Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 марта 1999 года N 270

Об утверждении плана комплексных мер противодействия наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999-2001 годы

Опубликовано:

"Азия-Экспресс" N 11 от 18.03.1999 г.

г. Чита

{Утратило силу:

по истечении срока действия}

В соответствии с Федеральным законом N 3-ФЗ от 8.01.98 г. "О наркотических и психотропных веществах" и Распоряжением Президента РФ N 343-РП от 17.09.98 г. "О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими" и в связи с увеличением количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ в Читинской области

постановляю:

1. Утвердить План комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления и плановых мероприятий возложить на заместителя Главы администрации Читинской области по государственно-правовым вопросам и кадрам Трофимова С.Б.

Глава администрации
Р. Гениатулин


УТВЕРЖДЕНО

Постановлением главы

Администрации Читинской области

от 04.03.1999 г. N 270

ПЛАН комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999-2001 годы

1. Анализ исходного состояния проблемы


На протяжении последних лет наркоситуация в Читинской области характеризуется устойчивым увеличением спроса на наркотики, повышением активности наркодельцов, продолжающимся ростом уголовных преступлений, совершаемых на почве злоупотребления наркосодержащими и одурманивающими средствами.

Так, за 10 месяцев 1998 года правоохранительными органами зарегистрировано 1244 преступления, связанных с наркотиками и сильнодействующими веществами, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 1997 года. Рост преступлений отмечен в 31 из 32 районов и особенно в областном центре. Количество совершивших их лиц возросло в сравнении с 1995 годом с 168 до 816 человек. Наблюдается рост групповых преступлений, число которых от количества зарегистрированных по данным за 1997 год составляет 11,7% (по России - 4,8). В целом же уровень наркопреступности на территории Читинской области остается одним из самых высоких в стране. Если в среднем по России выявляется 1 наркопреступление на 2 тысячи жителей, то по области 1 преступление - на 1100 человек.

В 1991 году из незаконного оборота изъято 436 кг наркотических средств, в 1998 году - 3128,7 кг, большую часть которых составляют производные дикорастущие конопли, ее заросли на территории области занимают около 900 га.

Все более широкое распространение получают наркотические средства опийной группы. Если в 1996 году правоохранительными органами было осуществлено 138 изъятий опия, то в 1997 году - 188 (+ 36,2 %), что по ценам "черного" рынка составляет 628 тыс. деноминированных рублей.

Основная масса "тяжелых" наркотиков поступает из республик Средней Азии и стран СНГ.

Ежегодно фиксируются правонарушения правил хранения, учета, отпуска наркосредств работниками лечебно-профилактических учреждений и аптечной сети области. В 1997 году пресекалась незаконная деятельность 56 лиц, занимавшихся безлицензионной торговлей наркосодержащими лекарствами "с рук" в общественных местах.

На территории области уже сложился наркорынок, ведущую роль в котором занимают криминальные структуры из числа местных жителей, а также группировок цыган и азербайджанцев.

На учете в наркологических учреждениях Комитета здравоохранения области состоит 1087 человек. Особую тревогу вызывает тот факт, что 80% потребителей наркотиков и токсичных веществ составляют лица в возрасте до 30 лет, из них 76% - не достигших 16 лет. По эпидемиологическим данным эта цифра в 6-1-раз выше официальной.

Проблема наркомании многогранна, включает экономический, социальный, медицинский и правовой аспекты.

Ранее предпринимаемые меры исполнительной властью (правоохранительные органы, здравоохранение, образование) по стабилизации обстановки в решении проблем наркомании не достигли желаемого результата. Одна из главных причин этого - недостаточное финансирование программы действий, препятствующее распространению наркомании. Другой причиной является несогласованность и нескоординированность противодействия данному социальному злу всех органов и структур исполнительной власти, отсутствие взаимодействия с общественными организациями, средствами массовой информации.

