Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 апреля 2000 года N 117-ЗО

Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Челябинской
области

____________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Челябинской области N 134-ЗО от 19 декабря 2002 года
____________________________________________________

Принят
постановлением Законодательного собрания
от 27 апреля 2000 г. N 837



Настоящий Закон определяет формы участия граждан в обеспечении общественного порядка, цели, задачи и виды деятельности народных дружин.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Предмет регулирования

1. Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении общественного порядка.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением специальных видов деятельности правоохранительных органов, с частной детективной и охранной деятельностью.

Статья 2. Правовая основа участия граждан в обеспечении общественного порядка

Правовую основу участия граждан в обеспечении общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты области, правовые акты органов местного самоуправления.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА


Статья 3. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти области

К основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти области в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:

а) определение норм участия граждан в обеспечении общественного порядка;

б) определение целей и видов деятельности народных дружин;

в) определение порядка взаимодействия народных дружин с правоохранительными органами;

г) по представлению исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления определение порядка предоставления права на бесплатный проезд в общественном транспорте гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка;

д) регулирование иных вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом (Основным Законом) Челябинской области к ведению и полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти области.

Статья 4. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти области

К основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти области в сфере участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:

а) утверждение положений об общественных центрах охраны общественного порядка, о народных дружинах;

б) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;

в) установление единых образцов удостоверений и форменной одежды для народных дружинников;

г) осуществление контроля за деятельностью граждан, связанной с их участием в обеспечении общественного порядка;

д) решение иных вопросов, отнесенных Уставом (Основным Законом) Челябинской области к ведению и полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления

К основным полномочиям органов местного самоуправления относятся:

а) решение вопросов о создании народных дружин;

б) осуществление руководства деятельностью народных дружин;

в) утверждение решений о приеме в народную дружину и отчислении из нее;

г) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с участием народных дружин;

д) предоставление права народным дружинникам на бесплатный проезд в общественном транспорте;

е) установление гарантий социальной защиты гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка;

ж) применение мер поощрения за участие в обеспечении общественного порядка;

з) определение источников финансирования народных дружин;

и) предоставление помещений и технических средств, необходимых для осуществления деятельности народных дружин;

к) осуществление контроля за деятельностью граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.

ГЛАВА III. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА


Статья 6. Участие граждан в обеспечении общественного порядка

1. Каждый гражданин имеет право принимать участие в обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

Статья 7. Формы индивидуального участия граждан в обеспечении общественного порядка

1. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

а) пропаганда правовых знаний;

б) содействие правоохранительным органам в их профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

в) содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) внештатное сотрудничество с правоохранительными органами;

д) иное участие в обеспечении общественного порядка;

е) содействие в профилактической работе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, проводимой в подростковых клубах по месту жительства;

ж) содействие работе социальных педагогов в школах города, посещение учащихся по месту жительства и осуществление дежурства на школьных мероприятиях.

2. Деятельность внештатных сотрудников правоохранительных органов осуществляется под руководством должностных лиц этих органов, как правило, на безвозмездной основе. В исключительных случаях она финансируется за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих правоохранительных органов.

Статья 8. Формы коллективного участия граждан в обеспечении общественного порядка

1. Коллективное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

а) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам;

б) народные дружины;

в) общественные центры охраны общественного порядка.

2. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

3. Народные дружины представляют собой добровольные формирования граждан, создаваемые для участия в обеспечении общественного порядка. На деятельность народных дружин не распространяются положения Федерального закона "Об общественных объединениях".

Статья 9. Общественные центры охраны общественного порядка

1. Общественные центры охраны общественного порядка создаются для объединения усилий членов народных дружин, общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам, комитетов территориального общественного самоуправления, сотрудников других заинтересованных предприятий, организаций и учреждений, внештатных сотрудников органов внутренних дел и граждан, индивидуально участвующих в обеспечении общественного порядка.

2. Общественные центры образуются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом, а также положением об общественных центрах охраны общественного порядка, утверждаемым Губернатором.

Статья 10. Требования к гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка

Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не имеют права осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных или иных противоправных целях.

ГЛАВА IV. НАРОДНЫЕ РУЖИНЫ


Статья 11. Создание народных дружин

1. Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом, а также положением о народных дружинах.

2. Положение о народных дружинах утверждается постановлением Губернатора Челябинской области.

Указанное положение определяет:

а) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;

б) структуру и порядок формирования народной дружины;

в) порядок взаимодействия народной дружины с правоохранительными органами;

г) условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из нее;

д) образцы удостоверений и форменной одежды народного дружинника.

3. С инициативой создания народной дружины в органы местного самоуправления вправе обратиться комитеты территориального самоуправления, инициативные группы граждан, руководители предприятий, учреждений и организаций, общественные организации, руководители правоохранительных органов.

4. Не допускается создание народных дружин при общественных объединениях (в том числе политических партиях) и их органах, а также создание и деятельность организационных структур политических партий и общественных объединений в народных дружинах.

Статья 12. Руководство деятельностью народных дружин

1. Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

2. Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют штабы народных дружин в порядке, установленном положением о народных дружинах Челябинской области.

Статья 13. Деятельность народных дружин

1. Народные дружины могут участвовать в:

а) обеспечении личной безопасности граждан, общественной безопасности, охране общественного порядка, обеспечении сохранности собственности физических и юридических лиц;

б) мероприятиях, проводимых правоохранительными органами в целях предупреждения, раскрытия преступлений, пресечения административных правонарушений;

в) охране государственной границы Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

г) обеспечении безопасности дорожного движения;

д) проведении неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;

е) обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;

ж) профилактической работе правоохранительных органов с лицами, склонными к совершению правонарушений, и в предупреждении детской безнадзорности.

2. В соответствии с решениями органов государственной власти и местного самоуправления народные дружины могут участвовать в иных мероприятиях, связанных с обеспечением общественного порядка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»