РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе "Развитие социального
обслуживания семьи и детей на 2000-2003 годы"
(с изменениями на 23 октября 2002 года)
Принят
Читинской областной Думой
20 декабря 2000 года.
_________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Читинской области от 23 октября 2002 года № 408-ЗЧО
________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие социального обслуживания семьи и детей на 2000-2003 годы".
Статья 2.
Администрации области предусматривать средства для реализации областной программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей на 2000-2003 годы" при разработке проектов областного бюджета на 2001 и последующие годы.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областной
А.Ф. Эпов
г. Чита
23 октября 2002 года
№ 250-ЗЧО
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие социального
обслуживания семьи и детей на 2000-2003 годы"
(с изменениями на 23 октября 2002 года)
Наименование программы | - Областная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 2000-2003 годы". | |||
Дата и номер решения о разработке программы | - Постановление Главы Администрации Читинской области "О разработке областной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей на 2000-2003 годы" от 10.08.2000 № 600. | |||
Дата утверждения программы | - Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей на 2000-2003 годы" от 20.12.2000 № 250-ЗЧО | |||
Государственный заказчик программы | - Комитет социального обеспечения и поддержки населения Администрации Читинской области. | |||
Основной разработчик программы | - Комитет социального обеспечения и поддержки населения Администрации Читинской области. | |||
Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Цель: создание оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей , деятельность которых направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление семьи. | |||
- развитие нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей; | ||||
- внедрение государственных стандартов социального обслуживания; | ||||
- реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей , реабилитация инвалидов; | ||||
- научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, реабилитация инвалидов; | ||||
- совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей. | ||||
Важнейшие целевые показатели: | ||||
- создание условий для адаптации семей и детей в случае инвалидности, резкого снижения доходов; | ||||
-развитие существующих и создание дополнительных учреждений и служб социальной помощи различного профиля: адаптационных, реабилитационных, медико-социальных, социально-психологических, физкультурно-оздоровительных, досуговых, воспитательно- педагоги- ческих и т.п.; | ||||
- оказание социальной помощи населению: - создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности; - совершенствование управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей. | ||||
Сроки реализации программы | 2000-2003 годы. | |||
Перечень основных мероприятий | 1. Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания семьи и детей. 2. Организация учреждений социального обслуживания семьи и детей и укрепление их материально-технической базы. 3. Оказание адресной помощи семьям с детьми. 4. Разработка научно-методических основ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. 5. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей. | |||
Исполнители основных мероприятий программы | - Комитет социального обеспечения и поддержки населения Администрации Читинской области (КСО и ПН); | |||
- Комитет общего профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области (КОПОН и МП): - Комитет культуры Администрации Читинской области; - Администрации муниципальных образований: - Областной социальный приют для взрослых; - Центр социально-психологической помощи семье и детям "Доверие"; - Областной (региональный) Комитет Всероссийского общества "Красный Крест". |
Объемы и источники | Источники | Объемы финансирования (тыс. руб.) 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. | Всего (тыс. руб.) | ||||||
| Федеральный бюджет | 7800.0 | 24084.0 | 35231.0 | 17445.0 | S4560.0 | |||
| Областной бюджет | 4068.0 | 9591.0 | 6212.0 | 2164.0 | 22035.0 | |||
| Муниципальные бюджеты | 480.0 | 480.0 | 2040.0 | 1920.0 | 4920.0 | |||
| Внебюджетные источники (гуманитарная помощь) | 240.0 | 240.0 | 500.0 | 520.0 | 1500.0 | |||
| Итого: | 12588.0 | 34395.0 | 43983.0 | 22049.0 | 113015.0 |
Ожидаемые конечные результаты | - Улучшение охраны здоровья детей; | |||
- создание в области оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их кадрового потенциала и материально-технической базы; | ||||
- формирование предпосылок для повышения эффективности деятельности социальных служб, усиление их роли в решении актуальных проблем семьи и детства, укрепление стабильности и социального здоровья семьи. | ||||
Организация контроля за исполнением программы | - Управление программой обеспечивается отделом семьи, материнства и детства Комитета социального обеспечения и поддержки населения Администрации Читинской области, на который возлагается исполнение функций дирекции программы. | |||
При заместителе Главы Администрации Читинской области создается межведомственная комиссия по вопросам семьи, женщин и детей, которая осуществляет согласование и консультации по технико-экономическим обоснованиям программы, контроль за ходом ее реализации, оценивает результативность и эффективность программных мероприятий. | ||||
Комитет социального обеспечения и поддержки населения Администрации Читинской области как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей. |
(с изменениями на 23 октября 2002 года)
Сложившаяся в последнее время напряженная ситуация, связанная с ростом социального сиротства, развивается на фоне неблагоприятной социально-экономической обстановки.
