РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Социальная поддержка
инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы"
Принят
Читинской областной Думой
28 марта 2001 года
________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Читинской области № 409-ЗЧО от 23 октября 2002 года
________________________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы".
Статья 2.
Администрации области для реализации областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы" предусматривает средства при разработке проектов областного бюджета на 2002-2003 годы.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Читинской областной Думы
А.Ф.Эпов
г. Чита
28 марта 2001 года
282-ЗЧО
Областная целевая программа
"Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы"
Наименование программы | Областная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы" (далее - программа) | |||
Дата и номер решения о разработке программы
| Постановление главы Администрации Читинской области "О разработке областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы" от 04.12.2000 №763. | |||
Дата утверждения программы | Утверждена законом Читинской области "Об областной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы" от 28.03.2001 № 282-340. | |||
Государственный заказчик программы | Комитет социального обеспечения Администрации Читинской области. | |||
Основной разработчик программы | Комитет социального обеспечения Администрации Читинской области | |||
Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Цель: услуг инвалидам: совершенствование системы профессионального отбора и профессионального образования, особенно среди детей - инвалидов; организация культурно-массовых мероприятий для проведения социально-средовой и социально-бытовой реабилитации; создание инвалидам условий для занятий физической культурой, спортом и туризмом; комплексное решение проблем занятости инвалидов; обеспечение системы раннего выявления отклонения в развитии детей для проведения своевременной коррекции, мобилизации и адаптации ребенка; создание единой системы учета детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях различных ведомств; совершенствование форм социальной адаптации детей, находящихся в стационарных учреждениях; развитие системы постинтернатной интеграции подростков в общество; снижение уровня инвалидности; контроль за исполнением требований доступности инвалидам объектов социальной инфраструктуры. Важнейшие целевые показатели: | |||
Сроки реализации программы | 2001-2003 годы | |||
Перечень основных мероприятии | 1. Совершенствование нормативно - правовой базы реабилитации инвалидов. | |||
Исполнители основных мероприятий программы | Комитет социального обеспечения Администрации Читинской области (КСО); Государственное учреждение медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Читинской области Комитет культуры Администрации Читинской области; Центр социально-психологической помощи семье и детям "Доверие" (ЦПС и Д); | |||
Объемы и источники финансирования
|
|
Источники | Объемы финансирования |
| Всего (тыс. руб.) | ||||||
| 2001год | 2002 год | 2003 год |
| |||||
Федеральный бюджет | 11467,1 | 12129,0 | 13129,0 | 36725,1 | |||||
Областной бюджет | 5131.0 | 6209,0 | 3979,0 | 15319,0 | |||||
Муниципальные бюджеты | 370.0 | 520,0 | 320.0 | 1210,0 | |||||
Внебюджетные источники | 800,0 | 800,0 | 900,0 | 2500,0 | |||||
Итого: | 17768,1 | 19658,0 | 18328,0 | 55754,1 |
Ожидаемые конечные результаты | Повышение уровня и качества жизни инвалидов; создание в области оптимальной сети реабилитационных учреждений для инвалидов, укрепление их кадрового потенциала и материально-технической базы; повышение эффективности деятельности существующих реабилитационных учреждений, предприятий реабилитационной индустрии; совершенствование информационного обеспечения для решения проблем инвалидов; | |||
Организация контроля за исполнением программы
| Управление и контроль за сроками выполнения мероприятий программы обеспечивается Комитетом социального обеспечения Администрации Читинской области, межведомственной комиссией по реабилитации инвалидов, созданной при отделе по социальным вопросам Администрации Читинской области для взаимодействия |
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
В Читинской области, как и по России в целом, за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1997 года число инвалидов, получавших пенсию по инвалидности в органах социальной защиты населения, составляло 41,7 тыс. человек, то уже на 1 января 1999 года — 50,2 тыс. человек.
На протяжении последних лет наблюдается увеличение числа инвалидов трудоспособного возраста с 16,5 тыс. человек в 1998 году до 19,6 тыс. человек в 1999 году, в том числе детей-инвалидов. В 1999 году впервые признаны инвалидами 8796 человек, причем более 74 % из них составили инвалиды I и II групп. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне и не превышают 2,8 % в
1999 году против 3,6 % в 1998 году при повторном освидетельствовании. Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом.
Также в последние годы идет увеличение инвалидности среди детей и подростков с 4872 человек в 1997 году до 5918 человек - в
2000 году. Основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются: ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости беременных, а также низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, не позволяющий проводить своевременную диагностику наследственных заболеваний.
По данным педиатрического бюро медико-социальной экспертизы с 1997 по 1999 годы отмечается неуклонный рост инвалидности за счет психоневрологической патологии — на 7,3 %, врожденных аномалий развития — на 3,1 %, рост детского травматизма — на 0,9 %. Неблагоприятная динамика прослеживается в уровнях первичной инвалидности.
В структуре нервно-психических заболеваний дети-инвалиды с умственной отсталостью различной этиологии составляют 50,8 %, с детским церебральным параличом — 24 %, эпилепсией — 11,7 %, перинатальным поражением центральной нервной системы — 7 %, нарушением поведения—3,2 %, другими заболеваниями нервной системы — 3 %, шизофренией — 0,34 %.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно полную компенсацию ограничения жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Строится областное протезно-ортопедическое предприятие, где можно будет разместить новое технологическое оборудование, отвечающее современным требованиям.
