Областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2004 - 2006 годы)" разработана в соответствии с распоряжением Администрации Читинской области от 18.03.2003 № 163 А/р "О разработке областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области (2004 - 2006 годы)".
Правовой основой для разработки программы является Федеральный закон от 17.07.1999 № 181 -ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", согласно которому данный вопрос отнесен к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Меры, принимаемые Администрацией Читинской области, Комитетом по труду и социальному развитию Читинской области, другими заинтересованными организациями в рамках областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области на 2001-2003 годы", утвержденной Законом Читинской области от 24.01.2001 № 255-ЗЧО, позволили снизить остроту ряда проблем, в том числе связанных с обучением по охране труда, обеспечением нормативной документацией некоторых бюджетных отраслей, организацией системы государственного управления охраной труда.
Вместе с тем, состояние условий и охраны труда в организациях области продолжает характеризоваться высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. По данным Читинского областного комитета государственной статистики, производственные травмы, требующие длительного (в среднем 31 рабочий день) лечения, ежегодно получают более 670 человек. Легкий травматизм работодателями, как правило, не учитывается или скрывается.
В последние годы в области наблюдается рост смертельного травматизма (на рабочих местах погибло: 2000 г. - 52 человека, 2001 г. - 58 человек, 2002 г. -62 человека) и профессиональной заболеваемости (впервые выявленных случаев: 2000 г. - 68, 2001 г. - 93). Особую тревогу вызывает рост смертельного травматизма женщин (погибло: 2001 г. -5 женщин, 2002 г. - 9 женщин).
Наиболее проблемными по уровню производственного травматизма являются такие отрасли, как лесозаготовительная промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение. В целом, среднеобластной показатель травматизма за 2001 г. (3,6 случая на 1000 работников) превысили 11 отраслей и 15 муниципальных образований.
Причиной формирования профессиональной патологии у работающих являются тяжелые и вредные условия труда. Наибольшее число работников, занятых на работах с вредными условиями труда, отмечается в промышленных отраслях области: энергетике - 32,1%, угольной промышленности -38,8%, черной металлургии - 38,8%, цветной металлургии -19,4%.
Однако статистические данные лишь отчасти отражают действительное положение дел с условиями труда. Многие организации, ссылаясь на финансовые причины, не проводили аттестацию рабочих мест и инструментальные замеры факторов производственной среды. Это в первую очередь касается бюджетных организаций, малых предприятий и таких отраслей, как сельское хозяйство, цветная металлургия, лесозаготовительная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность и другие. Вследствие этого тысячи работников данных отраслей, фактически занятых на работах с вредными условиями труда, рискуют получить профессиональное заболевание и не имеют за это должных компенсаций.
Основными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, являются:
- неудовлетворительная организация охраны труда, связанная с незнанием руководителями и специалистами организаций вопросов технической безопасности производства, различных норм и правил, в том числе касающихся обеспечения спецодеждой, расследования несчастных случаев, компенсаций за вредные условия труда работникам;
- старение основных производственных фондов, сокращение капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;
- отсутствие надлежащего финансирования работ по охране труда, особенно в отраслях бюджетной сферы, сельском хозяйстве, малых предприятиях;
- отсутствие эффективных мер экономического стимулирования работодателей в области охраны труда.
Из анализа причин травматизма и профессиональной заболеваемости следует, что значительный объем работ по обеспечению безопасных условий труда должен проводиться самими организациями и их руководителями. Однако кризисное состояние многих отраслей экономики, борьба предприятий за выживание отодвигают деятельность по охране труда на второй план. В первую очередь это касается организаций сельского хозяйства, жилищно-коммунального комплекса, возрождающейся лесной промышленности, которые крайне неудовлетворительно обеспечены методической и нормативной литературой по охране труда.
Информационное обеспечение организаций области в сфере охраны труда также в целом неудовлетворительно. Это связано со значительным обновлением в последние годы нормативной базы по охране труда и постоянной ротацией руководства организаций. Недостаточно обучены не только руководители предприятия, но и должностные лица, отвечающие за безопасность на конкретных участках производства. Требование Трудового кодекса Российской Федерации о наличии в каждой организации комплекта нормативных актов по охране труда повсеместно не выполняется. Многие руководители не знают, где взять документы или вообще не знают об их существовании.
Проблемой остается фактическое положение с условиями труда на рабочих местах. Аттестация рабочих мест и последующая сертификация работ по охране труда, которые дают объективную характеристику рабочего места и производства в целом, являются специфическим и непонятным для многих процессом, требующим организации и разъяснения.
В этих условиях роль государственного управления охраной труда должна быть укреплена, в том числе с использованием ресурсов областной целевой программы.