ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 22 ноября 1996 года N 37-ОЗ
О ЗАКОНЕ И ИНОМ НОРМАТИВНОМ ПРАВОВОМ АКТЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Признан утратившим силу
Законом Челябинской области от 07.06.2002 N 87-ЗО; НГР: ru74000200200150
Статья 1. Настоящий Закон определяет порядок подготовки законов и иных нормативных правовых актов области, их издания, действия и толкования.
Статья 2. Закон области - это нормативный правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти по вопросам ведения области, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не противоречащий Конституции Российской Федерации и федеральным законам, содержащий правовые нормы постоянного действия и обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам области.
Статья 3. Основным Законом области является Устав Челябинской области - правовая основа ее социально - экономической, политической и культурной жизни, он имеет высшую юридическую силу в системе законов и иных нормативных правовых актов области.
Статья 4. Законы области, принятые областным референдумом, обладают высшей юридической силой по сравнению с другими законами области. Изменение либо отмена закона, принятого областным референдумом, возможны только путем проведения областного референдума и принятия им решения.
Статья 5. Нормативный правовой акт - это акт, изданный управомоченным на то органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Статья 6. Нормативными правовыми актами области являются законы, постановления законодательного (представительного) органа и постановления главы администрации области, отвечающие требованиям статьи 5 настоящего Закона.
Статья 7. Органы государственной власти области издают законы и иные нормативные правовые акты в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом области и ее законами.
Статья 8. Законы и иные нормативные правовые акты области должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также иным нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим по сравнению с ними более высокую юридическую силу.
Статья 9. Орган исполнительной власти области вправе в установленном законодательством области порядке, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам, делегировать часть своих полномочий по принятию нормативных правовых актов федеральным органам.
В нормативном правовом акте области о делегировании должно быть указано: какое конкретное полномочие и какому органу делегируется и на какой срок. В нем устанавливаются общие цели и рамки, в пределах которых федеральный орган вправе реализовать это полномочие.
Орган исполнительной власти области в установленном законом области порядке вправе определить расходы на реализацию делегированного им полномочия в пределах имеющихся у него бюджетных средств.
Статья 10. Орган исполнительной власти области вправе принять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области часть полномочий государственных органов Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов.
Орган исполнительной власти области, которому делегировано полномочие федеральными органами, не вправе делегировать его другому органу государственной власти области.
При принятии нормативного правового акта в порядке реализации делегированного полномочия, орган исполнительной власти области обязан сослаться на закон либо иной нормативный правовой акт, которым ему делегировано соответствующее полномочие.
Статья 11. Законы и иные нормативные правовые акты области с момента вступления имеют обязательную силу на всей территории области (если иное не оговорено в самом акте) и не подлежат утверждению (санкционированию) никакими другими органами.
При противоречии закона и иного нормативного правового акта, принятого по вопросам ведения области, с законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации, действует закон и иной нормативный правовой акт области.
Статья 12. В случае противоречия закона и иного нормативного правового акта области с федеральным законом либо иным нормативным правовым актом Российской Федерации, действует последний.
Статья 13. Областной суд, областной арбитражный суд иные судебные органы области, установив несоответствие акта органа государственной власти области Конституции Российской Федерации, в связи с разрешением конкретного судебного дела, принимают решение на основе Конституции Российской Федерации, Устава области и настоящего Закона.
Статья 14. В случае несоответствия закона и иного нормативного правового акта области заключенным в установленном порядке международным договорам, в которых участвует область, или общепризнанным нормам международного права, применяются правила, установленные этими договорами и нормами.
Статья 15. Законы и иные нормативные правовые акты области, принятые по вопросам ведения Российской Федерации и ее субъектов, применяются на территории области до принятия соответствующих законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 16. Порядок рассмотрения и принятия законов области и иных нормативных правовых актов законодательным (представительным) органом государственной власти области определяется Уставом области, Регламентом законодательного (представительного) органа области и настоящим Законом.
Порядок принятия правовых актов главой администрации области определяется Регламентом администрации области, утверждаемым главой администрации области.
Порядок принятия правовых актов территориальными органами государственного управления Российской Федерации определяется положениями об этих органах, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Статья 17. На основании настоящего Закона законодательный (представительный) орган области издает методические указания о порядке подготовки законов области.
Глава администрации области издает Правила о порядке подготовки постановлений главы администрации области.
Статья 18. На основании Устава области законодательный (представительный) орган области принимает Устав области, изменения и дополнения к нему, законы и постановления по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области к его ведению.
