ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 июля 2011 года N 347р-П

[Об утверждении Региональной целевой программы стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы]

(с изменениями на 16 мая 2014 года)


____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Распоряжением Правительства Республики Карелия N 261р-П от 16 мая 2014 года

____________________________________________________________________

В целях реализации пункта 2а Поручения Президента Российской Федерации от 24 июля 2009 года N Пр-1890:

1. Утвердить прилагаемую Региональную целевую программу стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Главы Республики Карелия Канчера Ю.А.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.


Глава Республики Карелия
А.В. Нелидов


Региональная целевая программа
стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы
(утв. распоряжением Правительства Республики Карелия от 8 июля 2011 г. N 347р-П)

     
Паспорт
Региональной целевой программы стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы

Наименование Программы

- Региональная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- поручение Президента Российской Федерации от 24 июля 2009 года N Пр-1890
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050)

Решение о разработке Программы Правительством Республики Карелия

- поручение Главы Республики Карелия от 11 октября 2010 года N ПГ 5.1 (заседание Президиума Правительства Республики Карелия от 11 октября 2010 года N 5)

Государственный заказчик Программы

- Министерство строительства Республики Карелия

Основные разработчики - исполнители Программы

- Министерство строительства Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия,
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия,
Министерство образования Республики Карелия, Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам

Цель Программы

- повышение доступности жилья для населения путем строительства жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности, а также ценовой доступности, в том числе достижение установленных для Республики Карелия контрольных значений целевого показателя по вводу жилья

Задачи Программы

- основные задачи Программы:
1. Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья.
2. Создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.
3. Государственная поддержка граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий.
4. Создание условий для повышения доступности ипотечного жилищного кредитования для граждан республики и внедрение новых ипотечных программных продуктов, реализуемых открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК").
5. Обеспечение устойчивого развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (займов).
6. Создание условий для обеспечения земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, социальной, коммунальной и дорожной инфраструктурой.
7. Оказание содействия муниципальным образованиям при разработке градостроительной документации.
8. Развитие базы промышленности строительных материалов Республики Карелия (с учетом внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, материалов и решений).
9. Снижение административных барьеров в строительстве.
10. Формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов.
11. Увеличение доли строительства жилья экономического класса, включая создание фонда жилья социального найма, арендного жилья.
12. Информационная открытость при формировании государственной политики по стимулированию развития жилищного строительства

Важнейшие целевые показатели Программы

- годовой объем ввода жилья, в том числе жилья экономического класса, малоэтажного жилья, многоэтажного жилья;
обеспеченность населения жильем;
доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде;
коэффициент доступности жилья для населения;
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств

Сроки и этапы реализации Программы

- сроки реализации Программы 2011-2015 годы в два этапа:
I этап (2011-2012 годы):
разработка нормативно-правовой базы;
формирование земельных участков под жилищное строительство;
II этап (2013-2015 годы):
комплексное освоение земельных участков

Объемы и источники финансирования Программы

- финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий соответствующих долгосрочных целевых программ Республики Карелия, ведомственных целевых программ, адресной инвестиционной программы Республики Карелия, текущего финансирования, и средств внебюджетных источников

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- по результатам реализации Программы планируется достижение следующих конечных результатов:
1. Достижение годового объема ввода жилья в 2015 году 350,0 тыс.кв. метров общей площади с перспективой увеличения к 2020 году до 685,0 тыс.кв. метров.
2. Увеличение доли годового ввода к 2015 году:
- жилья экономического класса до 30 процентов;
- малоэтажного жилья до 40 процентов.
3. Достижение обеспеченности населения жильем к 2015 году до 26,06 кв. метра на человека.
4. Обеспечение территории Республики Карелия документами территориального планирования и градостроительного зонирования в полном объеме.
5. Создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда.
6. Формирование условий для строительства доходных домов на жилищном рынке.
7. Ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, не менее 2 процентов

Система организации контроля за реализацией Программы

- оперативный контроль за реализацией и общая координация хода выполнения Программы обеспечивается государственным заказчиком Программы. Органы исполнительной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия (по согласованию), участвующие в реализации Программы, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику Программы отчеты о ходе реализации Программы. На основании представленных сведений государственный заказчик Программы осуществляет ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации Программы, составляет ежеквартальный отчет о результатах реализации мероприятий Программы, ежегодно проводит оценку эффективности реализации Программы, готовит доклад о выполнении Программы.
Контроль осуществляется рабочей группой по обеспечению реализации на территории Республики Карелия приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

(таблица в редакции Распоряжения Правительства Республики Карелия N 261р-П от 16 мая 2014 года,- см. предыдущую редакцию)

     
Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Одной из приоритетных задач развития как Российской Федерации, так и Республики Карелия является наращивание объемов строительства жилья, в том числе малоэтажного, и повышение его доступности для семей с различным уровнем доходов, а также стимулирование спроса на жилье путем совершенствования методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий.

