Недействующий

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 марта 2000 года N 114-ЗО

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Признан утратившим силу Законом Челябинской области

от 10.11.2003 N 181-ЗО НГР: ru74000200300247

(в ред. Закона Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО)

Настоящий Закон регулирует порядок организации и осуществления деятельности органов опеки и попечительства в Челябинской области, устанавливает их компетенцию, основы взаимодействия с органами государственной власти.

Статья 1. Основные понятия и термины


В настоящем Законе используются следующие основные понятия и термины:

граждане, нуждающиеся в государственной защите - дети - сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; совершеннолетние недееспособные граждане; совершеннолетние ограниченно дееспособные граждане и совершеннолетние дееспособные граждане, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и исполнять свои обязанности;

дети - сироты - граждане в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей - граждане в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в случаях лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

план мероприятий по защите прав ребенка - документ органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности за защиту прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией); план составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана;

недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека;

ограниченно дееспособный гражданин - гражданин, ограниченный судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство;

опека - правовая форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан. Устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, лишившимися родительского попечения, над гражданами, которых суд признал недееспособными вследствие психического расстройства;

попечительство - правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения; над совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности; над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;

патронаж - правовая форма защиты интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

приемная семья - форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

усыновление (удочерение) - юридический акт, закрепленный решением суда, в силу которого между ребенком (усыновленным или удочеренным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми.

Статья 2. Органы опеки и попечительства Челябинской области


1. Органами опеки и попечительства Челябинской области (далее - органы опеки и попечительства) являются органы местного самоуправления.

2. Исключен. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.

Статья 3. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства


Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Всеобщей декларацией прав и свобод человека и гражданина, Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и области, а также уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 4. Основные задачи и принципы деятельности органов опеки и попечительства


1. Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

1) защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в государственной защите;

2) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Основными принципами деятельности органов опеки и попечительства являются:

1) учет индивидуальных особенностей ребенка и его родителей, признание важности и уникальности воспитания ребенка в родной семье;

2) планирование мер по защите прав ребенка;

3) сотрудничество с кровными родителями в целях защиты интересов ребенка;

4) координация деятельности органов здравоохранения, образования, социальной защиты и других организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан, нуждающихся в государственной защите.

Статья 5. Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами государственной власти


Органы опеки и попечительства при осуществлении функций опеки и попечительства взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти. Органы государственной власти осуществляют методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства и ее координацию, оказывают органам опеки и попечительства содействие в осуществлении их функций.

Статья 6. Компетенция органов государственной власти Челябинской области


1. К полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам опеки и попечительства;

2) утверждение областных целевых программ защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в государственной защите;

3) установление минимальных социальных норм и нормативов предоставления социальных услуг и гарантий для лиц, находящихся под опекой и попечительством и в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающих минимально необходимый уровень их содержания, социального и медицинского обслуживания, образования, воспитания, полноценного развития.

2. К компетенции органа исполнительной власти Челябинской области относятся:

1) разработка и реализация областных целевых программ защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в государственной защите;

2) внесение в установленном порядке предложений по финансированию указанных областных целевых программ и мероприятий, распределению финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на их осуществление;

3) утверждение размера денежного пособия на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) или в приемной семье;

4) оказание консультативной и методической помощи органам опеки и попечительства, специализированным учреждениям, в которых находятся граждане, нуждающиеся в государственной защите, координация их деятельности;

5) формирование областного банка данных о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в определении в семьи граждан;

6) осуществление контроля за реализацией государственных полномочий в сфере опеки и попечительства, переданных органам местного самоуправления.

Статья 7. Исключена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.

Статья 8. Исключена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.

Статья 9. Исключена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.

Статья 10. Исключена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.

Статья 11. Кадровое обеспечение органов и учреждений, выполняющих функции опеки и попечительства


1. Для осуществления функций опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних может вводиться:

1) должность специалиста по охране прав детей из расчета 1 специалист на 2 тысячи несовершеннолетних граждан данного муниципального образования - в муниципальных органах управления образованием;

2) должность социального педагога из расчета 0,5 ставки при наличии детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до 20 человек, 1 ставка - свыше 20 человек - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

2. Исключен. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.

Статья 12. Финансовое обеспечение деятельности по осуществлению опеки и попечительства


1. Планирование и финансирование расходов на осуществление опеки и попечительства производятся за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Финансирование расходов на оплату труда производится за счет средств бюджетов муниципальных образований.

3. Размер ежемесячного денежного пособия на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) или в приемной семье, определяется исходя из установленных натуральных норм.

4. Выплата пособия, предусмотренного настоящей статьей, осуществляется одновременно с выплатой заработной платы работникам образовательных учреждений.

Статья 13. Организация работы комиссии по охране прав граждан, нуждающихся в государственной защите


1. В целях правовой защиты граждан и создания института опеки и попечительства органы местного самоуправления могут создавать комиссии по охране прав граждан, нуждающихся в государственной защите.

2. Исключен. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО. (Нумерация пунктов изменена. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО)

2. Положение о комиссии утверждается представительным органом самоуправления.

4. Исключен. - Закон Челябинской области от 10.10.2001 N 37-ЗО.

Статья 14. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение настоящего Закона


За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченных служб (организаций), а также органы местного самоуправления несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 15. Вступление настоящего Закона в силу


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН

г. Челябинск

13 марта 2000 года

N 114-ЗО

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»