Председатель законодательного (представительного) органа области во исполнение законов и иных нормативных правовых актов издает, в пределах установленных для него полномочий, распоряжения.
Статья 19. Законами области регулируются вопросы, имеющие важнейшее значение для области.
Постановлениями законодательного (представительного) органа области решаются вопросы нормативного, организационного или оперативного характера.
Законом области регулируются:
- принципы организации органов государственной власти области, порядок их формирования и деятельности;
- права и обязанности граждан, способы их охраны и обеспечения;
- общие принципы организации местного самоуправления;
- установление всех видов областных налогов;
- порядок формирования и расходования областного бюджета;
- основные вопросы социально - экономического развития области;
- иные вопросы, если они отнесены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области к ведению законодательного (представительного) органа области.
Статья 20. Законодательный (представительный) орган области принимает постановления по вопросам организации своей работы, работы органов и служб законодательного (представительного) органа области, а также в порядке осуществления некоторых других полномочий в пределах, прямо предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом и законами области.
Статья 21. Глава администрации области на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области принимает постановления.
Решения главы администрации области, имеющие нормативный характер или важное значение, принимаются в форме постановления. Решения по оперативным и другим текущим вопросам ненормативного характера издаются в форме распоряжений главы администрации области.
Статья 22. Органы администрации области во исполнение постановлений главы администрации области вправе издавать распоряжения ненормативного характера.
При издании органом администрации области правового акта указывается, во исполнение какого акта (его статьи или пункта) издается данный правовой акт.
Статья 23. Планы законопроектных работ на год и предстоящий квартал, а также подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов области разрабатываются постоянными комиссиями законодательного (представительного) органа области. Данные планы утверждаются постановлениями законодательного (представительного) органа области.
Глава администрации области вносит на рассмотрение законодательного (представительного) органа области планы подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов области на год и на предстоящий квартал для включения в сводный план законопроектных работ области и учета в плане работы предстоящих заседаний законодательного (представительного) органа области.
Статья 24. При разработке планов законопроектных работ учитываются предложения заинтересованных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, народных депутатов, научных учреждений, а также высказанные в печати или в письмах предложения граждан и их объединений.
Статья 25. Текущие планы законопроектных работ составляются, как правило, сроком на один год.
При необходимости разрабатываются перспективные планы на срок до двух лет. В них определяются направления развития законодательства области, крупные мероприятия по кодификации и иному упорядочению законов и иных нормативных правовых актов области, намечается подготовка систематизированных изданий законов и иных нормативных правовых актов либо их переиздание на обновленной основе. Перспективные планы учитываются и конкретизируются в текущих планах законопроектных работ.
Статья 26. Планы законопроектных работ предусматривают разработку проектов наиболее важных законов и иных нормативных правовых актов и не исключают подготовки проектов вне плана в соответствии с федеральными законами или по собственной инициативе.
Статья 27. Орган, разрабатывающий проект закона и иного нормативного правового акта, как правило, создает комиссию по подготовке проекта.
К участию в подготовке проектов привлекаются представители научных учреждений, специалисты заинтересованных государственных и общественных организаций.
В подготовке проектов обязательно принимают участие юридические подразделения органов, разрабатывающих проекты.
Статья 28. Законодательный (представительный) орган области может поручить или заказать на договорной основе подготовку первоначального проекта государственным органам или организациям, научным учреждениям, общественным организациям, отдельным ученым или их коллективам.
Законодательный (представительный) орган области вправе поручить подготовку альтернативных проектов нескольким органам, организациям, лицам или заключить с ними договоры, а также объявить конкурс на лучший проект.
Статья 29. К подготовке проектов, затрагивающих права и интересы органов местного самоуправления, привлекаются представители данных органов.
Статья 30. К подготовке проектов по отдельным отраслям экономики, другим сферам государственного управления привлекаются органы администрации области (с согласия главы администрации области), отвечающие за состояние и развитие этих отраслей или сфер управления.
Статья 31. Проекты законов и иных нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа области направляются на заключение в государственно - правовое управление законодательного (представительного) органа области, а при необходимости - в случаях, установленных Регламентом данного органа, - на независимую научную экспертизу; проекты постановлений главы администрации области - в государственно - правовое управление администрации области, а в случаях, установленных Регламентом администрации области, - на независимую экспертизу.
Статья 32. Подготовленный проект закона области может быть опубликован в печати, обнародован по телевидению и радио, доведен до сведения населения иным способом.