Недействующий

Законодательное собрание Челябинской области

Постановление

от 24 июня 1999 года N 578

О Концепции государственной молодежной политики в Челябинской области      

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Законодательного собрания Челябинской области
 от 28.10.2004 N 1489
____________________________________________________________________



Законодательное собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Концепцию государственной молодежной политики в Челябинской области.

Первый заместитель председателя Законодательного собрания
А.С.Саломаткин


Приложение
к решению Коллегии при Губернаторе области
от 22.10.98 N 10/3

     
Концепция государственной молодежной политики в Челябинской области


Концепция государственной молодежной политики и Челябинской области разработана на основании постановления Губернатора Челябинской области от 23 апреля 1998 года N 234.

Данный документ является продолжением работы по созданию в Челябинской области нормативной правовой базы для реализации молодежной политики, заложенной в Законе Челябинской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области".

I. Анализ проблемы


Проблемы молодежи неотделимы от проблем общества и государства. В настоящее время молодое поколение испытывает на себе все негативные последствия нестабильности политической и социально-экономической обстановки.

Основные процессы, происходящие в молодежной среде, характеризуются следующими тенденциями:

1. Обострение демографической ситуации.

В 1987 году на 1000 человек населения приходилось 17,5 родившихся, в 1997 году эта цифра сократилась до 8,5.

2. Повышение общего образовательного и профессионального уровня молодежи.

С 1996 по 1997 год возросло количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях (на 12,3%) - 67,7 тыс. человек. Однако, серьезные проблемы наблюдаются в сфере трудоустройства. По состоянию на 1 января 1998 года в общей численности безработной молодежи доля выпускников различных образовательных учреждений составили 32,5%, в том числе выпускников общеобразовательных школ - 9,5%, системы начального профессионального образования - 12,1%.

Данное положение дел является следствием общего социально-экономического кризиса и отсутствия заинтересованности работодателей в трудоустройстве молодежи.

3. Криминализация молодежной среды.

По итогам первого квартала 1998 года преступность среди несовершеннолетних в связи с незаконным оборотом наркотиков в целом по области составила 328,5%. Постоянно возрастает доля несовершеннолетних участников преступлений: 1995 год - 43%, 1996 год - 46%, 1997 год - 55%.

Анализ причин и условий подростковой преступности, наркомании и пьянства свидетельствует о том, что каждый второй из числа привлеченных к уголовной ответственности нигде не работал и не учился.

Кроме этого, закрытие бесплатных секций, клубов по месту жительства, неумение подростков самостоятельно заполнить свой досуг являются важными причинами увеличения преступности среди несовершеннолетних, приводят к снижению интереса молодых людей к жизни.

4 Ухудшение здоровья молодых.

По данным органов здравоохранения у каждого третьего школьника имеются отклонения нервно-психического развития, 85% учащихся 10-11 классов, профессиональных училищ имеют существенные нарушения здоровья.

Заметно растет количество болезней социального характера: венерические заболевания, педикулез, чесотка и других. В 1996 году в числе 110 тыс. жителей области, заболевших венерическими болезнями, было 1900 подростков и 577 детей.

Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков почти в два с половиной раза выше, чем среди всего населения. Подростки злоупотребляют наркотиками в 6,3 раза чаще, чем население всех возрастов.

5. Ослабление института семьи.

С 1992 по 1997 годы количество браков по городам и районам сократилось с 26025 до 22787.

Кризисные явления отражаются на родительских отношениях. Отказ матерей от новорожденных, проявление жестокости по отношению к детям, отказ от заботы о детях привели к тому, что более половины сирот - дети, имеющие живых родителей.

Социологические исследования, проведенные в Челябинской области, четко обозначили основные причины кризиса семьи:

нестабильность общественной жизни, неуверенность в завтрашнем дне;

низкий уровень жизни, снижение возможности семьи создавать детям нормальные условия для воспитания и образования;

падение уровня морали, нравственности в обществе.

В новых условиях молодая семья все чаще вынуждена переходить на стратегию выживания.

6. Ослабление влияния государства на развитие личности молодого человека.

Социологические исследования на тему "Жизненные планы молодежи" показали, что 24,1 процента опрошенной молодежи Челябинской области хотели бы жить в другой, более благополучной стране, а 19,5 процента в детстве никогда не рассказывали о Родине, ее знаменитых людях, героях, умельцах, изобретателях, ученых.

7. Четко выраженное стремление молодежи к объединению, в основном, через "неформальные" группы.

