РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О выборах главы администрации Читинской области
Принят
Читинской областной Думой
21 июня 2000 года
_______________________________________________________________
Утратил силу с 29 июня 2003 года на основании Закона Читинской области
от 20 мая 2003 года № 477-ЗЧО
_______________________________________________________________
_______________________________________________________
Документ с изменениями , внесенными:
Законом Читинской области от 26 апреля 2001 года № 290-ЗЧО
Законом Читинской области от 25 декабря 2002 года № 437-ЗЧО
______________________________________________________
Настоящий Закон области устанавливает порядок подготовки и проведения выборов Главы Администрации Читинской области, определения их результатов.
Статья 1. Законодательство о выборах Главы Администрации Читинской области
Законодательство о выборах Главы Администрации Читинской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы. Устав - Основной Закон Читинской области (далее - Устав области), настоящий Закон и другие законы Читинской области.
Статья 2. Назначение выборов Главы Администрации
1. Выборы Главы Администрации Читинской области (далее - Главы Администрации) назначаются Читинской областной Думой (далее -областной Думой) в связи с истечением срока полномочий Главы Администрации области, а также в случае досрочного прекращения его полномочий по основаниям, предусмотренным Уставом области.
2. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является последнее воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Главы Администрации. Решение о назначении выборов публикуется не позднее пяти дней со дня его принятия.
3. В случае, если областная Дума не назначит выборы Главы Администрации в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, выборы Главы Администрации проводятся избирательной комиссией Читинской области соответственно во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Главы Администрации.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации по основаниям, предусмотренным Уставом области, областная Дума не позднее чем через 14 дней со дня прекращения полномочий принимает решение о назначении выборов 1лавы Администрации. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 90 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение подлежит официальному опубликованию не позднее трех дней со дня его принятия.
5. Если областная Дума не принимает решение о проведении досрочных выборов Главы Администрации, то досрочные выборы назначаются избирательной комиссией Читинской области не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного частью 4 настоящей статьи срока опубликования решения о назначении выборов.
Статья 3. Избирательные права граждан
1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории Читинской области, вправе избирать Главу Администрации. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, вправе быть избранным Главой Администрации.
2. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на территории Читинской области выборов не может служить основанием для ограничения его избирательных прав.
Статья 4. Принципы участия избирателей в выборах
1. Избиратели участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие избирателя в выборах является свободным и добровольным.
2. Никто не вправе оказывать на избирателя воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Статья 5. Принципы участия избирательных объединений, избирательных блоков в выборах
1. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах Главы Администрации на равных основаниях в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Решения избирательных объединений, избирательных блоков, связанные с их участием в выборах, принимаются на коллегиальной основе.
Статья 6. Органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов Главы Администрации
1. Осуществление подготовки и проведения выборов Главы Администрации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации возлагаются на избирательные комиссии.
2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами Читинской области, обязательны для органов исполнительной врасти Читинской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединении, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.
Статья 7. Гласность подготовки и проведения выборов Главы Администрации
1. Подготовка и проведение выборов Главы Администрации осуществляется открыто и гласно.
2. Решения избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов главы Администрации, подлежат опубликованию в установленном законом порядке.
Статья 8. Право на предвыборную агитацию
1. Граждане Российской Федерации, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей участвовать в выборах [лавы Администрации, а также голосовать за или против кандидатов.
2. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам соответственно гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
Статья 9. Финансирование выборов
1. Расходы избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, осуществляются за счет средств областного бюджета.
2. Кандидаты финансируют затраты на покрытие расходов, связанных с проведением выборной кампании, исключительно из средств создаваемых ими избирательных фондов.
3. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидата, участвуют в финансировании затрат, способствующих его избранию, через избирательный фонд соответствующего кандидата.
Статья 10. Система избирательных комиссий
1. Подготовку и проведение выборов Главы Администрации, защиту избирательных прав граждан осуществляют:
избирательная комиссия Читинской области;
территориальные (районные, городские) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
3. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам Читинской области либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.
4. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных законов, настоящего закона и иных законов области, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений действующего законодательства о выборах в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
5. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.
Статья 11. Полномочия избирательной комиссии Читинской области
Полномочия избирательной комиссии Читинской области определяются законом области.
Статья 12. Порядок формирования территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия формируется, как правило, в границах территории одного города, района не позднее чем за 60 дней до дня голосования в составе 5-9 членов комиссии с правом решающего голоса. В городах и районах с большим количеством избирателей по решению избирательной комиссии Читинской области могут создаваться несколько территориальных избирательных комиссии.
2. Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложении избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собрании избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава. Представительный орган местного самоуправления назначает не менее одной трети состава территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в областной Думе и в представительном органе местного самоуправления. При этом не может быть назначено более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
3. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
4. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией Читинской области не позднее чем за 90 дней до дня голосования в порядке, установленном частями 2 и 3 настоящей статьи.
Статья 13. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия:
- осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов на соответствующей территории;
- координирует работу участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения, оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
- распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и распределяет их между участковыми избирательными комиссиями;
- совместно с избирательной комиссией Читинской области обеспечивает на соответствующей территории соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности кандидатов;
- составляет списки избирателей отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными органами;
- передает по акту участковым избирательным комиссиям списки избирателей не позднее чем за 25 дней до дня голосования;
- обеспечивает доставку избирательных бюллетеней и других избирательных документов участковым избирательным комиссиям;
- организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии;
- устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию Читинской области;
- обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив или в избирательную комиссию Читинской области;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
2. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает через 30 дней после официального опубликования результатов выборов Главы Администрации.
Статья 14. Порядок формирования участковой избирательной комиссии
1. Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка в составе членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем количестве в зависимости от числа избирателей:
от 20 до 100 избирателей - трех членов комиссии;
от 100 до 500 избирателей - трех-пяти членов комиссии;
от 500 до 1500 избирателей - трех-семи членов комиссии;
от 1500 до 2000 избирателей - пяти-девяти членов комиссии;
более 2000, но не более 3000 избирателей - 5-15 членов избирательной комиссии.
2. Участковые избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления назначает не менее одной трети состава участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в областной Думе и в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией в порядке, установленном частями 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
- информирует население об адресе и номерах телефонов участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
- уточняет списки избирателей, полученные от территориальной избирательной комиссии в соответствии с установленным порядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей;
- знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
- обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков, другого оборудования;
- контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
- организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
- производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке;