ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2004 года N 1489
О принятии Концепции государственной молодежной политики в Челябинской области
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 24.08.2006 N 242.
____________________________________________________________________
Законодательное собрание Челябинской области
постановляет:
1. Принять Концепцию государственной молодежной политики в Челябинской области (приложение).
2. Признать утратившим силу постановление Законодательного собрания Челябинской области от 24 июня 1999 года N 578 "О Концепции государственной молодежной политики в Челябинской области" (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 1999, вып. 1, апрель-июнь).
Председатель
Законодательного собрания
В.Ф.Давыдов
КОНЦЕПЦИЯ
государственной молодежной политики в Челябинской области
1. Государственная молодежная политика в Челябинской области (далее - государственная молодежная политика) - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства в субъекте Российской Федерации - Челябинской области. Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия.
Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в развитии России.
Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области.
Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства - это инвестиции в развитие стратегических ресурсов государства.
2. Концепция государственной молодежной политики в Челябинской области (далее - Концепция) представляет собой систему положений, принципов, приоритетных направлений и основных механизмов ее реализации. Концепция учитывает потребность в активизации действий всех органов государственной власти Челябинской области, согласовании государственных и общественных интересов при обеспечении поддержки молодежи на этапе ее социального становления.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Челябинской области и законодательства Челябинской области.
Современная концепция государственной молодежной политики призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, здравоохранения, демографических процессов, науки, культуры, национальных отношений, экологии, физкультуры, спорта и отдыха.
Концепция опирается на статистические данные о молодежи в Челябинской области и опыт реализации государственной молодежной политики.
Концепция является основой деятельности для органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной молодежной политики.
3. Государственная молодежная политика исходит из:
1) необходимости создания основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения достойной жизни народа, укрепления и развития генофонда, национальной безопасности государства;
2) признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развивающегося общества;
3) понимания важности государственной поддержки молодых граждан в современных условиях социально-экономической трансформации общества, в обеспечении их образования, воспитания и развития на этапе социального становления, в процессе включения в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления социальных, гражданских инициатив, реализации ими своих прав и обязанностей;
4) необходимости повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства с организациями и физическими лицами по вопросам защиты прав и законных интересов молодых граждан, стимулированию их самостоятельности и созидательной активности.
4. Государственная молодежная политика проводится в отношении проживающих на территории Челябинской области:
1) граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
2) иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет, в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности органов государственной власти;
3) молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
4) молодежных объединений.
Социальное становление, получение соответствующего образования, начало трудовой деятельности, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание семьи, рождение и воспитание детей, интенсивная адаптация к различным формам социальных отношений, то есть начало активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала, приходится на указанный возрастной период. Именно в данный период исключительно важна государственная поддержка и создание условий для активного проявления созидательного потенциала молодежи во всех сферах государственной и общественной жизни.
Резкое ухудшение положения российской молодежи в последнее десятилетие выражается в росте темпов депопуляции, снижении качества жизни и здоровья молодых граждан, ухудшении условий для получения полноценного образования, безработице, увеличении числа наркозависимых лиц, а рост правонарушений и преступности в молодежной среде осложняет процесс созидательного участия молодежи в жизни общества и требует активизации государственной молодежной политики.
5. Субъектами реализации государственной молодежной политики выступают органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.
Государственная молодежная политика, реализуемая в Челябинской области, должна носить межведомственный характер и осуществляться путем координации деятельности субъектов, занимающихся проблемами молодежи.
Координация деятельности органов исполнительной власти Челябинской области по реализации государственной молодежной политики осуществляется органом исполнительной власти Челябинской области, реализующим государственную молодежную политику на территории Челябинской области на основании межведомственного подхода.
Исключительное значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики.
6. Государственная молодежная политика основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на следующих принципах:
1) ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;
2) приоритетность государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан; деятельности молодежных и детских общественных объединений;
3) ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни;
4) единство государственной молодежной политики на федеральном, областном и местном уровнях;
5) обеспечение предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного и физического развития, здоровья, трудоустройства, их дополнение и развитие на уровне муниципальных образований;
6) осуществление поддержки, координации и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики;
7) преемственность, стабильность и совершенствование мер по формированию и реализации государственной молодежной политики.
7. Государственная молодежная политика осуществляется в целях:
1) развития России как государства, обеспечивающего достойную жизнь своих граждан;
2) создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, их социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;
3) содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
4) воспитания и образования молодежи;
5) реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
6) использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;
7) создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
8) недопущения дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.
8. Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом реальных возможностей государства, результатов, достигнутых в осуществлении государственной молодежной политики Российской Федерации.
Приоритетами государственных интересов в отношении молодежи являются:
1) воспитание патриота - гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;
2) воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, вносящего вклад в экономику, науку, литературу и искусство, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
3) воспитание гражданина - труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного производства, обладающего качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;
4) воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений.
9. В формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие основные направления и механизмы;
1) государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития:
создание условий для недопущения ущемления прав и возможностей в получении полноценного образования молодыми гражданами из малоимущих, многодетных семей, молодыми гражданами, проживающими в городских населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек, сельских населенных пунктах, молодыми гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе молодыми гражданами из числа детей с ограниченными возможностями развитая, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодыми гражданами из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, уволенных в запас, и ветеранов боевых действий, а также особо одаренных молодых граждан;
формирование и реализация мер по созданию благоприятных условий для получения образования молодыми гражданами, поступившими в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на бюджетной основе и на основании договоров с оплатой ими стоимости обучения;
разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, по поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности;
реализация системы мер по государственной поддержке воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях;
разработка и реализация целевых программ (проектов) гражданского становления молодежи, ее культурного и физического развития, патриотического и духовно-нравственного воспитания, поддержки общественных объединений;
разработка и реализация мер по поддержке и поощрению талантливых молодых граждан в области образования, науки и техники и культуры;
координация и поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в области военно-патриотического, духовно-нравственного, экологического воспитания, профориентационной работы, введение в практику конкурсов программ и проектов в данной области;
формирование и реализация системы мер по повышению правовой культуры молодых граждан;
формирование и реализация мер по поддержке различных форм интеллектуального, нравственного, физического развития молодых граждан для их приобщения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, для активизации их участия в культурной жизни общества;
проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей по различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, организация досуга молодежи;
поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства;
2) содействие молодым гражданам в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и в формировании здорового образа жизни:
совершенствование мер государственной поддержки молодых граждан, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение здорового образа жизни молодых граждан, обеспечение безопасного материнства, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
активизация мер по профилактике наркомании и зависимости от наркотических средств и психотропных веществ, по лечению и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, по сохранению психического здоровья молодежи;