РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе "Воспитание детей
и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)"


Принят
Читинской областной Думой
20 декабря 2000 года.



_____________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными

Законом Читинской области от 28 ноября 2002 № 423-ЗЧО
     _____________________________________________________


      Статья 1.
     Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)".


     Статья
2.

Администрации области предусматривать средства для реализации областной целевой программы "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)" при разработке проектов областного бюджета на 2001 и последующие годы.

Статья 3.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Председатель областной Думы
 А.Ф. Эпов

№ 249-ЗЧО
     г. Чита


Областная целевой программа
"Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001 - 2005 годы)"

 

                                                                         ПАСПОРТ

    областной целевой программы "Воспитание детей и подростков
                         в Читинской области (2001-2005 годы)"

________________________________________________________
С изменениями и дополнениями на 28.11.2002, внесенными Законом
Читинской области от 28.11.2002 № 423-ЗЧО
_________________________________________________________
 

Наименование программы

Областная целевая программа "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001 - 2005 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Постановление Главы Администрации Читинской области "О разработке областной целевой программы "Воспитание детей и подростков в Читинской (2001-2005 годы) от 05.05.2000 г. № 364

Дата утверждения программы

Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)" от 20.12.2000 № 249-ЗЧО

Государственный заказчик программы Основные разработчики программы

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области Управление общего и дополнительного образования, отдел реабилитационной службы Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области; Комитет здравоохранения Администрации Читинской области, Комитет культуры Администрации Читинской области.

Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели

Цель: Качественное изменение содержания воспитания, реализация концепции развития образования, создание условий для духовно-нравственного становления детей и подростков, обеспечение самоопределения и самореализации личности, подготовки к самостоятельной жизни.


Задачи:


Укрепление кадрового потенциала образовательных учреждений, создание сети муниципальных медико-социально-психологических служб, сохранение и развитие содержания воспитания, развитие детского творчества, социальная защита детей, сокращение безнадзорности и неграмотности детей и подростков из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в отдаленных и приравненных к северным территориях области


Важнейшие целевые показатели:


Введение в штатное расписание образовательных учреждений должностей специалистов, содействующих личностной ориентации воспитательного процесса; повышение научно-методического уровня педагогов; создание областных центров для работы с талантливыми детьми; оказание помощи муниципальным учреждениям дополнительного образования; развитие материальной базы областных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сроки реализации программы

2001-2005 годы.

Перечень основных мероприятий

1. Мероприятия по развитию воспитательного процесса

2. Мероприятия по развитию системы дополнительного образования.


3. Талантливые дети.

4. "Дети-инвалиды", "Дети-сироты"

5. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей

6. Улучшение положения детей Севера.

7. Организация летнего отдыха.

8. Улучшение питания детей в школах.

Исполнители основных мероприятий

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, Комитет здравоохранения Читинской области, органы местного самоуправления, областная станция юных техников, областная детско-юношеская спортивно-техническая школа, а также Читинский институт повышения квалификации работников образования, областной многопрофильный лицей и иные образовательные учреждения

Объемы и источники


2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

финансирования

Общие затраты по всем разделам (тыс. Руб.) Из областного бюджета

124947,0

124947,0

124947,0

124947 0

124947,0


в т ч

11720,0

11720,0

11720,0

11720,0

117200


1 Мероприятия по развитию воспитательного процесса

703,0

703,0

703,0

7030

703,0


2 Мероприятия по развитию системы дополнительного образования

1400,0

1400,0

1400,0

1400,0

1400,0


3 «Талантливые дети»

4817,0

48170

4817,0

48170

4817,0


4 «Дети - инвалиды»

1810,0

1810,0

18100

18100

18100


5 «Дети - сироты»

12900

1290,0

12900

1290 0

1290,0


6 Улучшение положения детей Севера

-

-

-

-

-


7 Организация летнего отдыха

1700,0

1700,0

1700,0

17000

1700,0


8 Улучшение условий питания детей в школах

-

-

-

-

-


Из бюджетов муниципальных образований

106477,0

1064770

1064770

1064770

106477,0


Из федерального бюджета

6500,0

6500,0

6500,0

6500,0

6500,0


Из внебюджетных источников

250,0

250,0

250,0

250,0

250,0

Ожидаемые конечные результаты программы

Реализация областной программы позволит добиться улучшения охраны физическою и психического здоровья детей, создать условия для развития творческих способностей детей независимо от имущественного ценза, будет способствовать выполнению в области декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Система организации контроля за исполнением программы.

Контроль за исполнением программы осуществляет межведомственная комиссия из числа руководителей управлений и ведомств, общественных организаций, являющихся исполни гелями программы.

