ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 марта 2000 года N 114-ЗО
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Признан утратившим силу Законом Челябинской области
от 10.11.2003 N 181-ЗО НГР: ru74000200300247
(в ред. Закона Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО)
Настоящий Закон регулирует порядок организации и осуществления деятельности органов опеки и попечительства в Челябинской области, устанавливает их компетенцию, основы взаимодействия с органами государственной власти.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и термины:
граждане, нуждающиеся в государственной защите - дети - сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; совершеннолетние недееспособные граждане; совершеннолетние ограниченно дееспособные граждане и совершеннолетние дееспособные граждане, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и исполнять свои обязанности;
дети - сироты - граждане в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей - граждане в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в случаях лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
план мероприятий по защите прав ребенка - документ органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности за защиту прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией); план составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана;
недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека;
ограниченно дееспособный гражданин - гражданин, ограниченный судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство;
опека - правовая форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан. Устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, лишившимися родительского попечения, над гражданами, которых суд признал недееспособными вследствие психического расстройства;
попечительство - правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения; над совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности; над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;
патронаж - правовая форма защиты интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;
приемная семья - форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
усыновление (удочерение) - юридический акт, закрепленный решением суда, в силу которого между ребенком (усыновленным или удочеренным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми.
1. Органами опеки и попечительства Челябинской области (далее - органы опеки и попечительства) являются органы местного самоуправления.
2. Исключен. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.
Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Всеобщей декларацией прав и свобод человека и гражданина, Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и области, а также уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1. Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1) защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в государственной защите;
2) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Основными принципами деятельности органов опеки и попечительства являются:
1) учет индивидуальных особенностей ребенка и его родителей, признание важности и уникальности воспитания ребенка в родной семье;
2) планирование мер по защите прав ребенка;
3) сотрудничество с кровными родителями в целях защиты интересов ребенка;
4) координация деятельности органов здравоохранения, образования, социальной защиты и других организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан, нуждающихся в государственной защите.
Органы опеки и попечительства при осуществлении функций опеки и попечительства взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти. Органы государственной власти осуществляют методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства и ее координацию, оказывают органам опеки и попечительства содействие в осуществлении их функций.
1. К полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам опеки и попечительства;
2) утверждение областных целевых программ защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в государственной защите;
3) установление минимальных социальных норм и нормативов предоставления социальных услуг и гарантий для лиц, находящихся под опекой и попечительством и в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающих минимально необходимый уровень их содержания, социального и медицинского обслуживания, образования, воспитания, полноценного развития.
2. К компетенции органа исполнительной власти Челябинской области относятся:
1) разработка и реализация областных целевых программ защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в государственной защите;
2) внесение в установленном порядке предложений по финансированию указанных областных целевых программ и мероприятий, распределению финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на их осуществление;
3) утверждение размера денежного пособия на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) или в приемной семье;
4) оказание консультативной и методической помощи органам опеки и попечительства, специализированным учреждениям, в которых находятся граждане, нуждающиеся в государственной защите, координация их деятельности;
5) формирование областного банка данных о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в определении в семьи граждан;
6) осуществление контроля за реализацией государственных полномочий в сфере опеки и попечительства, переданных органам местного самоуправления.
Статья 7. Исключена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.
Статья 8. Исключена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.
Статья 9. Исключена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.
Статья 10. Исключена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.
1. Для осуществления функций опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних может вводиться:
1) должность специалиста по охране прав детей из расчета 1 специалист на 2 тысячи несовершеннолетних граждан данного муниципального образования - в муниципальных органах управления образованием;
2) должность социального педагога из расчета 0,5 ставки при наличии детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до 20 человек, 1 ставка - свыше 20 человек - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
2. Исключен. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.
1. Планирование и финансирование расходов на осуществление опеки и попечительства производятся за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Финансирование расходов на оплату труда производится за счет средств бюджетов муниципальных образований.
3. Размер ежемесячного денежного пособия на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) или в приемной семье, определяется исходя из установленных натуральных норм.
4. Выплата пособия, предусмотренного настоящей статьей, осуществляется одновременно с выплатой заработной платы работникам образовательных учреждений.
1. В целях правовой защиты граждан и создания института опеки и попечительства органы местного самоуправления могут создавать комиссии по охране прав граждан, нуждающихся в государственной защите.
2. Исключен. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО. (Нумерация пунктов изменена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО)
2. Положение о комиссии утверждается представительным органом самоуправления.
4. Исключен. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченных служб (организаций), а также органы местного самоуправления несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
г. Челябинск
13 марта 2000 года
N 114-ЗО