Действующий

О проекте новой редакции Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года


XI. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


Основной экономический механизм реализации Стратегии - экономическая политика, территориальное планирование и государственная финансовая поддержка. К экономическим механизмам относится также проведение многоцелевого мониторинга реализации Стратегии и оценка эффективности реализации поставленных целей и задач.  В ходе реализации Стратегии может возникнуть потребность внесения корректив в развитие стратегических направлений.

В настоящее время разработка Стратегии совпала с изменением федерального законодательства по организации государственного управления и местного самоуправления. Федеральные инициативы устанавливают новую конструкцию власти: полномочия, функции, ответственность государственной и муниципальной власти, форматы взаимодействия. В рамках формируемой методологии государственного планирования необходимо совершенствование системы управления и планирования с целью сокращения сроков и качества принятия решений, обеспечения эффективности осуществления долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ.

Органическая связь перспективных и текущих планов обеспечивается общностью целей и путей решения экономических и социальных задач в рамках Стратегии развития Республики Карелия, единой методологией планирования, согласовывающей Стратегию на государственном и муниципальном уровнях, а также координирующей решения и действия субъектов, направленных на преодоление технологической неоднородности экономики и осуществление крупных экономических проектов.

Планы осуществляются путем формирования и реализации региональных целевых программ, с проработкой возможности участия со стороны федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы и использования других инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета. В  то же время это не только расходы, но и в большой степени инструмент для повышения эффективности существующих расходов за счет институциональных и иных решений, осуществляемых в рамках системы мер экономической и социальной политики республики.  

В комплекс региональных программ по обеспечению реализации стратегии развития входит и система мероприятий кадрового обеспечения, основными задачами которой являются: организация системы повышения квалификации, переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации проектов и программ развития территории и организация управленческого консультирования.

К другим механизмам реализации Стратегии относятся:


- правовой механизм;


- механизм самофинансирования;


- механизм согласования с российскими и международными форматами;


- механизм координации субъектов регионального развития и достижения общественного согласия.

Правовой механизм реализации Стратегии включает следующие сферы: социально-экономическое развитие территории, тарифы субъектов монополий, предпринимательская деятельность, инвестиционный процесс, градостроительная деятельность, общественные финансы и межбюджетные отношения, внедрение БОР, частно-государственное партнерство (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам и т.д.), местное самоуправление и другие вопросы. Предусматривается изменение действующих и разработка новых нормативных правовых актов Республики Карелия, направленных на обеспечение реализации Стратегии по всем направлениям деятельности органов государственной власти республики, а также подготовка предложений по совершенствованию федеральной нормативной правовой базы.

Реализация инвестиционных проектов осуществляется через механизм самофинансирования со стороны осуществляющих эти проекты субъектов хозяйственной деятельности. Отбор наиболее эффективных проектов, соответствующих стратегическим приоритетам, и поддержка их Правительством Республики Карелия, осуществляется в рамках формирования региональных целевых программ.  

Согласование Стратегии Республики Карелия с российскими и международными форматами необходимо, поскольку при стратегическом управлении предусматривается выход за административные границы, а также осуществление совместных (с другими субъектами управления в рамках транснационализации экономики) проектов.

Механизм координации субъектов регионального развития и достижения общественного согласия при реализация Стратегии в целом и отдельных проектов предполагает:


- согласование основных направлений экономической политики между государством и участниками рынка, определение необходимых и приемлемых форм снятия барьеров со стороны государства и ответных шагов участников рынка;


- принятие взаимных гарантий соблюдения правил игры всеми сторонами (в рамках гражданского общества);


- установление легитимных механизмов контроля за соблюдением договоренностей и разрешением конфликтов.

Для реализации Стратегии республиканской власти в соответствии  с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р, Концепцией административной реформы Российской Федерации в 2006-2010 годах и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2008 года N 157-р)  и Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. N 249, формируется благоприятная высококонкурентная институциональная среда, определяющая экономический порядок и форматы действенных соглашений, доступные и понятные правила игры, стимулирующая предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику региона.