Основным из направлений государственной жилищной политики является реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", задачи которого направлены на создание условий для развития жилищного строительства в регионе, сбалансированного стимулирования спроса и предложения на жилищном рынке.

Основной стратегической целью развития Республики Карелия является повышение качества жизни населения, одним из показателей которого является обеспечение населения жильем.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Высокая потребность в улучшении жилищных условий жителей Республики Карелия, значительная рыночная стоимость жилья по сравнению со среднедушевыми доходами граждан обуславливают необходимость принятия мер для решения обозначенных проблем.

1.1. Состояние жилищного фонда и жилищное строительство в Республике Карелия


В Республике Карелия на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста показателей ввода жилья. Ежегодный прирост составлял не менее 10%, за исключением 2010 года, когда снижение объемов ввода жилья по отношению к 2009 году составило 13,5%.

Это связано с экономической ситуацией 2008-2009 годов, которая повлияла на развитие строительной отрасли республики в части сокращения количества вновь начинаемых строительством объектов жилищного строительства.

По итогам 2010 года ввод жилья в республике составил 142,55 тыс.кв. метров, что к запланированному вводу жилья (140,0 тыс.кв.м) составило 101,8%. Из них индивидуальными застройщиками построено 44,14 тыс.кв. метров общей площади жилых домов. Удельный вес индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного в 2010 году жилья - 31%. К уровню 2009 года ввод жилья составил 86,6%.

Динамика жилищного строительства в Республике Карелия представлена на диаграмме (тыс.кв. метров):



Несмотря на тенденцию роста объемов вводимого жилья, Республика Карелия отстает по масштабам жилищного строительства от других субъектов Северо-Западного федерального округа. По итогам 2010 года республика находится на 8 месте по Северо-Западному федеральному округу. В расчете на душу населения ввод жилья в 2010 году составил 0,22 кв. метра (8 место по округу).

Всего за последние 6 лет в Республике Карелия:

предприятиями строительной отрасли Республики Карелия выполнено работ на сумму 42,1 млрд. рублей;

объем инвестиций в основной капитал, направленный на увеличение основных фондов, составил более 116,2 млрд. рублей;

построено 782,3 тыс.кв. метров жилья, что составляет 4,7% от всего имеющегося на сегодняшний день жилищного фонда Республики Карелия;

построено 10550 квартир, в том числе 2445 квартир - в индивидуальных жилых домах.

На основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия по состоянию на 1 января 2011 года жилищный фонд республики составляет 16354,1 тыс.кв. метров общей площади жилых помещений, из них 73% находится в городской местности и 27% - в сельской.

В целом уровень обеспеченности населения республики жильем достаточно высокий и на 1 января 2011 года составлял 24,19 кв. метра на одного жителя, что выше среднего значения по России на 12,6%. По Северо-Западному федеральному округу республика находится на 6 месте.

Однако не все существующее жилье удовлетворяет условиям качественного, комфортного жилья. Только 61,5% жилищного фонда республики оборудовано водоснабжением, канализацией, отоплением, ваннами (душем). Следовательно, на одного жителя республики приходится только 14,5 кв. метра благоустроенного жилья.

Кроме того, 3,6% жилищного фонда республики составляет ветхий и аварийный жилищный фонд, 8,1% жилищного фонда построено ранее 1946 года, 2,5% жилищного фонда имеет износ более 65%.

Существующий жилищный фонд имеет тенденцию к износу, поэтому очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий широких слоев населения.

По состоянию на 1 января 2011 года общая потребность населения, проживающего на территории Республики Карелия, в улучшении жилищных условий, оценивается в размере 1037,0 тыс. квадратных метров общей площади жилья, в том числе:

587,0 тыс.кв. метров - на расселение ветхого и аварийного жилищного фонда;

450,0 тыс.кв. метров - на предоставление жилья гражданам, состоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, из расчета предоставления 18 кв. метров общей площади жилья на каждого.

Потребность в строительстве коммерческого жилья в республике составляет порядка 150,0 тыс.кв. метров общей площади жилья в год.

