ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 марта 1999 года N 270
Об утверждении плана комплексных мер противодействия наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999-2001 годы
Опубликовано:
"Азия-Экспресс" N 11 от 18.03.1999 г.
г. Чита
{Утратило силу:
по истечении срока действия}
В соответствии с Федеральным законом N 3-ФЗ от 8.01.98 г. "О наркотических и психотропных веществах" и Распоряжением Президента РФ N 343-РП от 17.09.98 г. "О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими" и в связи с увеличением количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ в Читинской области
постановляю:
1. Утвердить План комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления и плановых мероприятий возложить на заместителя Главы администрации Читинской области по государственно-правовым вопросам и кадрам Трофимова С.Б.
Глава администрации
Р. Гениатулин
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением главы
Администрации Читинской области
от 04.03.1999 г. N 270
На протяжении последних лет наркоситуация в Читинской области характеризуется устойчивым увеличением спроса на наркотики, повышением активности наркодельцов, продолжающимся ростом уголовных преступлений, совершаемых на почве злоупотребления наркосодержащими и одурманивающими средствами.
Так, за 10 месяцев 1998 года правоохранительными органами зарегистрировано 1244 преступления, связанных с наркотиками и сильнодействующими веществами, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 1997 года. Рост преступлений отмечен в 31 из 32 районов и особенно в областном центре. Количество совершивших их лиц возросло в сравнении с 1995 годом с 168 до 816 человек. Наблюдается рост групповых преступлений, число которых от количества зарегистрированных по данным за 1997 год составляет 11,7% (по России - 4,8). В целом же уровень наркопреступности на территории Читинской области остается одним из самых высоких в стране. Если в среднем по России выявляется 1 наркопреступление на 2 тысячи жителей, то по области 1 преступление - на 1100 человек.
В 1991 году из незаконного оборота изъято 436 кг наркотических средств, в 1998 году - 3128,7 кг, большую часть которых составляют производные дикорастущие конопли, ее заросли на территории области занимают около 900 га.
Все более широкое распространение получают наркотические средства опийной группы. Если в 1996 году правоохранительными органами было осуществлено 138 изъятий опия, то в 1997 году - 188 (+ 36,2 %), что по ценам "черного" рынка составляет 628 тыс. деноминированных рублей.
Основная масса "тяжелых" наркотиков поступает из республик Средней Азии и стран СНГ.
Ежегодно фиксируются правонарушения правил хранения, учета, отпуска наркосредств работниками лечебно-профилактических учреждений и аптечной сети области. В 1997 году пресекалась незаконная деятельность 56 лиц, занимавшихся безлицензионной торговлей наркосодержащими лекарствами "с рук" в общественных местах.
На территории области уже сложился наркорынок, ведущую роль в котором занимают криминальные структуры из числа местных жителей, а также группировок цыган и азербайджанцев.
На учете в наркологических учреждениях Комитета здравоохранения области состоит 1087 человек. Особую тревогу вызывает тот факт, что 80% потребителей наркотиков и токсичных веществ составляют лица в возрасте до 30 лет, из них 76% - не достигших 16 лет. По эпидемиологическим данным эта цифра в 6-1-раз выше официальной.
Проблема наркомании многогранна, включает экономический, социальный, медицинский и правовой аспекты.
Ранее предпринимаемые меры исполнительной властью (правоохранительные органы, здравоохранение, образование) по стабилизации обстановки в решении проблем наркомании не достигли желаемого результата. Одна из главных причин этого - недостаточное финансирование программы действий, препятствующее распространению наркомании. Другой причиной является несогласованность и нескоординированность противодействия данному социальному злу всех органов и структур исполнительной власти, отсутствие взаимодействия с общественными организациями, средствами массовой информации.
В силу указанных выше причин, в области не проводятся долгосрочные молодежные акции, направленные на отказ от наркотиков, не развита сеть досуговых подростковых клубов и оздоровительно-спортивных учреждений, на областном телевидении и радио отсутствуют тематические передачи по проблемам наркомании, специализированные подразделения правоохранительных органов должным образом не обеспечены спецтехникой и аппаратурой для обнаружения наркотиков. Анализ судебной практики по делам о наркопреступлениях показывает, что свыше 75% лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, получают наказание, не связанное с лишением свободы и. как правило, продолжают заниматься противоправной деятельностью.
Нормальные условия стационарного лечения наркозависимых больных в районах и областном центре отсутствуют, как правило, оно проводится в общесамотических больницах или на психиатрических койках. Областной наркологический диспансер не обеспечен соответствующим техническим оборудованием, ощущается дефицит лекарственных препаратов для лечения больных.
Отсутствие врачей-наркологов, школьных практических психологов в отдельных районах области также отрицательно влияет на профилактическую работу по предупреждению и лечению наркозависимости среди населения.
Из-за недостаточной матриально-техническон базы должным образом не осуществляется медицинская и социальная реабилитация больных наркоманией.
Главной целью плановых мероприятий является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимально опасного для общества.
