Действующий

О программе социально-экономического развития Читинской области на 2000-2002 годы

2.3. Развитие транспорта и связи.


          Экономические трудности  в  России в целом,  в том числе и в регионе, сократили возможности для функционирования  транспортной отрасли, финансовые   и  объемные  показатели  которой  ухудшились вследствие снижения спроса на транспортные услуги,  роста цен  на топливо, инфляции  и неизбежных проблем в связи со сдерживанием и ограничением тарифов.

          Тем не  менее, транспортные предприятия и организации области в полном объеме обеспечивают выполнение предъявленных объемов перевозок грузов и определенную стабилизацию по транспортному обслуживанию населения пассажирскими перевозками.

          Большая часть  грузовых перевозок на территории области осуществляется железнодорожным транспортом.  Преобладающими являются транзитные перевозки (92 процента от общего объема грузоперевозок).

          1999 год стал переломным в работе Забайкальской железной дороги. Объем грузооборота в целом по дороге увеличился на 52,5 процента по сравнению с 1998 годом, что позволило улучшить финансовое состояние ГУП "Забайкальская железная дорога" и, соответственно, увеличить отчисления в бюджет области.

В рамках Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта намечены мероприятия по реструктуризации линейных предприятий, отделений железных дорог, с внедрением методов диспетчеризации, оптимального  управления и современных  информационных технологий. Совместно с Министерство путей сообщения Российской Федерации разрабатываются основные направления жилищной политики.

С учетом реализации данных мероприятий и ожидаемого роста промышленного производства прогнозируется рост объемов грузоперевозок железнодорожным транспортом в 2002 году на 3 процента по сравнению с уровнем 1999 года.

Последствия экономического кризиса негативно  отразились  на работе воздушного транспорта. Результатом стало значительное сокращение объемов пассажиро- и грузоперевозок.  Особенно страдают от этого северные районы области, к которым нет других видов доступа, кроме авиации.

          Для того  чтобы помочь адаптации транспортной отрасли в условиях рыночной экономики,  необходимо  оказание  государственной  финансовой поддержки.  Исходя из реальных возможностей  областного  бюджета,  важное социальное значение имеет финансовая поддержка пассажирских авиаперевозок на северных авиалиниях.

Авиаперевозками на  местных воздушных линиях,  в том числе в районы Крайнего Севера Читинской области, а также выполнением заявок Центра медицины катастроф по обеспечению  полетов  санитарной  авиации занимается ОАО "Авиакомпания "Даурия",  которая была создана в 1998 году (постановление Главы Администрации области от 14 июля 1998 года №582). В областной собственности находится 51 процент уставного капитала.

Потребность в авиауслугах в области высока. Это - работы, связанные с  тушением лесных пожаров,  выполнение санитарных заданий, авиационные химические работы для нужд сельского хозяйства  и  выполнение пассажиро- и грузоперевозок в северные районы области.

Изначально авиаперевозки на северных авиалиниях были определены как дотационные. В Законе Читинской области "Об  областном  бюджете  на  2000 год" в разделе "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика" предусмотрено 3,2 млн. рублей на частичное возмещение убытков от пассажирских  перевозок на местных северных авиалиниях,  при расчетной потребности - 9,6 млн. рублей. При оказании финансовой поддержки в полном объеме появилась бы возможность  увеличить  количество рейсов в пос. Чару до трех в неделю (сейчас возможен  лишь один рейс), в Тунгокоченский  район до 60 рейсов в год (в настоящий момент запланировано 12 рейсов).

Проблематичным остается обеспечение населения труднодоступных северных районов области,  не имеющих постоянного автомобильного сообщения, услугами почтовой связи.

Так как  при  формировании областного бюджета на текущий год не были включены расходы на поддержку предприятий почтовой связи, находящихся в Каларском, Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах области,  то необходимо в целях обеспечения населения труднодоступных северных  районов  области  услугами почтовой связи в 2001-2002 годах предусмотреть в Законе Читинской области "Об  областном бюджете" финансовую поддержку в 0,6 млн. рублей ежегодно.

В течение последних пяти лет прослеживалась тенденция спада объемов услуг, оказываемых автомобильным транспортом всего, в том числе автотранспортом общего пользования.

Но по итогам за 1999 год  объемы перевозок грузов возросли и составили 104,5 процента к уровню 1998 года за счет роста объемов грузоперевозок автомобильным транспортом предприятий промышленности, занимающих в структуре перевозок грузов 81,9 процента. Сохранение тенденции роста промышленного производства позволит увеличить объемы перевозок грузов автомобильным транспортом к 2002 году на 3,8 процента по сравнению с уровнем 1999 года.  

В настоящее время обострились проблемы, связанные с общественным автомобильным пассажирским транспортом. Из-за отсутствия финансовых средств не обновляется парк подвижного состава автопредприятий, падает уровень его технического состояния. Это отражается особенно остро на организации междугородних автомобильных перевозок. В ряде районов области маршруты вообще ликвидированы.

Остается нерешенным вопрос с компенсацией затрат по обслуживанию пассажиров, льготы которым устанавливаются на федеральном уровне.

Появилась необходимость осуществления государственного регулирования автотранспортной деятельности. Это связано и со специфическими отраслевыми особенностями, и произошедшими значительными преобразованиями в автотранспортном комплексе из-за существенного увеличения числа хозяйствующих субъектов различных форм собственности на рынке автотранспортных услуг.

Поэтому, с целью решения указанных проблем, прежде всего необходимо ускорить разработку и принятие Федерального закона "Об автотранспортной деятельности",  внести изменения и дополнения в законодательные акты в части сокращения количества категорий граждан, которым предоставлено право льготного проезда на пассажирском автомобильном транспорте, с сохранением льгот по оплате проезда только социальнонезащищенным категориям граждан.

На областном уровне необходимо принятие закона "Об автомобильном пассажирском транспорте общего пользования в Читинской области", проект которого внесен на рассмотрение областной Думы.

Развитие средств связи является одним из направлений хозяйственной и социальной инфраструктуры региона.

В настоящее время обеспеченность городского населения домашними телефонными аппаратами сети общего пользования в расчете  на 100 семей составляет 32 телефона, сельского - 15 телефонов.

Политика демонополизации услуг связи, расширение рынка услуг обуславливают необходимость  поддержки  со  стороны Администрации области альтернативных операторов связи,  которым является ОАО  "Локтелеком".

В 2000-2001 годах ими планируется увеличение количества абонентов до 3000,  предполагается начать строительство новых соединительных линий,  что позволит расширить сферу услуг электросвязи населению области.

            В 2000 году планируется подключить 1500  новых  абонентов  и освоить новые  районы для телефонизации (Каштак,  пос. Ясный,  Сухая падь, Аэропорт ДОСААФ).

В настоящее время,  учитывая обстоятельства августа 1998 года, ОАО "Локтелеком" находится в сложном положении по выполнению непогашенных   обязательств  перед фирмой ALKATEL за поставленное оборудование.

Принимая во внимание эти обстоятельства,  а также учитывая социальную значимость проекта телефонизации,  осуществляемого ОАО "Локтелеком", необходимо  рассмотреть возможность оказания поддержки данному предприятию на период расчета с поставщиком  оборудования на 2000-2002 годы.