Такое объединение позволяет молодым людям менее болезненно переживать процесс адаптации к "взрослой" жизни. По данным областных социологических исследований 52,9% молодых людей думают, что им нужны свои общественные организации. Однако, из-за низкой самоорганизации, в таких объединениях состоят только 4% опрощенных. Между тем, участие в деятельности молодежного объединения является одним из важных условий развития молодой личности.

При реализации молодежной политики необходимо отдельно работать с лидерами молодежных организаций, формируя их положительные личные качества.

Можно выделить две основные тенденции формирования общественного сознания нынешнего поколения молодежи на ближайший период:

низкий уровень влияния на молодежь государственных органов, обязанных осуществлять работу с нею (21,2% опрошенных указывают, что государство и общество ничего не делают для молодежи);

общественная пассивность самой молодежи (42,3% считают, что им сейчас не до гражданской активности, важнее выжить, завершить учебу, найти работу).

II. Общие положения

1. Основные термины и понятия

В настоящей концепции используются следующие термины и понятия:

государственная молодежная политика области - совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти области в своей деятельности в отношении молодежи, а также сама деятельность органов государственной власти области в отношении молодежи;

молодые граждане, молодежь - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности органов государственной власти, в возрасте от 14 до 30 лет;

молодежные и детские объединения - организации молодых граждан, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

2. Органы государственной власти, осуществляющие молодежную политику

Молодежная политика, реализуемая в Челябинской области, должна иметь межведомственный характер и осуществляться путем координации деятельности организаций, занимающихся проблемами молодежи.

Молодежными проблемами занимаются следующие органы государственной власти: комитеты по делам молодежи, органы, осуществляющие управление в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения и подведомственные им учреждения; органы социальной защиты населения; службы занятости; военные комиссариаты; правоохранительные органы; областная комиссия по делам несовершеннолетних; а также средства массовой информации.

3. Цели государственной молодежной политики

Целями государственной молодежной политики являются:

создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики области;

распространение социально значимых ценностных ориентаций;

социальная поддержка молодежи.

4. Финансовое обеспечение молодежной политики

Финансовое обеспечение молодежной политики складывается из:

финансирования молодежных федеральных программ;

финансирования по соответствующей строке областного бюджета через комплексные программы структурными подразделениями администрации области;

внебюджетных поступлений.

5. Принципы государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика базируется на следующих принципах:

признание молодежи как социальной группы, имеющей стратегическое значение для будущего общества;

обеспечение социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству;

привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации программ, касающихся молодежи и общества в целом;

максимальное концентрирование финансовых, материальных, кадровых ресурсов на решение основных проблем молодежи;

предоставление равных стартовых возможностей при включении в социально-экономическую и культурную жизнь области для всех групп молодежи.

III. Основные направления реализации государственной молодежной политики

1. Развитие социальной базы молодежной политики:

становление разветвленной сети учреждений, решающих вопросы молодежи;

создание межведомственной комиссии по реализации основных положений Концепции;

создание организаций для работы с молодежью по месту жительства (подростковые, молодежные, студенческие клубы, кафе, центры отдыха);

восстановление механизма трехпроцентных отчислений от коммунальных платежей на работу с молодежью по месту жительства;

создание механизма отбора и поддержки социально значимых идей и проектов в области молодежной политики.

2. Формирование здорового образа жизни:

развитие системы специального медицинского обслуживания и социально-психологической реабилитации молодых людей, страдающих наркоманией;

проведение профилактических медицинских мероприятий, направленных на улучшение здоровья молодежи;

содействие в организации оздоровительных акций для отдельных категорий детей и молодежи, нуждающихся в особой заботе;

координация деятельности органов, осуществляющих регулирование в сфере образования, здравоохранения и спорта по развитию детско-юношеского массового спортивного движения, обеспечивающего массовость и доступность спортивных мероприятий;

борьба с такими формами поведения молодежи как участие в криминальных группировках, употребление наркотиков, алкоголя;

деятельность органов государственной власти области по пропаганде здорового образа жизни, создание новых образцов для подражания, стиля жизни, основанного на здоровье и физическом совершенствовании.

3. Развитие гражданской позиции и патриотизма:

формирование уважительного отношения молодых людей к государственной символике, к истории России и историческим традициям;

привлечение ветеранских организаций к воспитанию подрастающего поколения;

проведение экспедиций и походов поисковых отрядов, увековечение памяти защитников Родины, организация оборонно-спортивных и военно-технических лагерей, проведение оборонно-спортивных мероприятий.

4. Поддержка талантливой молодежи:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»