РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе
"Развитие образования на селе (2001-2005 годы)"
Принят
Читинской областной Думой
20 декабря 2000 года.
(с изменениями на 28 ноября 2002 года)
_______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Читинской области от 28 ноября 2002 года № 425-ЗЧО
__________________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие образования на селе (2001-2005 годы)".
Статья 2. Администрации области предусматривать средства для реализации областной целевой программы "Развитие образования на селе (2001-2005 годы)" при разработке проектов областного бюджета на 2001 и последующие годы.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.Ф. Эпов
№ 246-ЗЧО
г. Чита
Наименование программы | Областная целевая программа "Развитие образования на селе (2001-2005 годы)" | |||
Дата принятия решения о разработке программы | Постановление Главы Администрации Читинской области "О разработке областной целевой программы "Сельская школа (2001-2005 годы)" от 22.05.2000 г. № 403 | |||
Дата утверждения программы | Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Развитие образования на селе (2001-2005 годы)" от 20.12.2000 г. № 246-ЗЧО | |||
Государственный заказчик | Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области, Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области. | |||
Основные разработчики | Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации области (КОПО-Н и МП), Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области. | |||
Цель, задачи, важнейшие целевые показатели программы | Цель: обеспечение государственной поддержки сельской школы Читинской области, создание условий для реализации конституционного права граждан на получение образования независимо от места проживания. - создание оптимальных условий для обучения, воспитания, развития, социальной защиты детей дошкольного возраста, учащихся, молодежи села. - укрепление учебно-материальной базы сельских школ, повышение качественного состава педагогических кадров, создание новых моделей образовательных учреждений. | |||
Сроки реализации программы | 2001-2005 годы | |||
Перечень основных мероприятий | 1. Создание новых видов образовательных учреждений на селе. 2. Обновление содержания образования. 3. Укрепление учебно-материальной базы. 4. Работа с кадрами. 5. Капитальный ремонт и укрепление базы учреждений образования на селе | |||
Исполнители основных мероприятий | Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области, органы местного самоуправления. |
Объемы и источники финансирования
_________________________________________________________
В редакции Закона Читинской области от 28.11.2002 № 425-ЗЧО
_________________________________________________________
Всего | в том числе по годам | ||||||||
|
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Общие затраты по всем разделам (тыс. рублей) | 158890,0 | 27380,0 | 23584,0 | 41016,0 | 33700,0 | 33210,0 | |||
в том числе: из областного бюджета |
|
|
|
|
|
| |||
1. Создание новых видов и типов образова- |
|
| |
|
|
| |||
2. Обновление содержания образования | 3699,5 | 1063,0 | - | 1059,0 | 614,5 | 963,0 | |||
3. Укрепление учебно-материальной базы | 15171,8 | 1505,2 | 3580,6 | 5558,6 | 2400,0 | 2127,4 | |||
4. Работа с кадрами | 5491,0 | 646,0 | 1000,0 | 1245,0 | 1300,0 | 1300,0 | |||
5. Капитальный ремонт и укрепление базы уч- |
|
|
|
|
|
| |||
Из местных бюджетов | 76596,6 | 12925,8 | 11023,4 | 21555,9 | 18366,9 | 12724,6 |
Сельская школа вносит весомый вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. Её состояние и уровень работы существенно влияют на социальное развитие села, повышение культурного уровня сельского населения, решение демографических проблем на селе. Ухудшение социально-экономических условий, снижение объемов финансирования на укрепление учебно-материальной базы в последние годы отрицательно сказались на развитии образования на селе. В 1999/2000 учебном году в области функционировало 852 образовательных учреждения: 319 дошкольных, 515 общеобразовательных школ (в т.ч. 151 начальных, 94 основных, 270 средних), 4 специальных школы, 12 ПТУ. Из 197571 учащегося школ области 84249 обучаются в сельских школах.
Особенно остро стоит вопрос выживаемости сельской малокомплектной, малочисленной школы, 39 сел не имеют школ. В связи с реструктуризацией сети сельских школ в области с 1990 года закрыто 35 начальных, 3 основные школы, число учащихся сократилось на 5105 человек (с 89354 до 84249), 57% начальных школ области имеют контингент до 15 человек, 35% -до 40 учащихся. Особенно сильно отразилась финансово-экономическая ситуация в стране и области на сети сельских дошкольных учреждений. За период с 1992 года число их сократилось на 264 (1992 г.-583, 2000 г.-319). Достаточно остро стоит проблема подготовки детей к обучению в школе, так как семейное' воспитание не в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного воспитания. Необходима система мер для подготовки детей к школе. Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения дел, материальная база учреждений образования сельской местности продолжает ухудшаться: 94 сельские школы требуют капитального ремонта, 16 - находятся в аварийном состоянии, в 27 - нет спортивных залов, в 53 - нет столовых.
Материальные трудности препятствуют созданию полноценной развивающей среды в дошкольных учреждениях, сельские школы испытывают трудности в программно-методическом, материально-техническом обеспечении учебного процесса.
_______________________________________________________
С изменениями, внесенными Законом Читинской области от 28.11.2002 № 425-ЗЧО
второе предложение третьего абзаца исключено
_________________________________________________________
Только 81 школа имеет кабинет "Основ информатики и вычислительной техники", школы нуждаются в видеотехнике, копировальной технике.
_______________________________________________________________________________________________________
В связи с сокращением сети образовательных учреждений принимаются меры по организации подвоза из отдаленных деревень, в подвозе нуждаются 4824 учащихся.
______________________________________________________________________________________________________
Абзац 5-ый исключен на основании
Законом Читинской области от 28.11.2002 № 425-ЗЧО
Важнейшей проблемой для сельской школы является организация горячего питания. На начало 1999/2000 учебного года получали горячее питание 69,6% детей, большинство сельских школ решают эту проблему за счет средств, получаемых с пришкольных участков, подсобных хозяйств, хотя без целевых средств решить эту проблему невозможно.
______________________________________________________________________________________________________
Одним из главных направлений деятельности в работе органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений является кадровое обеспечение. Оно должно предусматривать реформирование процесса подготовки педагогических кадров для сельской школы с учетом её специфики. В настоящее время в сельских образовательных учреждениях только 21,9% педагогов начальной школы, 77% - средней школы имеют высшее образование. В ряде школ из-за отсутствия преподавателей не ведутся предметы, входящие в базисный учебный план. Растет текучесть педагогических кадров. Ежегодно более 300 педагогов выбывают из сельских школ области по различным причинам, в том числе из-за отсутствия жилья (400 педагогов нуждается в жилье), несвоевременной выплаты и низкой заработной платы.
В целях улучшения кадрового обеспечения необходимо продолжить практику подготовки' специалистов на контрактной основе и по целевому приему, совершенствовать работу по ориентации выпускников сельских школ на педагогическую профессию.
Повышение квалификации педагогов и руководителей в сельских образовательных учреждениях осуществляется Читинским институтом повышения квалификации работников образования, но в связи с финансовыми трудностями количество слушателей института из сельских районов области сокращается год от года. Краткосрочные курсы и семинары не могут заменить полноценной курсовой подготовки.
Значительные трудности возникают в сельских малокомплектных школах с введением базисного учебного плана в силу ряда специфических особенностей: малочисленность классов, отсутствие параллельных классов, недостаточность кадрового, программно-методического обеспечения. Обновление содержания образования на селе должно предусматривать, хорошую базовую подготовку учащихся по основам наук, развитие творческих способностей, научного мышления, значительное повышение роли культуры, усиление политехнической направленности, связи с жизнью, практикой, усиление гуманизации образования. Важно не только давать больше знаний, но и сделать образование личностно значимым для реализации жизненных планов и намерений учащихся. Сегодня представляется необходимым создание и отработка самых разнообразных типологических и видовых моделей сельских школ с существенным изменением в них содержания обучения и воспитания.
Не меньше трудностей и проблем вызывает и организация внеклассной кружковой и воспитательной работы со школьниками сельских школ, которая имеет немаловажное значение для развития личности. В малокомплектных сельских школах кружковая и клубная работа "сужена" из-за малочисленности классов, отсутствия квалифицированных кадров, слабой материальной базы.
Основными проблемами, тормозящими процессы развития образования на селе являются:
- недостаточное финансирование деятельности сельских учреждений образования, резкое сокращение объемов строительства и капитального ремонта;
- невыполнение предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий педагогическим работникам сельских школ;
- нехватка средств и ресурсов для подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в соответствии с современными требованиями;
- недостаточное информационное обеспечение профессиональной деятельности учителя и руководителя сельской школы, дефицит профессионального и культурного общения;
- медленное обновление содержания образования, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;
- несбалансированное развитие рынка образовательных услуг на селе.
В целях стабилизации и дальнейшего развития системы образования на селе необходимо определить систему мер, способствующую решению следующих проблем:
- укрепление учебно-материальной базы сельских образовательных учреждений;
- кадровое обеспечение системы образования на селе, социальная защита педагогических работников;
- обновление содержания образования, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;
- развитие системы дополнительного образования и воспитания.
Целью программы является обеспечение государственной поддержки сельской школы Читинской области, создание условий для реализации конституционного права граждан на получение образования независимо от места проживания.
Задачи программы предусматривают создание оптимальных условий для обучения, воспитания, развития, социальной защиты детей дошкольного возраста, учащихся, молодежи села.
Сроки реализации программы 2001-2005гг.
Основные мероприятия программы проводятся на существующей материально-технической базе образовательных учреждений.
Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований на основе соглашений Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области и глав администраций муниципальных образований, заключенных сроком на 5 лет.
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Всего | ||||
Общие затраты по всем разделам (тыс. рублей): | 27380 | 23584 | 41016 | 33700 | 33210 | 158890 | |||
В т.ч. из областного бюджета: | 14454,2 | 12560,6 | 19460,1 | 15333,1 | 20485,4 | 82293,4 | |||
в т.ч. | 290 | 423,5 | 382 | 341 | 300 | 1736,5 | |||
| 1063 | 1154 | 1059 | 614,5 | 963 | 4853,5 | |||
| 1505,2 | 1479,1 | 1321,6 | 1484,1 | 2127,4 | 7917,4 | |||
| 646 | 524 | 497,5 | 493,5 | 795 | 2956 | |||
| 10950 | 8980 | 16200 | 12400 | 16300 | 64830 | |||
из муниципальных бюджетов: | 12925,8 | 11023,4 | 21555,9 | 18366,9 | 12724.6 | 76596,6 |
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное, формирование рабочих документов:
- координационного плана совместных действий Комитета общего, профессионального образования, науки и "молодежной политики Администрации Читинской области с Комитетом сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области, высшими учебными заведениями региона;
- перечня работ, вытекающих из плана мероприятий на год с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объемов финансирования.
Организация исполнения программы возлагается на органы управления образованием, местные органы самоуправления, администрацию образовательных учреждений. Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области, руководителей хозяйств агропромышленного комплекса.