмотря на успешное развитие некоторых организаций лесопромышленного комплекса и прирост объемов производства за последние годы, внутренние резервы отрасли исчерпаны и поэтому в скором времени следует ожидать снижения темпов развития производства. Кроме того, экономическое состояние отрасли не улучшается, а отсутствие механизмов государственной поддержки, как на федеральном, так и на областном уровне, усугубляет существующее положение дел и требует срочного принятия кардинальных мер.

          Таблица 1

     
Развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности

Читинской области за 1999-2002 годы и прогноз развития отрасли

до 2005 года (на основании данных Читинского областного

Комитета государственной статистики без учета показателей

работы физических лиц)


Основные показатели

Единицы измерения

1999 г. (отчет)

2000 г. (отчет)

2001 г. (отчет)

2002 г. (отчет)

2003 г. (оценка)

2004 г. (прогноз)

2005 г.
(прогноз)

Выпуск промышленной продукции в действующих ценах -всего по отрасли

млн. руб.

99,3

174,7

255,9

370,9

468,8

537,7

609,9

в сопоставимых ценах

в %к прошлому году

103,9

106,8

108,4

118,6

111,6

107,2

106,0

в том
числе:
продукция лесозаготовки

млн.руб. в % к прошлому году




*




102,0




91,8




108,6

продукция деревообработки

мпн.руб. в % к прошлому году




*




94,9




127,1




127,2

Вывозка древесины

тыс. куб.м
в % к прошлому году

295 111,7

335 113,6

448,5 135,9

486,9 108,6

520,0 106,7

560,0 107,7

600,0 107,1

Производство деловой древесины

тыс.куб.м
в % к прошлому паду

300,9 114

328,6 109,2

343,7 104,6

275,1 80,0

300,0 109,0

330,0 110,0

350,0 106,1

Производство Пиломатериалов

тыс.куб.м
в % к прошлому году

110,2 97,3

92,5 83,9

67,3 72,8

86,0 127,8

90,0 104,6

93,0 103,3

95,0 102,1

Производство шпал Деревянных для железных дорог

тыс.штук
в % к прошлому году

42
89,4

63
150

57,2 90,8

71,5 124,3

58
105,4

60
103,4

62
103,3

Производство мебели

млн.руб.
в % к прошлому году

7,6
104

10,1 113,6

22,0 168,4

34,0 128,0


     * Статистические данные отсутствуют.     

      Анализ причин неудовлетворительного состояния организаций комплекса необходимо начать с потери рынков сбыта продукции:

- внутреннего - из-за снижения объемов потребления древесины в капитальном строительстве, горнорудном производстве, деревообработке, а также снижения выпуска промышленной продукции предприятиями, использующими лесоматериалы;

- внешнего - из-за отсутствия четкой государственной политики в вопросах регулирования экспорта лесоматериалов.

По указанной причине в экспорте лесоматериалов отсутствует согласованная ценовая политика лесоторговцев, происходит существенное снижение стоимости

лесопродукции. Цена на экспортный пиловочник начиная с 1995 года снизилась по КНР

на 930 рублей и составила по результатам 2000 года 1490,0 руб. за один куб.м, по результатам 2001 года - 1390,0 и по результатам 2002 года - 1350 руб. за один куб.м.

Указанные цены реализации пиловочника не покрывают затрат на его производство и в целом его экспорт в КНР для лесопромышленных предприятий является убыточным. В то же время предприятия, в силу недостаточности своего развития, не готовы и не могут выставить на внешний рынок продукцию более глубокой переработки и с высокой добавочной стоимостью.

Следует отметить, что мировые цены на пиловочник и пиломатериалы, продукцию глубокой механической переработки древесины имеют устойчивую тенденцию к росту, с учетом естественных колебаний.

Серьезной причиной падения объемов производства на лесопромышленных предприятиях является постоянный недостаток собственных оборотных средств в необходимых размерах, что явилось следствием не только инфляции и обремененности социально-культурными объектами, но и разрыва технологических и хозяйственных связей.

Морально устаревшее и физически изношенное технологическое оборудование, используемое на предприятиях отрасли, также является одной из причин падения объемов производства. Проблема его замены для большинства предприятий отрасли является практически неразрешимым вопросом.

В настоящее время в области работает около 100 малых и средних лесозаготовительных предприятий, и только некоторые имеют закрепленные лесосырьевые базы с расчетным объемом заготовки свыше 50 тыс. куб.м в год, большинство предприятий работают по рубкам краткосрочного пользования и по договорам с лесхозами в части рубок промежуточного пользования.

Отказ от аренды лесофонда предприятиями вызван малым сроком выхода на освоение расчетной лесосеки, высокой стоимостью оплаты сопутствующих услуг. В итоге плата за древесину на корню повышается в несколько раз по сравнению с минимальными ставками. Совершенно очевидно, что предприятия, имеющие отрицательные результаты по балансу и превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью в несколько раз, вынуждены отказываться от аренды. Это не позволяет планировать работу предприятия, своевременно строить лесовозные дороги, создавать технологические запасы древесины и т.д. А с учетом высоких транспортных тарифов и стоимости энергетических ресурсов, рентабельность такой работы предприятий становится отрицательной.

На результаты работы предприятий лесопромышленного комплекса влияет и несовершенство законодательной базы в области взаимоотношений органов лесного хозяйства и предприятий лесной промышленности. Урегулирование вопросов в данной сфере даст возможность навести порядок в лесопользовании и стабилизировать работу предприятий, а, главное, обеспечить их поддержку со стороны бюджетов всех уровней.

Неспособность ряда руководителей предприятий работать в рыночных условиях хозяйствования делает крайне неэффективной систему управления производством. Низкая ответственность перед акционерами и несоблюдение их прав, несовершенная система смены неэффективного собственника или управляющего тормозит стабилизацию работы лесопромышленного комплекса и выход его из затянувшегося кризисного состояния. Низкий потенциал управленческого состава, отсутствие трудовой мотивации работников, падение престижа рабочих и инженерно-технических профессий при оттоке квалифицированных кадров из отрасли также являются причинами неудовлетворительного положения отрасли.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»