В силу указанных выше причин, в области не проводятся долгосрочные молодежные акции, направленные на отказ от наркотиков, не развита сеть досуговых подростковых клубов и оздоровительно-спортивных учреждений, на областном телевидении и радио отсутствуют тематические передачи по проблемам наркомании, специализированные подразделения правоохранительных органов должным образом не обеспечены спецтехникой и аппаратурой для обнаружения наркотиков. Анализ судебной практики по делам о наркопреступлениях показывает, что свыше 75% лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, получают наказание, не связанное с лишением свободы и. как правило, продолжают заниматься противоправной деятельностью.

Нормальные условия стационарного лечения наркозависимых больных в районах и областном центре отсутствуют, как правило, оно проводится в общесамотических больницах или на психиатрических койках. Областной наркологический диспансер не обеспечен соответствующим техническим оборудованием, ощущается дефицит лекарственных препаратов для лечения больных.

Отсутствие врачей-наркологов, школьных практических психологов в отдельных районах области также отрицательно влияет на профилактическую работу по предупреждению и лечению наркозависимости среди населения.

Из-за недостаточной матриально-техническон базы должным образом не осуществляется медицинская и социальная реабилитация больных наркоманией.

II. Цели и задачи плановых мероприятий.


Главной целью плановых мероприятий является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимально опасного для общества.

III. Основные задачи.


Выявление, предупреждение и пресечение распространения наркомании путем совершенствования и наращивания усилий органов исполнительной власти (правоохранительных органов, здравоохранения, образования, молодежных и общественных организаций) по противодействию злоупотреблению наркотических средств, психотропных веществ и их рекурсоров.

Оказание медицинской, психологической и реабилитационной помощи больным наркоманией, в первую очередь, несовершеннолетним.

Развитие материально-технической базы и подготовка кадров для работы с больными наркоманией.

IV. Эффект, ожидаемый от реализации плановых мероприятий.


При осуществлении плановых мероприятий будут решены вопросы просветительской деятельности, расширения сети досуговых и спортивных учреждений, что в сочетании с ограничением и сокращением незаконного рынка сбыта наркотиков позволит сократить (не допустить увеличения) численности потребителей наркотических средств.

Организация наркотических учреждений и использование современных методов медицинской социальной реабилитации позволит улучшить эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий среди больных наркоманией и в целом улучшить проблемы наркоситуации в Читинской области.

МЕРОПРИЯТИЯ

Срок исполнения

Исполнители

1. Организационные и правовые меры.

1.1. В целях определения фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества, провести комплексные исследования и осуществить оценку:
 а) уровня латентности незаконного оборота наркотических средств н связанной с наркоманией преступности;

 6} материальных потер), от распространения наркомании в сфере медицины (затраты на лечение наркоманов, реабилитационные меры, содержание обслуживающего персонала и т.д.), правопорядка при осуществлении правосудия (затраты на специальные мероприятия, процессуальную деятельность правоохранительных органов и т.д.).

Декабрь 1999 - 2000 гг.
 Декабрь 1999 2001 гг.

УВД, ЗабУВДТ.
 Управление юстиции, Комитет государственной статистики.

1.2. На основании и во исполнение положений настоящего плана разработать и принять городские, районные программы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы.

1 квартал
 1999 года

Территориальные образования городов и районов.

1.3. Организовать оперативно-розыскные мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков, особое внимание уделить предотвращению пактов легализации и отмывания преступно нажитых доходов в сфере кредитно-финансовой, коммерческой деятельности предприятий различных видов собственности, в первую очередь использования в этих целях учреждений игорного шоу-бизнеса и лжепредпринимательства.

Ноябрь 1999 г.

УВД, ЗабУВДТ. Читинская таможня,
 Забайкальская таможня, Борзинская таможня, УФСНП.

1.4. Через областную Думу проработать законодательный вопрос по возможному применению санкций к коммерческим структурам, содержащим места отдыха и культурного досуга населения, на территории которых распространяются наркотики, а также расторжения договоров аренды, при этом особое внимание обратить на учебные заведения и места отдыха молодежи.

1 полугодие
 1999 год а.

Прокуратура Читинской области, Забайкальская транспортная прокуратура, Управление юстиции, УВД, ЗабУВДТ, РУФСБ.

1.5. С учетом имеющихся межгосударственных соглашений проработать правовые меры, ограничивающие возможность появления из стран СНГ на территории области лиц, участвующих (подозреваемых) в наркобизнесе.

II полугодие
 1999 года.

Прокуратура Читинской области, Забайкальская транспортная прокуратура, Управление юстиции, УВД, ЗабУВДТ, РУФСБ.

1.6. Нa координационном совещании заинтересованных работников правоохранительных органов области решить вопрос об упорядоченном использовании действующего на основе компьютерной техники банка данных "Наркобизнес" при УВД области на лиц, участвующих (подозреваемых) в незаконном обороте наркотиков.

1 полугодие
 1999 года.

УВД, ЗабУВДТ, РУФСБ, Читинская таможня, Федеральное управление пограничной службы.

1.7. Обобщить судебную практику по делам о преступлениях, связанных с наркотиками с целью выявления распространенности преступлений по районам области, условий, способствующих преступлениям, соразмерности наказания с тяжестью содеянного.

Декабрь 1999 г

Управление юстиции, Прокуратура Читинской области, комитет государственной статистики.

1.8. Систематически анализировать состояние организации
 борьбы с наркоманией в следственном изоляторе и исправительных колониях, обратив особое внимание на исполнение приговоров в части принудительного лечения от наркомании.

По полугодиям

Управление юстиции, УВД

1.9. Разработать правовые и организационные основы выявления, освидетельствования и учета различных категорий граждан, допускающих немедицинское потребление наркосредств.

декабрь
 1999 г.

Комитет здравоохранения, Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики, УВД.

1.10. На основе отечественного и зарубежного опыта разработать концепцию лечения и ресоциализации больных наркоманией, а также организационно-методические модели ее реализации.

1999 - 2001 гг.

1.11. Органам исполнительной власти обеспечить выполнение действующего законодательства об охране здоровья граждан в части защиты от рекламы алкогольных и табачных изделии в региональных средствах массовой информации (ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Постоянно

УВД

11. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами

2 1. Допуск к ряду профессий, определенных Министерством здравоохранения, осуществлять после проведения наркологического контроля.

Постоянно.

Комитет здравоохранения.

2.2. Обеспечить подготовку и переподготовку специалистов наркологических учреждений здравоохранения и органов внутренних дел, осуществляющих профилактику и лечение

1999-2001 гг.

Комитет здравоохранения, УВД

2.3. На основе методических рекомендаций по раннему выявлению и профилактике наркомании, токсикомании, разработать программу учебного курса для учащихся общеобразовательных школ "Здоровый образ жизни".

Декабрь 1999 г.

Комитет здравоохранения, Комитет общего, профессионального oбразования, науки и молодежной политики, УВД.

2.4. Укомплектовать должности врачей-наркологов, психиатров, фельдшеров-наркологов для оказания практической помощи подросткам, склонным к употреблению наркотиков и других одурманивающих средств.

1999-2000 гг.

Комитет здравоохранения, территориальные образования городов и районов.

2.5. В целях предупреждения и сокращения незаконного спроса на наркотические средства разработать и использовать в работе пособия для родителей, педагогов, воспитателей, специальных работников по формированию у детей негативного отношения к употреблению наркотиков.

II квартал 2000 г.

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики, Комитет здравоохранения, Читинская государственная медицинская академия, Забайкальский государственный педагогический университет им. Чернышевского Н. Г., отдел профилактики и организации работы участковых инспекторов милиции и ИНД УВЛ. Отдел п о борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД.

2.6. Продолжить выпуск ежемесячного бюллетеня по проблемам наркомании

Постоянно

Центр лечения от химической зависимости

2.7. Организовать проведение в общеобразовательных учреждениях и вузах области силам медицинских работников общей лечебной сети профосмотров, в т. ч., при необходимости, с привлечением врачей-наркологов.

Ежегодно

Комитет здравоохранения

2.8. Совместно с отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Читинской области ежеквартально проводить сверки всех лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом ''Наркомания", нуждающихся в обязательном обследовании и лечении.

Главный врач областного наркологического диспансера, Отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД.

2.9. Поддерживать и развивать общественные организации типа "Родничок", "Спасательный круг", "Стриж", комитет "Матери за жизнь без наркотиков и алкоголя" и т.п., осуществляющих лечебную, оздоровительно-профилактическую работу

Постоянно

Администрация области. Территориальные образования городов и районов.

2.10. В целях предупредительно-профилактической работы по борьбе с распространением наркомании среди различных слоев населения области заинтересованным работникам органов власти и управления активней использовать возможности средств массовой информации.

Постоянно

УВД, ЗУВДТ, РУФСБ, Забайкальское региональное управление федеральной пограничной службы РФ Комитет здравоохранения, Комитет общего профессионального образования, науки и молодежной политики, Читинская таможня, Борзинская таможня, Прокуратура Читинской области, Забайкальская транспортная прокуратура, Управление юстиции.

III. Обеспечение контроля за распределением наркотических средств и их незаконным оборотом.

3.1. Изучить основные каналы и источники поступления наркотиков на территорию области и разработать меры перекрытия каналов незаконной транспортировки и доставки наркотиков по основным направлениям их перемещения, для чего ежегодно осуществлять комплексную оперативно-профилактическую операцию "Допинг".

1999-2001 гг.

УВД, ЗабУВДТ, РУФСБ, Забайкальское региональное управление федеральной пограничной службы РФ, Читинская таможня, Забайкальская таможня, Борзинская таможня.

3.2. Обеспечить постоянное проведение мероприятий по выявлению и уничтожению незаконных посевов и зарослей дикорастущей наркодействующей растительности. Ежегодно проводить комплексные профилактические операции "Мак".

1999-2001 гг.

УВД, Комитет сельского хозяйства и продовольствия.

3.3. Регулярно проводить комплексные проверки состояния хранения, учета, отпуска, рационального назначения наркотических, психотропных лекарственных средств в лечебно-профилактических, аптечных учреждениях, организациях, предприятиях и коммерческих структурах области.

Ежегодно

Комитет здравоохранения, УВД.

3.4. Утвердить нормативы потребления наркотических лекарственных средств больными для каждого города и района, осуществлять контроль за отпуском данных лекарственных средств из аптек в соответствии с утвержденными нормативами.

Ежегодно

Комитет здравоохранения.

3.5. С учетом климатических условий Забайкалья организовать служебные и складские помещения (база РОСТЭК, контейнерная база и т.д.). где в соответствии с предъявляемыми требованиями по проведению таможенных операций могут производиться проверки "подозрительных" грузов, особенно из стран СНГ.

1999 г.

ЗабУВДТ. Читинская таможня, Забайкальская таможня, Борзинская таможня.

3.6. Исходя из анализа складывающейся обстановки вносить в соответствующие коррективы в комплекс организационных мероприятий по пресечению незаконного ввоза (вывоза) наркосредств по каналам международных сообщений в процессе пограничного контроля пассажиропотока, транспортных средств и грузов.

1999-2001 гг.

Забайкальское региональное управление федеральной пограничной службы РФ, Читинская таможня, Забайкальская таможня, Борзинская таможня.

3.7. Систематически осуществлять рейды но предотвращению появления молодежи и состоянии алкогольного и наркотическго опьянения в общественных местах и на массовых мероприятиях, включая дискотеки. В процессе данной работы выявлять и пресекать противозаконную деятельность наркодельцов.

1999-2001

УВД

3.8. Продолжить практику совер шенствования системы постоянного контроля на основных предприятиях связи за пересылкой наркотиков в почтовых отправлениях, оснастив соответствующими техническими средствами места хранения бандеролей, посылок. Аналогичные мероприятия осуществлять на пунктах таможенных служб области.

1999-2001 гг.

УВД, РУФСБ, ЗабУВДТ, Управление связи, Читинская таможня, Забайкальская таможня, Борзинская таможня.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»