Коэффициент доступности жилья в республике достаточно высок, и в 2010 году он составил 4,37 лет. По Северо-Западному федеральному округу он выше только в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

Для снижения коэффициента доступности жилья необходимы меры направленные на стимулирование предложения на жилищном рынке, снижение себестоимости строительства жилья.

1.2. Малоэтажное жилищное строительство в Республике Карелия


Развитие малоэтажного домостроения - одно из приоритетных направлений массового жилищного строительства.

На 1 января 2011 года ввод индивидуального жилья в республике составляет более 30% от общего объема.

Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме ввода жилья представлена на диаграмме.



Значительная часть населения республики (более 320,0 тыс. человек из общего числа населения республики 644,2 тыс. человек) проживает в малых городах, численностью меньше 20,0 тыс. человек, и сельской местности.

Удельный вес индивидуального жилищного строительства в городской и сельской местности (в % к общему объему ввода индивидуального жилья) представлен на диаграмме:



Развитие малоэтажного строительства - это реальная возможность ускорить обеспечение граждан комфортным жильем по доступным ценам. Для этого необходимо обеспечить реализацию проектов по строительству новых районов малоэтажной застройки, ускоренное вовлечение в оборот новых земельных участков, их обустройство инженерной инфраструктурой, развитие индустрии быстровозводимого, энергоэффективного, экологичного индивидуального жилья.

С целью развития малоэтажного жилищного строительства и создания благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере на территории Республики Карелия:

1) распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 июня 2008 года N 281 р-П утверждена отраслевая целевая программа "Развитие индивидуального жилищного строительства в Республике Карелия" на 2008-2010 годы.

В программе определены пути и порядок оказания государственной поддержки, содействия индивидуальным застройщикам и муниципальным образованиям по развитию малоэтажного жилищного строительства;

2) Законом Республики Карелия от 12 ноября 2007 года N 1134-ЗРК "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд" определены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, в том числе для строительства индивидуальных жилых домов, на землях населенных пунктов (до 150 кубических метров древесины на корню один раз в 20 лет на семью или одиноко проживающего гражданина).

В 2010 году в рамках Закона заключено 325 договоров купли-продажи лесных насаждений для строительства индивидуальных жилых домов на 48,2 тыс.куб. метров леса;

3) в рамках проводимых мероприятий по газификации республики, разработана проектно-сметная документация, которая учитывает перспективную малоэтажную застройку на территории газифицируемых населенных пунктов. Потребность в объемах природного газа учитывает расходы, как на пищеприготовление, так и на горячее водоснабжение и отопление, что существенно повышает комфортность, экономичность и экологичность возводимого малоэтажного жилья;

4) в целях информирования граждан, проживающих на территории Республики Карелия и желающих построить индивидуальный жилой дом, разработана "Памятка застройщику индивидуального жилья", в которой даны подробные рекомендации от первого до последнего этапа возведения жилого дома, то есть от выбора типа строения до ввода его в эксплуатацию (порядок предоставления земельного участка под индивидуальную жилую застройку, необходимость составления проектной документации, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, и т.д.);

5) выполнена научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа "Исследования дощатых конструкций с податливыми соединениями", которая решает задачи применения в строительной практике Республики Карелия прогрессивных средств соединения дощатых конструкций. В рамках работы создана программа расчета перемещений узлов фермы, позволяющая выполнять вариантное проектирование дощатых конструкций с податливыми соединениями, проектировать конструкции минимальной материалоемкости, что позволяет сократить затраты граждан при строительстве индивидуальных жилых домов.

Основными проблемами малоэтажного жилищного строительства являются:

1. Отсутствие в основной массе генеральных планов поселений и проектов планировки территорий под малоэтажное жилищное строительство.

2. Высокая стоимость работ (акт выбора земельного участка, работы по межеванию и постановке на кадастровый учет, формирование землеустроительного дела) по определению границ земельного участка. Средняя стоимость работ по формированию участка для индивидуального жилищного строительства с последующим выставлением на аукцион составляет 80,0 тыс. рублей. Сроки исполнения работ колеблются от 3 до 12 месяцев.

3. Отсутствие достаточного количества сформированных земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, особенно на территориях привлекательных для развития индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) (Прионежский, Пряжинский, Лахденпохский, Сортавальский, Питкярантский районы и Петрозаводский городской округ).

4. Возможность "замораживания" предоставленных земельных участков под индивидуальную застройку на период выдачи разрешения на строительство (на срок 10 лет), вывода таких участков на вторичный "спекулятивный" рынок. Эксплуатация законченных строительством жилых домов без получения разрешений на ввод объектов.

1.3. Состояние разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Карелия


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»