Координацию работы по реализации программы осуществляет Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области.


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.


Необходимость разработки областной целевой программы "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001 - 2005 годы)" обусловлена реальными процессами, происходящими в социальной сфере общества. Неблагоприятные тенденции в детской среде, возникшие в связи с ухудшением социально-экономического положения семьи, падением нравственных устоев среди родителей, разрушением прежней воспитательной системы, продолжают развиваться. Растет количество семей, не занимающихся воспитанием детей. В 1999 году комиссиями по делам несовершеннолетних рассмотрено 1039 дел на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, 195 из них лишены родительских прав, 72 - ограничены в дееспособности, у 80 родителей дети отобраны и помещены в интернатные учреждения.

Среди проблем детского неблагополучия наиболее значительными являются рост безнадзорности и, как следствие, преступности, злоупотребление психоактивными веществами, травматизм и гибель детей. Нередкими стали случаи подросткового суицида. В 1999 году комиссиями по делам несовершеннолетних рассматривались дела на 1092 подростков, самовольно ушедших из семей. Выявлено более 6000 детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. По данным УВД за 12 месяцев 1999 года около 7000 детей школьного возраста не сели за парты, нигде не учатся и не работают. На учете в органах внутренних дел состоит около 1000 несовершеннолетних, к которым применены меры воздействия за распитие спиртных напитков. Отмечается рост венерических заболеваний, распространение проституции и вовлечение в эту деятельность подростков. В 1999 году привлечено 84 несовершеннолетних за занятия проституцией.

Происходит резкое обозначение грани между городом и селом, между богатыми и бедными по доступности культурных и образовательных центров, по качеству образовательных услуг, по соблюдению гарантий прав детей на образование, по возможности охраны здоровья детей. Из-за недостатка финансовых средств, низкой платежеспособности родителей дети не могут принимать участия в областных мероприятиях, в научных конференциях в г. Москве и других регионах России. Во многих образовательных учреждениях работа с талантливыми детьми ведется за счет средств родителей (репетиторство, платные факультативы, индивидуальные консультации, платное обучение в гимназиях, лицеях, лицейских классах). Не все родители, особенно из малообеспеченных семей, в состоянии создать условия для дальнейшего развития своего ребенка, проявляющего особые способности. Этим детям необходима социальная поддержка. В области работают 2 частные школы, 3 лицея при ВУЗах, 1 областной многопрофильный лицей, обучающие в основном контингент города Читы, 409 профильных лицейских и педагогических классов. Функционирует 31 учреждение начального профессионального образования, осуществляющее подготовку по 56 профессиям. Но для многих детей получение профессий и трудоустройство стали неразрешимой проблемой.

Дефицит бюджетов и недостаточное финансирование отрасли в муниципальных образованиях привели к необходимости сокращения муниципальных систем дополнительного образования детей. Полностью сокращены детские клубы по месту жительства. Значительному сокращению подверглись узкопрофильные учреждения дополнительного образования детей: станции юных техников, станции юных туристов, станции юных натуралистов. В настоящее время система дополнительного образования детей в области представлена в основном домами (центрами) детского творчества и детско-юношескими спортивными школами, контингент учащихся которых за последние годы сократился на 50%. Сокращение контингента произошло по причине прекращения финансирования филиалов названных учреждений в школах и уменьшения количества педагогов дополнительного образования в самих учреждениях, Из образовательных программ домов детского творчества повсеместно удалены технические, туристические профили, не финансируются ставки методистов по организации детского движения. Неудовлетворительно финансируются традиционные районные мероприятия с детьми, недостаточно средств на участие команд в областных мероприятиях с детьми. Отсутствует возможность для занятий по интересам детям сельских школ. Особенно тревожное положение складывается в Шелопугинском, Калганском, Газимуро-Заводском, Александрово-Заводском, Каларском, Забайкальском районах. В сфере воспитательной деятельности образовательных учреждений продолжается процесс организации групповой и коллективной внеклассной работы с детьми. Ограниченные возможности образовательных учреждений для развития внутришкольных систем дополнительного образования (недостаточное финансирование, слабая материальная база, дефицит квалифицированных кадров) не позволяют им идти по пути дальнейшего совершенствования процесса воспитания в направлении создания условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Неудовлетворительно работают педагогические коллективы по сохранению физического и психического здоровья детей. В образовательных учреждениях области на сегодняшний день всего 137 психологов и 129 социальных педагогов. Этого крайне недостаточно для нормализации психолого-педагогического руководства учебно-воспитательным процессом.

Обнищание, утрата общей санитарной культуры, бытовая распущенность, снижение уровня социально-гарантированной медицинской помощи привели к резкому увеличению количества детей, обладающих широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении, В современных условиях учитель не в состоянии выполнять роль универсального заменителя многих специалистов, нужных для организации воспитательного процесса. Воспитательный потенциал образовательных учреждений нуждается в кадровом совершенствовании. Каждому образовательному учреждению необходимы: психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Также необходимы дополнительные средства для привлечения к 'работе с детьми специалистов по организации правового просвещения учащихся, пропаганды здорового образа жизни, профориентационной работы.

В связи с принятием в 1998 году и реализацией областной целевой программы "Дети Забайкалья 1998-2000 годы", целью которой было создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей, их дальнейшего интеллектуального развития, обеспечение социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ, существенно активизировалась работа с талантливыми детьми. Расширилось количество профилей предметных олимпиад. В 2000 году областные олимпиады проведены по 14 предметам, в 2001 году планируется проведение олимпиад по 17 предметам. В области появилась система очно-заочных профильных школ, позволяющая более целенаправленно осуществлять дополнительные образовательные услуги, создавать условия для развития талантливых детей. Таких школ в настоящее время насчитывается 7, в них систематически занимается свыше 600 детей из сельских районов области. Развиваются областной многопрофильный лицей, лицеи при ВУЗах. Настоящая программа является продолжением программы "Дети Забайкалья 1998-2000 г.", действие которой заканчивается в 2000 году. Также в данную программу, разработанную во исполнение Федеральной целевой программы "Дети России 1998-2000 г.", внесены мероприятия по развитию воспитательного процесса и мероприятия по развитию системы дополнительного образования, направленные на совершенствование материальной базы образовательных учреждений, научно-методическое обеспечение воспитательной работы, количественное и качественное изменение кадрового потенциала.

2. Цели и задачи программы

Основными целями программы являются: качественное изменение содержания воспитания, реализация концепции развития образования, создание условий для духовно-нравственного становления детей и подростков, обеспечение самоопределения и самореализации личности, подготовки детей к самостоятельной жизни.

Задачами, на решении которых необходимо сосредоточить усилия органов местного самоуправления, руководителей образовательных учреждений и работников образования, являются:

- укрепление кадрового потенциала образовательных учреждений, обеспечение личностной направленности образовательного процесса, развитие системы подготовки и переподготовки работников образования, оптимизация сети и структуры областных и муниципальных учреждений дополнительного образования, учреждений, работающих с одаренными детьми;

- создание сети муниципальных медико-социально-психологических служб, обеспечивающих качественное психолого-педагогическое руководство образовательным процессом;

- сохранение и развитие содержания воспитания, отражающее передовой отечественный и мировой уровень науки и культуры;

- социальная защита детей, сокращение безнадзорности и неграмотности детей и подростков из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в отдаленных и приравненных к северным территориях области.

3. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2001 - 2005 годы.


4. Ресурсное обеспечение программы

Основные мероприятия программы проводятся на существующей материально-технической базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Финансирование мероприятий проводится за счет средств областного бюджета, централизации 5% средств муниципальных бюджетов (в соответствии с договорами), внебюджетных источников, федеральных средств, направляемых на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

К осуществлению мероприятий привлекаются средства целевых федеральных программ.

Финансово-экономическое обеспечение для реализации программы в 2001 - 2005 г.г. составляет всего: 624735 тыс. руб.

Из областного бюджета:
2001 г. - 11720 тыс. руб.
2002 г. -11720 тыс. руб.
2003 г. - 11720 тыс. руб.
2004 г. -11720 тыс. руб.
2005 г. -11720 тыс. руб.
Итого:  58600 тыс. руб.

Из бюджетов муниципальных образований:

2001 г. - 106477 тыс. руб.
2002 г. - 106477 тыс. руб.
2003 г. - 1064 77 тыс. руб.
2004 г. - 106477 тыс. руб.
2005 г. - 106477 тыс. руб.
Итого: 532385 тыс. руб.


Из федерального бюджета:

2001 г. - 6500 тыс. руб.
 2002 г. - 6500 тыс. руб.
2003 г. - 6500 тыс. руб.
2004 г. - 6500 тыс. руб.
2005 г. - 6500 тыс. руб.
Итого: 32500 тыс. руб.


Из внебюджетных источников:

2002 г. - 250 тыс. руб.
2001 г. - 250 тыс. руб.
2003г -250 тыс. руб.
2004 г. - 250 тыс. руб.
2005 г. - 250 тыс. руб.
Итого: 1250 тыс. руб.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»