Выявление, предупреждение и пресечение распространения наркомании путем совершенствования и наращивания усилий органов исполнительной власти (правоохранительных органов, здравоохранения, образования, молодежных и общественных организаций) по противодействию злоупотреблению наркотических средств, психотропных веществ и их рекурсоров.
Оказание медицинской, психологической и реабилитационной помощи больным наркоманией, в первую очередь, несовершеннолетним.
Развитие материально-технической базы и подготовка кадров для работы с больными наркоманией.
При осуществлении плановых мероприятий будут решены вопросы просветительской деятельности, расширения сети досуговых и спортивных учреждений, что в сочетании с ограничением и сокращением незаконного рынка сбыта наркотиков позволит сократить (не допустить увеличения) численности потребителей наркотических средств.
Организация наркотических учреждений и использование современных методов медицинской социальной реабилитации позволит улучшить эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий среди больных наркоманией и в целом улучшить проблемы наркоситуации в Читинской области.
МЕРОПРИЯТИЯ | Срок исполнения | Исполнители |
1. Организационные и правовые меры. | ||
1.1. В целях определения фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества, провести комплексные исследования и осуществить оценку: | Декабрь 1999 - 2000 гг. | УВД, ЗабУВДТ. |
1.2. На основании и во исполнение положений настоящего плана разработать и принять городские, районные программы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы. | 1 квартал | Территориальные образования городов и районов. |
1.3. Организовать оперативно-розыскные мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков, особое внимание уделить предотвращению пактов легализации и отмывания преступно нажитых доходов в сфере кредитно-финансовой, коммерческой деятельности предприятий различных видов собственности, в первую очередь использования в этих целях учреждений игорного шоу-бизнеса и лжепредпринимательства. | Ноябрь 1999 г. | УВД, ЗабУВДТ. Читинская таможня, |
1.4. Через областную Думу проработать законодательный вопрос по возможному применению санкций к коммерческим структурам, содержащим места отдыха и культурного досуга населения, на территории которых распространяются наркотики, а также расторжения договоров аренды, при этом особое внимание обратить на учебные заведения и места отдыха молодежи. | 1 полугодие | Прокуратура Читинской области, Забайкальская транспортная прокуратура, Управление юстиции, УВД, ЗабУВДТ, РУФСБ. |
1.5. С учетом имеющихся межгосударственных соглашений проработать правовые меры, ограничивающие возможность появления из стран СНГ на территории области лиц, участвующих (подозреваемых) в наркобизнесе. | II полугодие | Прокуратура Читинской области, Забайкальская транспортная прокуратура, Управление юстиции, УВД, ЗабУВДТ, РУФСБ. |
1.6. Нa координационном совещании заинтересованных работников правоохранительных органов области решить вопрос об упорядоченном использовании действующего на основе компьютерной техники банка данных "Наркобизнес" при УВД области на лиц, участвующих (подозреваемых) в незаконном обороте наркотиков. | 1 полугодие | УВД, ЗабУВДТ, РУФСБ, Читинская таможня, Федеральное управление пограничной службы. |
1.7. Обобщить судебную практику по делам о преступлениях, связанных с наркотиками с целью выявления распространенности преступлений по районам области, условий, способствующих преступлениям, соразмерности наказания с тяжестью содеянного. | Декабрь 1999 г | Управление юстиции, Прокуратура Читинской области, комитет государственной статистики. |
1.8. Систематически анализировать состояние организации | По полугодиям | Управление юстиции, УВД |
1.9. Разработать правовые и организационные основы выявления, освидетельствования и учета различных категорий граждан, допускающих немедицинское потребление наркосредств. | декабрь | Комитет здравоохранения, Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики, УВД. |
1.10. На основе отечественного и зарубежного опыта разработать концепцию лечения и ресоциализации больных наркоманией, а также организационно-методические модели ее реализации. | 1999 - 2001 гг. | |
1.11. Органам исполнительной власти обеспечить выполнение действующего законодательства об охране здоровья граждан в части защиты от рекламы алкогольных и табачных изделии в региональных средствах массовой информации (ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). | Постоянно | УВД |
11. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами | ||
2 1. Допуск к ряду профессий, определенных Министерством здравоохранения, осуществлять после проведения наркологического контроля. | Постоянно. | Комитет здравоохранения. |
2.2. Обеспечить подготовку и переподготовку специалистов наркологических учреждений здравоохранения и органов внутренних дел, осуществляющих профилактику и лечение | 1999-2001 гг. | Комитет здравоохранения, УВД |
2.3. На основе методических рекомендаций по раннему выявлению и профилактике наркомании, токсикомании, разработать программу учебного курса для учащихся общеобразовательных школ "Здоровый образ жизни". | Декабрь 1999 г. | Комитет здравоохранения, Комитет общего, профессионального oбразования, науки и молодежной политики, УВД. |
2.4. Укомплектовать должности врачей-наркологов, психиатров, фельдшеров-наркологов для оказания практической помощи подросткам, склонным к употреблению наркотиков и других одурманивающих средств. | 1999-2000 гг. | Комитет здравоохранения, территориальные образования городов и районов. |
