РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ЗАКОН ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда в Читинской области
на 2001-2003 годы"
Принят
Читинской областной Думой
24 января 2001 года.
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программа "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области на 2001-2003 годы".
Статья 2. Администрации Читинской области предусматривать средства для реализации областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области на 2001-2003 годы" при разработке областного бюджета на 2001 и последующие годы.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Председателя областной Думы
В.А. Останин
г. Чита
24 января 2001 года
№ 255-ЗЧО
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области на 2001-2003 годы"
Наименование Программы | - Областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области на 2001- 2003 годы" (далее - Программа). | |||
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы | - Постановление Главы Администрации Читинской области от 28.07.2000 г. № 570. | |||
Наименование, дата и номер Закона области об утверждении Программы | - Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Читинской области на 2001-2003 годы" от 24.01.2001 г. № 255-ЗЧО | |||
Заказчик Программы | - Комитет по труду и социальному развитию Администрации области. | |||
Основные разработчики Программы | - Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Областной центр Госсанэпиднадзора в Читинской области, Отраслевые комитеты Администрации области, Забайкальское отделение международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (ЗО МАНЭБ), Забайкальский комплексный научно-исследовательский институт (ЗабНИИ). | |||
Цели и задачи Программы | - реализация государственной политики в области охраны труда работников в процессе производственной деятельности: | |||
- снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в области; | ||||
- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; | ||||
- повышение уровня гарантий социальной защиты работников от профессионального риска; | ||||
- создание нормативно-правовой базы для реализации основных функций государственного управления охраной труда. | ||||
Сроки реализации Программы | -2001-2003 годы. | |||
Перечень основных мероприятий Программы | - нормативно - правовое обеспечение в области охраны труда; - совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты; | |||
- информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования; |
- разработка методов экономического стимулирования в области охраны труда; | ||||
- практическая реализация управления охраной труда; | ||||
- социально-трудовая реабилитация инвалидов пострадавших на производстве. | ||||
Исполнители основных мероприятий Программы | - Комитет по труду и социальному развитию Администрации области. Областной центр Госсанэпиднадзора в Читинской области. Отраслевые комитеты Администрации области. Забайкальское отделение международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (ЗО МАНЭБ), Забайкальский комплексный научно-исследовательский институт (ЗабНИИ), органы местного самоуправления муниципальных образований, АООТ "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", ОАО "Читаэнерго", Главное бюро медико-социальной экспертизы, Управление начального профессионального образования Администрации области, производственное управление водоснабжения и водоотведения. | |||
Объемы и источники финансирования Программы | - Общий объем финансирования - 1092,0 тыс. рублей в том числе: федеральный бюджет - 200,0 тыс. рублей; областной бюджет - 712,0 тыс. рублей; средства административных штрафов, взимаемых Гострудинспекцией за нарушение законодательства о труде и об охране труда - 180,0 тыс. рублей. | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - сокращение на этой основе прямых и косвенных потерь предприятий и бюджетов всех уровней. | |||
Организация контроля за исполнением Программы | - Администрация Читинской области, Комитет по финансам Администрации области. |
В Читинской области сохраняется неблагоприятная обстановка с состоянием условий и охраны труда.
В большинстве организаций области условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными, а уровень производственного травматизма снижается медленно.
В 1999 году от травм на производстве пострадали 634 человека, в том числе 63 - со смертельным исходом, растет число профзаболеваний.
Численность работающих на производстве с вредными и опасными условиями труда составляет 14,9 тыс. человек, в том числе 2,8 тыс. - женщины.
Причинами роста производственного травматизма и профзаболеваний являются:
- износ основных фондов и низкий технологический уровень технологий;
- ухудшение обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, снижение их качества;
- снижение требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда;
- низкий уровень профессиональной подготовки работников, необученность методам безопасности;
- несоблюдение режимов труда и отдыха.
Ущерб, полученный от производственного травматизма в 1999 году (на учитываемых предприятиях) составил 2079,8 тыс. рублей, потери рабочего времени - 28608 человеко-дней.
Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что в области только создается единая система управления охраной труда, соответствующая новому законодательству о труде и новым экономическим и трудовым отношениям. В большинстве муниципальных образований области вопросами охраны труда практически никто не занимается.
Службы охраны труда отсутствуют на многих предприятиях.
На низком уровне находится система обучения работников, руководителей и специалистов безопасным приемам работы. Соответствующие учебные центры действуют только в двух районах области.
Из 26 пунктов Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы в связи с недостаточным финансированием выполнены полностью или частично только 17, часть мероприятий находится в стадии выполнения, сроки выполнения остальных перенесены, они войдут в программу на 2001-2003 годы.
Разработка областной целевой Программы по улучшению условий и охраны труда обусловлена необходимостью комплексного подхода к решению назревших проблем. Кроме того, решение задачи улучшения условий и охраны труда в условиях рыночной экономики невозможно без государственного регулирования и финансовой поддержки.
Основными целями и задачами областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на, 2001-2003 годы" являются:
- реализация государственной политики в области охраны труда работников в процессе производственной, деятельности;
- снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в области;
- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- повышение уровня гарантий социальной защиты работников от профессионального риска;
- создание нормативно-правовой базы для реализации основных функций государственного управления охраной труда.
Сроки реализации Программы 2001-2003 годы.
Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников:
В том числе: | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||
Из областного бюджета (руб.) | 237000 | 237000 | 238000 | |||
Из федерального бюджета (руб.) | 70000 | 70000 | 60000 | |||
Средства административных штрафов (руб.) | 60000 | 60000 | 60000 |
Финансирование из федерального бюджета осуществляется за счет средств выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ЗабНИИ по договору № 412 с Министерством природных ресурсов.
Общеэкономический эффект от улучшений условий и охраны труда повлечет за собой сокращение выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве, уменьшение расходов на профессиональную и социальную реабилитацию пострадавших; сокращение потерь вследствие простоев оборудования, расходов, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве.
Организации, осуществляющие необходимые меры по улучшению условий и охраны труда, получат экономический эффект также и за счет сокращения штрафов за нарушение требований действующего законодательства.
Выполнение Программы позволит уменьшить производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, повысить безопасность труда и социальную защищенность работающих.
Заказчиком Программы является Комитет по труду и социальному развитию Администрации области. Он же осуществляет ежегодное формирование бюджетных заявок и оперативное управление за реализацией мероприятий Программы.
Контроль за выполнением мероприятий Программы возлагается на Администрацию Читинской области. Комитет по финансам Администрации области.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно заслушиваются на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда.
мероприятий областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда
в Читинской области на 2001-2003годы"
Мероприятия | Финансовые затраты всего (тыс. руб.) | Федеральный бюджет | Областной бюджет (тыс. руб.) | Средства от штрафов, взимаемых труд-инспекцией (тыс. руб.) | Сроки проведения работ | Исполнители |
1. Нормативно-правовое обеспечение в области охраны труда 1.1. Разработать нормативно - правовые акты по совершенствованию государственной системы управления охраной труда в области с учетом нового законодательства о труде | 2001-2003 годы | Комитет по труду и социальному развитию, Администрация области | ||||
1.2. Разработать и внедрить в практику методические рекомендации "Общие санитарно-экологические требования к организации производства, техническому процессу по извлечению полезных ископаемых методом кучного выщела-чивания" | 20,0 | 20,0 | 2002 год | Центр госсанэпиднадзо-ра в Читинской области | ||
1.3. Разработать и внедрить в практику методические рекомендации "Общие санитарно-гигиенические требования к организации и содержанию предприятий малого бизнеса" | 2001 год | Центр госсанэпиднадзо-ра в Читинской области |
1.4. Внедрить в практику Руководство Р 2.2.755-99 "Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудовых процессов | 2001 год | Центр госсанэпвднадзо-ра в Читинской области, Комитет по труду и социальному развитию | ||||
1.5. Разработать комплекс нормативных документов и отраслевых методических рекомендаций по охране труда и пожарной безопасности при проведении геологоразведочных работ в восточных регионах России (включая Забайкалье) | 200,0 | 70,0 | 2001 год 2002 год 2003 год | Забайкальский комплексный научно-исследовательский институт (ЗабНИИ) | ||
1.6. Подготовить сборник основных нормативно-правовых документов по охране труда для учреждений культуры | 30,0 | 15,0 | 2001 год 2002 год | Комитет культуры, Комитет по труду и социальному развитию | ||
1.7. Обеспечить нормативно-правовой литературой учреждения здравоохранения области | 30,0 | 15,0 | 2001 год 2002 год | Комитет здравоохранения | ||
1.8. Подготовить сборник и обеспечить основной нормативной документацией по охране труда все сельскохозяйственные предприятия, объединения, управления аграрно-промышленного комплекса области | 47,0 | 17,0 | 2001 год 2002 год | Комитет сельского хозяйства и продовольствия, Комитет по труду и социальному развитию | ||
2. Совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты | ||||||
2.1. Осуществить техническое решение вопросов надежной изоляции радоновыделяющих пространств и ограничение поступления дочерних продуктов распада в рудничную атмосферу | 2002 год | АООТ "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" |
2.2. Создать локальную систему оповещения на-селения в случае аварийных ситуаций на хлора-торной производственного управления водоснабжения и водоотведения" (ПУВВ) | 40,0 | 40,0 | 2002 год | Производственное управление водоснабжения и водоотведения (ПУВВ) | ||
2.3. Провести обследование и составить рекомендации по снижению напряженности труда операторов ПЭВМ путем контроля и регулирования аэроионной составляющей воздуха помещений | 15,0 | 15,0 | 2003 год | Комитет по труду и социальному развитию, обследуемые организации, Центр госсанэпинадзора в Читинской области | ||
2.4. Создать банк данных ни предприятиям, производящим и торгующим средствами индивидуальной и коллективной защиты | 2002 год | Комитет по труду и социальному развитию Администрации области | ||||
3. Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования | ||||||
3.1. Создать областной центр охраны труда при Комитете по труду и социальному развитию и Администрации области | 110,0 | 110,0 | 2001 год | Комитет по труду и социальному развитию, Администрация области | ||
3.2. Подготовить экспертов - аудиторов в области сертификации работ по охране труда | 30,0 | 15,0 | 2001 год 2002 год | Комитет по труду и социальному развитию, Администрация области | ||
3.3. Для осуществления контроля за химической безопасностью приобрести и внедрить в практику: а) программу АРИПС (автоматизированная распределительная информационно-поисковая система) "Опасные вещества", разработанную Российским регистром потенциально-опасных веществ | 2001 год | Центр госсанэпиднадзо-ра в Читинской области |