Научные факты бесспорно доказывают невозможность полноценного развития детей, оставшихся без попечения родителей. В условиях социальной изоляции от родителей и лиц, их заменяющих, разрушается естественный процесс развития ребенка. От сиротства, особенно раннего, страдают не только дети, но и все общество.
Пережив трагедию отторгнутого ребенка, не имея жилья и работы, выпускники детских домов нередко склонны к девиантному поведению.
В Читинской области в особо сложных условиях оказались многодетные, неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами. Значительно возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, растет в семье насилие по отношению к женщинам и детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие тысяч детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психологическом и нравственном здоровье.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в области создаются учреждения нового типа, оказывающие услуги семье, женщинам и детям: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социально-психологической помощи, женские кризисные отделения, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями. По состоянию на 01.08.2002 в области действует 26 учреждений социального обслуживания семьи и детей, из них: 13 центров социальной помощи семье и детям, 9 социально- реабилитационных центров для несовершеннолетних, 2 социальных приюта для детей и подростков, дом-интернат для умственно отсталых детей, областной реабилитационный центр, для детей с ограниченными возможностями "Шиванда"
__________________________________________________
Старая редакция второго предложения настоящего абзаца.
По состоянию на 01.07.2000 в области действует 14 учреждений социального обслуживания семьи и детей, из них: 9 муниципальных центров социальной помощи семье и детям, 1 центр социально-психологической помощи семье и детям "Доверие", 2 социальных приюта для детей и подростков, 1 дом-интернат для умственно отсталых детей, 1 областной реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Шиванда".
__________________________________________________
Однако реальная потребность в таких учреждениях значительно выше. Созданные учреждения удовлетворяют запросам в социальных услугах не более 10% нуждающихся категорий семей и детей.
Дальнейшее развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным кадровым обеспечением, слабостью материально-технической базы, дефицитом средств на их оснащение, приобретение автотранспорта и оборудования.
Целью областной программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей на 2000-2003 годы" является создание оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, деятельность которых направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление семьи.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
- развитие нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей;
- внедрение государственных стандартов социального обслуживания;
- реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей, реабилитация инвалидов;
- научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;
- совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Для реализации отдельных пунктов настоящей программы необходимо осуществить разработку дополнительных нормативных актов и документов:
- положений о вновь создающихся учреждениях по оказанию социальной помощи, штатного расписания и сметы расходов на их содержание;
- договоров о сотрудничестве и т.п.
Сроки реализации программы - 2000-2003 годы.
Источником финансирования программы являются средства федерального, областного, муниципальных бюджетов, внебюджетные источники в следующих объемах (тыс. рублей):
- федеральный бюджет - 84560,0
- областной бюджет - 22035,0
- муниципальные бюджеты - 4920,0
- внебюджетные источники - 1500,0
Итого -113015,0.
К участию в реализации программы привлекаются муниципальные образования Читинской области, государственные и общественные организации, научные учреждения.
Исполнение программы осуществляется на основе программ, планов, утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований.
Государственный заказчик, с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты но программным мероприятиям, механизм ее реализации и исполнителей основных мероприятий программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить создание в области сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепить их кадровый потенциал и материально-техническую базу: сформирован, современную нормативно-правовую основу деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям; создать предпосылки для усиления роли учреждений социального обслуживания в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе в укреплении стабильности и здоровья семьи.
6. Перечень мероприятий областной целевой программы
"Развитие социального обслуживания семьи и детей на 2000-2003 годы"
____________________________________________
В редакции на 23 октября 2002 года на основании
Закона Читинской области № 408-ЗЧО
_____________________________________________
(тыс.рублей в ценах 2002 года)