Остается низким уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности.
Недостаточно активно осуществляется медико-социальная реабилитация инвалидов в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях области, что обусловливает создание при этих учреждениях центров (отделений) по реабилитации инвалидов.
В 1998 году в области завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. На 1 января 2000 года в области функционируют 13 бюро медико-социальной экспертизы, в том числе Главное бюро медико-социальной экспертизы, 5 специализированных бюро медико-социальной экспертизы, 5 межрайонных бюро медико-социальной экспертизы. Однако практика показывает, что учреждений медико-социальной экспертизы недостаточно, так как из года в год идет увеличение числа освидетельствованных. По предварительным расчетам с учетом потребности области дополнительно нужно организовать одно межрайонное бюро медико-социальной экспертизы и одно специализированное бюро медико-социальной экспертизы.
В настоящее время на службу медико-социальной экспертизы возложено и решение новых задач: определение потребности инвалида в различных видах социальной защиты, разработка индивидуальных . программ реабилитации инвалида. Для решения этих задач необходимо совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Для формирования данных государственной системы учета инвалидов, изучения состояния динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих, необходима полная компьютеризация служб медико-социальной экспертизы и замена устаревшего диагностического оборудования. На данный момент служба медико-социальной экспертизы имеет только четыре компьютера.
В области продолжается формирование сети учреждений государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время действует несколько реабилитационных учреждений для взрослых и для детей, одно предприятие по протезированию, но этого недостаточно. Необходимо открыть центры реабилитации для инвалидов с ограниченными возможностями в городах Чита, Краснокаменск, Петровск-Забайкальский.
Обострились проблемы профессиональной подготовки и трудового устройства лиц с ограниченными возможностями, особенно в молодом возрасте.
Частично эта проблема решается через Управление профессионального начального образования, с которым подписано Соглашение о подготовке специальных групп инвалидов по рабочим специальностям в обычных учебных заведениях.
Медленно решаются вопросы внедрения в систему профессионального образования инвалидов программ реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), новых подходов к осуществлению профессиональной ориентации и трудовой адаптации инвалидов.
По вопросам трудовой реабилитации подписано Соглашение с департаментом государственной службы занятости населения Читинской области о единой форме профессиональной программы реабилитации инвалидов, которое служит основанием для признания инвалида безработным.
По данным службы занятости за 1999 год по вопросам трудоустройства обратилось 369 инвалидов, из них признаны безработными
301 инвалид, трудоустроено— 114. Прошли профессиональное обучение по направлению службы занятости 24 человека. Для более эффективного трудоустройства необходимо принять ряд нормативных актов на уровне области в части квотирования рабочих мест и создания рабочих мест для инвалидов.
До настоящего времени в области не создана единая система медико-социальной реабилитации, не разработаны методологические подходы к ее проведению, что не позволяет обеспечить непрерывность и этапность реабилитационного процесса, снижает его эффективность.
Практическая реализация мероприятий по социальной поддержке инвалидов Читинской области возможна только при государственной поддержке в рамках областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Читинской области на 2001-2003 годы".
Основными целями программы являются создание доступной сферы жизнедеятельности для инвалидов и развитие сети реабилитационных учреждений Читинской области.
Для достижения основных целей программы требуется решение следующих задач:
— развитие нормативно-правовой базы реабилитации инвалидов Читинской области;
—формирование сети реабилитационных учреждений и предоставление социальных и бытовых услуг инвалидам;
— проведение всеобъемлющего комплекса реабилитационных мероприятий в лечебно-профилактических, реабилитационных учреждениях;
— совершенствование системы профессионального отбора и профессионального образования, особенно среди детей-инвалидов;
—организация культурно-массовых мероприятий для проведения социально-средовой и социально-бытовой реабилитации;
—контроль за исполнением требований доступности инвалидам объектов социальной инфраструктуры;
—создание инвалидам условий для занятий физической культурой, спортом и туризмом;
— комплексное решение проблем занятости инвалидов;
—обеспечение системы раннего выявления отклонений в развитии детей для проведения своевременной коррекции, мобилизации и адаптации ребенка;
— создание единой системы учета детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях различных ведомств;
— совершенствование форм социальной адаптации детей, находящихся в стационарных учреждениях;
— развитие системы постинтернатной интеграции подростков в общество;
— снижение уровня инвалидности;
—контроль за исполнением требований доступности инвалидам объектов социальной инфраструктуры. Сроки реализации программы — 2001-2003 годы.
Финансирование программы осуществляется из средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников в следующих объемах (тыс. руб.):
федеральный бюджет — 36725, 1
областной бюджет— 15319, 0
муниципальные бюджеты — 1210, 0
внебюджетные источники — 2500, 0
Итого: — 55754, 1
К участию в реализации программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, государственные и общественные организации, научные учреждения.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Комитетом социального обеспечения Администрации области со всеми исполнителями программных мероприятий, а также программ и планов, утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований.
Комитет социального обеспечения Администрации области, с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации и исполнителей основных мероприятий программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: