Действующий

Об областной целевой программе "Молодежь Забайкалья (2001-2005 годы)"


     1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


По данным областного статистического /правления молодежи в возрасте от 14 до 30 пет в Читинской области проживает около 356 тысяч человек, что составляет треть грудоспособного потенциала, 80% ее демографического пополнения.

Проблемы социально-экономического положения в Читинской области влияют на форми-эование молодежной политики в регионе.

Демографическая ситуация в Забайкалье /|меет тенденцию к ухудшению. Снизилось :остояние здоровья значительной части мо-подых забайкальцев. С катастрофической скоростью в молодежной среде распространяется наркомания, токсикомания, алкоголизм. Наркотики становятся легкодоступными для подростков и молодежи и этим осложняется решение социальных проблем, приобретающих все более выраженный мо-подежный характер. Обесценились понятия, которые определяют духовную жизнь нации:

Родина, Россия, семья, родной язык, народ и его история, духовная культура. Снизилось национальное самосознание, интеллектуальный потенциал молодого поколения. Сознание молодежи ориентировано на индивидуализм, приобретательство, нетрудовое получение доходов.

В сфере образования молодежи наблюдаются противоречивые тенденции. Совершенствуется система среднего и высшего общего и профессионального образования. За последние три года в области появилось 4 новых учреждения среднего специального, высшего образования, количество студентов увеличилось на 7310 человек, значительно расширился перечень реализуемых образовательных программ. Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьер социального порядка: расширяются слои молодежи (молодежь села, удаленных районов, дети, выросшие в неполных семьях), для которых недоступно не только высшее и среднее специальное, но и среднее образование.

Отмечается значительный рост безработицы среди молодежи (29% от общего числа безработных, состоящих на учете), кримина-лиэация молодежной среды (59,4% от общего числа лиц, совершивших преступления, составляют молодые люди в возрасте 14-30 лет), отсутствие материальной базы для организации занятости молодежи, устойчивой системы органов по делам молодежи в Администрации области и муниципальных образованиях, ограниченность средств областного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий по реализации молодежной политики.

Закон Читинской области "О молодежной политике в Читинской области", молодежные программы 1995-2000 годов явились важным положительным действием законодательной и исполнительной власти в направлении к более эффективной государственной молодежной политике в регионе.

Активизировалось молодежное общественное движение. В области зарегистрировано 38 молодежных общественных организаций, объединяющих около 30 000 человек- Ряд организаций являются исполнителями государственных — областных и федеральных молодежных программ, имеющих социально значимую направленность для региона. В 11 муниципальных образованиях приняты молодежные программы, созданы органы по делам молодежи, выделены ставки специалистов. Работает межведомственный Совет по молодежной политике под руководством председателя Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области.

Традиционными стали международные научные молодежные конференции, ярмарки учебных мест, фестивали, конкурсы, спартакиады. Поддерживаются районные молодежные программы и молодежные  организации. В рамках кадровых программ развиваются профильные лагеря: "Лидер" (для школьного актива среднего возраста), "Искра" (для актива старшеклассников), "Смена" (для студенческого актива), "Археолог" (лагерь добровольного труда по сохранению культурного наследия). Укрепляется взаимодействие области со Всероссийскими детскими центрами "Океан" и "Орленок". Реализуются региональные молодежные межведомственные проекты.

Создается система межрегиональных и межведомственных связей по реализации молодежной политики через заключение соглашений и договоров.

Формируется кадровый резерв специалистов по работе с молодежью, имеющий образование, опыт практической работы и теоретическую подготовку.

Вместе с тем недостаточно разработана региональная нормативно-правовая база государственной молодежной политики, отсутствует система органов по делам молодежи в области.

Фактическое финансирование областной целевой программы "Молодежь Забайкалья 1998-2000 г.г." составило на 1 июня 2000 г. 44,8 % от запланированных в программе.