2.5. В целях предупреждения и сокращения незаконного спроса на наркотические средства разработать и использовать в работе пособия для родителей, педагогов, воспитателей, специальных работников по формированию у детей негативного отношения к употреблению наркотиков. | II квартал 2000 г. | Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики, Комитет здравоохранения, Читинская государственная медицинская академия, Забайкальский государственный педагогический университет им. Чернышевского Н. Г., отдел профилактики и организации работы участковых инспекторов милиции и ИНД УВЛ. Отдел п о борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД. |
2.6. Продолжить выпуск ежемесячного бюллетеня по проблемам наркомании | Постоянно | Центр лечения от химической зависимости |
2.7. Организовать проведение в общеобразовательных учреждениях и вузах области силам медицинских работников общей лечебной сети профосмотров, в т. ч., при необходимости, с привлечением врачей-наркологов. | Ежегодно | Комитет здравоохранения |
2.8. Совместно с отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Читинской области ежеквартально проводить сверки всех лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом ''Наркомания", нуждающихся в обязательном обследовании и лечении. | Главный врач областного наркологического диспансера, Отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД. | |
2.9. Поддерживать и развивать общественные организации типа "Родничок", "Спасательный круг", "Стриж", комитет "Матери за жизнь без наркотиков и алкоголя" и т.п., осуществляющих лечебную, оздоровительно-профилактическую работу | Постоянно | Администрация области. Территориальные образования городов и районов. |
2.10. В целях предупредительно-профилактической работы по борьбе с распространением наркомании среди различных слоев населения области заинтересованным работникам органов власти и управления активней использовать возможности средств массовой информации. | Постоянно | УВД, ЗУВДТ, РУФСБ, Забайкальское региональное управление федеральной пограничной службы РФ Комитет здравоохранения, Комитет общего профессионального образования, науки и молодежной политики, Читинская таможня, Борзинская таможня, Прокуратура Читинской области, Забайкальская транспортная прокуратура, Управление юстиции. |
III. Обеспечение контроля за распределением наркотических средств и их незаконным оборотом. | ||
3.1. Изучить основные каналы и источники поступления наркотиков на территорию области и разработать меры перекрытия каналов незаконной транспортировки и доставки наркотиков по основным направлениям их перемещения, для чего ежегодно осуществлять комплексную оперативно-профилактическую операцию "Допинг". | 1999-2001 гг. | УВД, ЗабУВДТ, РУФСБ, Забайкальское региональное управление федеральной пограничной службы РФ, Читинская таможня, Забайкальская таможня, Борзинская таможня. |
3.2. Обеспечить постоянное проведение мероприятий по выявлению и уничтожению незаконных посевов и зарослей дикорастущей наркодействующей растительности. Ежегодно проводить комплексные профилактические операции "Мак". | 1999-2001 гг. | УВД, Комитет сельского хозяйства и продовольствия. |
3.3. Регулярно проводить комплексные проверки состояния хранения, учета, отпуска, рационального назначения наркотических, психотропных лекарственных средств в лечебно-профилактических, аптечных учреждениях, организациях, предприятиях и коммерческих структурах области. | Ежегодно | Комитет здравоохранения, УВД. |
3.4. Утвердить нормативы потребления наркотических лекарственных средств больными для каждого города и района, осуществлять контроль за отпуском данных лекарственных средств из аптек в соответствии с утвержденными нормативами. | Ежегодно | Комитет здравоохранения. |
3.5. С учетом климатических условий Забайкалья организовать служебные и складские помещения (база РОСТЭК, контейнерная база и т.д.). где в соответствии с предъявляемыми требованиями по проведению таможенных операций могут производиться проверки "подозрительных" грузов, особенно из стран СНГ. | 1999 г. | ЗабУВДТ. Читинская таможня, Забайкальская таможня, Борзинская таможня. |
3.6. Исходя из анализа складывающейся обстановки вносить в соответствующие коррективы в комплекс организационных мероприятий по пресечению незаконного ввоза (вывоза) наркосредств по каналам международных сообщений в процессе пограничного контроля пассажиропотока, транспортных средств и грузов. | 1999-2001 гг. | Забайкальское региональное управление федеральной пограничной службы РФ, Читинская таможня, Забайкальская таможня, Борзинская таможня. |
3.7. Систематически осуществлять рейды но предотвращению появления молодежи и состоянии алкогольного и наркотическго опьянения в общественных местах и на массовых мероприятиях, включая дискотеки. В процессе данной работы выявлять и пресекать противозаконную деятельность наркодельцов. | 1999-2001 | УВД |
3.8. Продолжить практику совер шенствования системы постоянного контроля на основных предприятиях связи за пересылкой наркотиков в почтовых отправлениях, оснастив соответствующими техническими средствами места хранения бандеролей, посылок. Аналогичные мероприятия осуществлять на пунктах таможенных служб области. | 1999-2001 гг. | УВД, РУФСБ, ЗабУВДТ, Управление связи, Читинская таможня, Забайкальская таможня, Борзинская таможня. |